Игра-путешествие "Урок в старой школе"
план-конспект урока (5 класс) по теме

 

С.С.Самарова, Н.Н.Упадышева, Н.А.Морозова

Мероприятие было проведено в форме игра-путешествия. Выбранная форма проведения соответствует возрасту детей.

Выбор темы обусловлен системой воспитательной работы группы, возрастными особенностями детей, актуальностью проблемы.

Цели мероприятия:
показать, что можно сделать сегодня в современной школе в рамках конституции по вопросам нравственного воспитания через комплексный краеведческий музей «Сохранение традиций, воспитание гражданина, патриота».
показать готовность детей к восприятию музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции, эстетического наслаждения и т.д.),
формировать музейную культуру (умение выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их с общественно-исторической позиции, как частицу истории),
способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям.

Перед воспитанниками мы ставим проблемные вопросы:
Чем школа прошлого отличается от современной?
Какие предметы изучают сейчас, а какие изучали в старой школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_staroy_shkole_-3.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ «Вологодская школа – интернат № 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени В.А.Гаврилина»

Игра-путешествие

« Урок в старой школе»

/музей «История школы»/

С.С.Самарова -  воспитатель

Н.А.Морозова – воспитатель

Н.Н.Упадышева – воспитатель

2008 год

УРОК В СТАРОЙ ШКОЛЕ

Место проведения: раздел комплексного школьного краеведческого музея «Культура православия»

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: старая доска, парта, чернильница с чернилами, ручки с пером, тетради в клеточку и линеечку, простой карандаш, ластик, аршин угловой, метр, маленькая парта, старое изображение требования к расположению тетрадей при письме, ксерокопии по чистописанию, костюмы Мальвины и Буратино, словарь Ожегова, книга А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино», отрезок парчи.

Цель:

  1. показать, что можно сделать сегодня в современной школе в рамках конституции по вопросам нравственного воспитания через  комплексный краеведческий музей «Сохранение традиций, воспитание гражданина, патриота».
  2. показать готовность детей к восприятию музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции, эстетического наслаждения и т.д.),
  3. формировать музейную культуру (умение выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их с общественно-исторической позиции, как частицу истории),
  4. способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям.

Ход урока:

Сегодня, ребята, мы с Вами совершим небольшой экскурс во времени. Давайте представим,  что мы с Вами находимся не в 2007 году, а, допустим, в 1907. В те давние времена немногим была доставлена возможность, обучаться в школе. У тех, кто все - таки имел такую возможность, мы сегодня побываем в гостях.

Вопрос: Знаете ли вы, чем писали в старой школе?

Ответ: пером, чернилами.

Вопрос: Легко ли было писать пером и чернилами? Давайте вспомним с вами сказку, которую мы с вами читали и смотрели кинофильм, Алексея Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино»

Вопрос к залу: каких сказочных персонажей вы помните из этой сказки?

Ответы детей: Пьеро, Артемон, Карабас Барабас,  Буратино, Мальвина…

К нам в гости сегодня пришли  Буратино и Мальвина, которые нам сегодня  помогут разобраться в этом????

 Сценка.

- займемся диктантом – сказала девочка Мальвина

она подняла к потолку хорошенькие глаза:

-Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

А нам известно, что Буратино никогда не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: «Пишите», и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее из даже брызнули слезы.

- вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Вопрос к залу: Итак, ребята, легко ли было писать пером и чернилами?

Ответы детей:

В старой школе проводили урок чистописания.

Вопрос к залу: Как вы думаете, чему учили на этом уроке?

Ответы:

Письмо перьевой ручкой требовало определенной сноровки, так как перо нужно было постоянно обмакивать в чернила, которые мажут, капают и растекаются, появляются кляксы как у Буратино. Поэтому детей сначала учили писать карандашом и только тогда, когда буквы были ровными и идеальными, труды вознаграждались перьевой ручкой.

  Обучение письму    в те времена было длительным и трудоемким. Все  прописи требовали полного выполнения всех   линий. Уже 100 лет назад было обращено внимание на то, что правильность написания, красота почерка во многом зависят от правильного положения ученика при письме.

