Конспект по теме: "Дифференциация звуков р - л"
план-конспект по теме
Данный урок предназначен для учащихся 2-3 классов специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. В процессе занятия уччащиеся закрепят знания о способах образования данных звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [р] - [л]; связь звукового образа [р] - [л] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное произношение данных звуков в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_r_-_l.docx | 357.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ЛО «Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Конспект подгруппового занятия с учащимися 2-3 классов.
Д.З.- системное недоразвитие речи (средней степени), полиморфное нарушение звукопроизношения, риск по дисграфии (преимущественно акустической и я. а. с.)
1.Тема:28.02.11 г.
Логопедическая: Дифференциация звуков [р] – [л], букв «Р», «Л»
Лексическая: Игрушки
Грамматическая: образование притяжательных прилагательных.
2.Цель: формировать умение дифференцировать звуки Р и Л, соотносить их с буквами Р,Л (учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам в со ставе слогов, слов.
3. Задачи: Коррекционно-образовательные.
-закреплять произношение сонорных звуков [л][р]
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
-развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие зрительного гнозиса и оптических представлений;
-развитие кинетических ощущений;
- уточнение и активиза ция словаря по теме «Игрушки».
-совершенствование грамматиче ского строя речи (образование притяжательных прилагательных)
-формирование связной монологической речи, умения отвечать на вопросы полным предолжением;
-формирование самоконтроля за собственной речью;
Воспитательные:
-воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
-воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Оборудование: тетради, пенал, персонаж Карлсон, карточка «машинка» «самолётик», зеркала, штриховка, звуковички (зелёный и синий), буква Р, Л (правописание) и буквы из наждачной бумаги., колокольчик, картинки к арт. гимнастике, жетоны (игрушки)
5. Оформление доски:
Колокольчик Рр Лл | 28 февраля Понедельник. Карлсон. Грустный
| Ю_А картинки -ОБОТ КУК_А БА_АБАН К_АН ЖИ_АФ К_ОУН | |
|
6. Ход урока:
Деятельность логопеда | Деятельность учащегося |
Проверить внешний вид учащихся, чистоту рук! I Организационный момент. -Подравнялись, проверили своё рабочее место. Прежде чем, вы сядете на свои места, вам необходимо выполнить мои задания: Закрепление по предыдущим темам: А). Раздели своё имя на слоги, отхлопай! Б). Назови гласные звуки в своём имени! В). Я кидаю тебе твёрдый согласный, а ты верни мне мягкий. -Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями, давайте улыбнёмся друг-другу, подарим хорошее настроение и продолжим урок. II Основная часть. -Ребята, вы слышите звук мотора? (запись мотора) -Отгадайте, кто летит к нам на урок? Все девчонки и мальчишки Карлсон, хоть и мужчина в полном расцвете сил, но в школу не ходил. Читать и писать он не умеет, посмотрите какой он грустный, не может справиться с заданиями поможем ему? 1.Развитие фонематического восприятия -Посмотрите, какие карточки принёс нам Карлсон. Что на них изображено? -Сейчас будут работать ваши ушки. Я буду говорить звуки, слоги, слова, если вы услышите звук «мотора» Р-Р-Р поднимите карточку с машинкой, а если песенку «самолётика» Л-Л-л поднимите карточку «самолётика» С, РРР, Б, ЛЛЛ, ЛА, РУ, ЛАК, РАК, ЛУК, ЛОСЬ, РОТ, РОБОТ. -Сегодня на уроке мы будем различать звуки Р-Л. 2.Артикуляционная гимнастика по сказке. -Поставьте перед собой зеркало, сейчас мы сделаем гимнастику для нашего язычка. Помогут нам в этом вот такие картинки. Отправляемся в путешествие. «Домик» «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка - трубочка», «массаж для язычка», «Лопатка», «Вкусное варенье» (варенье из яблок…оно какое?) «Качели», «Горка», «Часики», «Песенка водички», «Лошадка», «Грибок». Анализ артикуляции звуков. -Давайте вспомним, песенку «Мотора», (гласный или согласный? Язык, голосовые складки (колокольчик), воздушная струя) песенку «Самолётика» (уточнение артикуляции звуков [л][р]. -Чем отличаются эти звуки? -Молодцы! Давайте расскажем Карлсону правило: «Будет язычок стараться, будут звуки получаться -Повторяйте внимательно за мной