Вопрос: а правильно ли наши ученики сидят за партой?

Ребята, перед вами правила положения учащихся при письме –  ( в это время Мальвина раздает ксерокопии гостям) это ксерокопия из старого руководства к обучению письму. Обратите внимание, некоторые буквы не встречаются в современном алфавите, но давайте попробуем их прочитать.

Дети читают ксерокопию стр. 25 абзац 2        

Вопрос:        Какие отличия вы заметили?

Предполагаемые ответы детей: на конце многих слов пишется твердый знак, другие орфограммы, в некоторых случаях по-другому пишутся буквы Е и И.

А теперь давайте приготовимся к письму.

Вопрос к залу: какие вы знаете правила положения тетрадей при письме.

Ответы детей:

В старой школе тоже существовали определенные требования к расположению тетрадей при письме. Давайте с ними познакомимся.

Дети читают ксерокопию, разнесенные Мальвиной.

Вопрос к залу: А сейчас изменились правила положения тетрадей?

Ответы: нет

Перед вами страница ксерокопии прописи, которой пользовались в 1907 году, посмотрите внимательно и давайте попробуем  написать также красиво перьевой ручкой и чернилами. Дети пишут одну фразу.

Вопрос к залу: а как вы пишете в своих тетрадях (показать лучшую тетрадь, похвалить). А как вы думаете, ребята, зачем нужно красиво и аккуратно писать?

Ответы детей: ( наводящие вопросы - представьте, что у вас появились новые друзья. Вы живете в разных городах, но у них нет телефона и тогда вы будете писать друг другу письма. Какое письмо вам будет приятнее и легче писать – красиво и аккуратно написанное или с помарками, написанное плохим почерком.)

Ребята,  думаю, вы согласитесь с тем, что всегда приятно посмотреть и подержать в руках красиво заполненную ровным почерком тетрадь. С хорошим, то есть четким и аккуратным, почерком обычно связывается понятие о вежливости и характере человека. Скверный и неразборчивый почерк мог в прежнее время помешать устроится на работу, получить повышение по службе.

Посмотрим что написали наши ученики. ( идет показ тетради. В тетради написана пословица: от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Идет разбор смысла пословицы с залом – какие слова вам не понятны; а кто из вас знает, что такое прибыль; кто может объяснить смысл этой пословицы.)

Мы приготовили для вас еще одну пословицу – прилежностью и стараньем преодолеваются трудности. Давайте попробуем ее объяснить.

Действительно, если вы будете стараться, то все получиться.

Вопрос к залу: как вы думаете, чем урок чистописания в старой школе похож на наш современный урок письма?:

Ответы детей Правильно, из старой школы к нам перешли правила положения учащихся при письме, правила положения тетради, аккуратность написания, которыми мы с вами постоянно используем на наших уроках русского языка.

Сценка.

-Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала Мальвина и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой…у вас в кармане два яблоко.

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного…

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока.Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

-Два

- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился – так здорово  подумал.

- Два.

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.

Вопрос к залу: правильно ли Буратино решил задачу?

Ответ: нет

Вопрос: а зачем ему нужно было учиться считать?

Ответ: чтобы уметь решать задачи

Вопрос: а надо ли вам уметь решать задачи?

Ответ: да

Вопрос: для чего нужно уметь решать задачи?

Ответ: 

Вопрос: а на каком уроке можно научиться считать и решать задачи.

Ответ: математике

Сейчас мы с Вами  на уроке арифметики (работа со словарем Ожегов Сергей Иванович: раздел математики, изучающий простейшие свойства, чисел, выраженных числами, и действиями над ними), который  проходил в начале 20 века.

  1. в каком веке мы с вами живем? (21)

а мы с вами побываем на уроке в начале 20 века. Назовите эти годы 19..1, 19..7 и т.д.

  1. сколько времени прошло? (100 лет назад)

У вас на парте лежат карточки с задачами того времени. Прочитайте и скажите, чем они отличаются от сегодняшних задач. ( карточки выдаются зрителям Мальвиной )

Карточка №1.

Изъ куска парчи въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

 

Прежде, чем мы с вами сделаем запись решения задачи, давайте посчитаем на счетных палочках и на счетах. (дети считают, затем подводится итог 2 работ)

Ръшение. 26 – 5 == 21(аршин)

20 аршин - выражает величину целого куска, 5 аршин – величину проданной части  куска, а ищем оставшуюся часть.

Вопрос к залу: что в этой задаче, ребята, вам не знакомо?

Ответ: или величина или аршин.

Словарная работа со словом аршин (аршин - русская мера длины 0,71 метра – оформленная карточка прикрепляется на доску) необходимо проработать с детьми с метровой линейкой и отмерить данную длину на  парче, но уже аршином.

Вопрос к залу: ребята, как вы думаете, где могли использовать данную величину в то время?

Ответ: в магазинах, лавках

Вопрос: А только ли в магазинах и лавках? Что можно было еще измерить?

Ответ: землю, помещения

Идет показ инструмента, которым измеряли землю в аршинах.

     За время работы с залом, ученики уже решили задачу №2.

А теперь давайте вернемся на наш урок. Посмотрим, что же там произошло за время нашей беседы.

Дети говорят: мы решили задачу!

 

Карточка №2.

Два поъзда идутъ навстръчу другъ другу; одинъ проходитъ 30 верстъ въ часъ, другой 40 верстъ. На сколько верстъ они сближаются въ часъ?

 

Работа на доске с чертежом одного ученика, а второго у себя в тетради.(подводится итог – сравнение ответов)

40 + 30 = 70 (верст)

Словарная работа со словом верста (русская мера длины 1, 06 километра – оформленная карточка прикрепляется на доску)

  Вопрос: вы ребята только что видели, как решали задачи возраст, которым уже 100 лет. Похожи ли они на те задачи, которые мы с вами решаем на уроках математики?

Ответ(Действия такие же, а величины измерения нет)

Итак, ребята, мы с вами побывали на 2 фрагментах урока в старой школе. В то время, кроме чистописания и арифметики в школе проходил урок История православной культуры или как его еще называли Закон божий.

На уроках Закона Божего детей учили не только молитвам ( с молитвы день начинался и заканчивался), но и   правилам поведения в домашней церкви, часовне, храме,  знакомили с православной культурой.

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь ее значимой и неотъемлемой частью, таковою у нас на Руси считаются храмы. Невозможно предоставить себе современный русский город или поселок без храма.(представление снимков различных храмов на стенах).

 Давайте подумаем и ответим на такой вопрос:

- для чего на Руси строились храмы,  какую роль они  играли в жизни людей

Ответ: (когда люди идут в храм, с чем идут в храм – когда горе: просят помощи, а когда радость – благодарят за помощь) (представление книг по храмам, картин)

Сегодня   мы с Вами познакомимся с маленькой частью нашей культуры -  убранством домашней церкви или часовни.

Мы находимся с Вами в нашем школьном музее «Культура православия».  Оглянитесь в округ, и скажите, что вы видите вокруг.

Ответы детей…

Это и есть убранство.

Вопрос:Как называлось самое красивое место в доме.

Ответ: красным углом

В прошлом, в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища- красном угле-  обязательно имелась полочка с иконами.  

 Вопрос: Знаете ли вы, что такое икона

Ответ: Икона (изображение священное с ликом святых)

Икона   была не просто семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Это и духовный центр, объединяющий всех членов семьи.

В красном углу находиться иконы

Вход Господен в Иерусалиме

Николай  Чудотворец

Вознесение Христа

Под иконами находится лампадка.

На левой стене расположена экспозиция с различными иконами

П

е

т

р

П

а

в

е

л

Д

м

и

т

р

и

й

Б

о

г

о

р

о

д

и

ц

а

П

а

н

т

е

л

е

й

м

о

н

Б

о

г

о

р

о

д

и

ц

а

С    А

В    м

Я    б

Т    р

О    о

Й    с

       и

       й

Иконы, изображающие праздники, знаменательные даты  жизни :

  1. Сретенье
  2.   Симеон и Иисус
  3. Все вехи жизни ИХ
  4. Поминальная
  5. успения Пресвятой Богородицы
  6. Рождество Христово

Иконы изображающая ИХ подарена Храмом Покрова на Торгу и Духовным училищем.

В домашней часовне всегда на центральной стене находился иконостас. Иконостас – это покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православной церкви. Перед вами на центральной стене в полную величину расположен иконостас, сделанный по всем церковным канонам под руководством отца Василия художником храма Покрова на Торгу Александром Зубовым.

             образ святой Троицы

преподобный Сергий

Радонежский

Богородица

Сам Вседержатель

Иисус Христос

Николай

Чудотворец

Святой

Великомученник

Пантелеймон

В углу весит кадило (предмет дьякона, используется во время литургии. В него кладут ладан. Кождение)

На противоположной стене находятся изображения храмов Великого Устюга и благодарственные письма Т.К.за уникальную работу по сохранению национальных традиций, 2 молитвы, одна из них для тех, кто плохо учиться.

Аналой ( высокий столик который во время богослужения является подставкой для иконы, креста, используется при чтении религиозных книг), на которой находится праздничная икона, чтобы прихожане могли к ним прикладываться (целовать ее).

Канун – подсвечник для поминания усопших с изображением Христа.

Храмовый подсвечник  – ставится у иконы за здравие

 

Сегодня мы с вами познакомились с убранством домашней церкви, часовни  Подумайте и ответьте на такой вопрос:

Где Вы  в обычной жизни встречаетесь с такими вещами?

А теперь давайте ответим на вопрос:

 Чем школа прошлого отличается от современной?

Какие предметы вы изучаете сейчас, а какие изучали в старой школе?

Чтобы вы хотели взять из старой школы в нашу?

 

Карточка №1.

Изъ куска парча въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

 

 

Карточка №2.

Два поъзда идутъ навстръчу другъ другу; одинъ проходитъ 30 верстъ въ часъ, другой 40 верстъ. На сколько верстъ они сближаются въ часъ?

Карточка №1.

Изъ куска парча въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

 

 

Карточка №2.

Два поъзда идутъ навстръчу другъ другу; одинъ проходитъ 30 верстъ въ часъ, другой 40 верстъ. На сколько верстъ они сближаются въ часъ?

Карточка №1.

Изъ куска парча въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

 

 

Карточка №2.

Два поъзда идутъ навстръчу другъ другу; одинъ проходитъ 30 верстъ въ часъ, другой 40 верстъ. На сколько верстъ они сближаются въ часъ?

Карточка №1.

Изъ куска парча въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

 

 

Карточка №2.

Два поъзда идутъ навстръчу другъ другу; одинъ проходитъ 30 верстъ въ часъ, другой 40 верстъ. На сколько верстъ они сближаются въ часъ?

Карточка №1.

Изъ куска парча въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

 

 

Карточка №2.

Два поъзда идутъ навстръчу другъ другу; одинъ проходитъ 30 верстъ въ часъ, другой 40 верстъ. На сколько верстъ они сближаются въ часъ?

Аршин    -     русская

мера    длины     0,71

                   

     метра      ( 71 см)

 Верста     -      русская

 мера      длины   1, 06

 километра (1 км 60м )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Урок в старой школе"

С.С.Самарова, Н.А.Упадышева, Н.А.МорозоваМероприятие было проведено в форме игра-путешествия. Выбранная форма  проведения  соответствует возрасту детей.Выбор темы  обусловлен  сист...

План внеклассной работы, отчеты о совершенных поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 7-го "б" класса в С-Пб. школе № 288 в 2011-2012 гг. Основные маршруты: Царское Село-Харьков-Святогорск-Изюм-Красный Лиман-Киев-Чернигов-Старая Ладога

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 7-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2011-2012 гг. Основ...

Методическая разработка образовательной прогулки по теме: «Старый» город в «новые» времена» для учащихся школы

Методическая разработка для проведения доп. занятий по ознакомлению с Санкт-Петербургом.Данное занятие предполагает 2 этапа: 1) занятие в классе, 2)выход в город. При выезде, педагог является тол...

История моей школы в старых фотографиях

История моей школы в старых фотографиях...

Методическая разработка образовательной прогулки по теме: «Старый» город в «новые» времена» для учащихся школы»

Методический материал с приложением для интерактивной прогулки с учащимися...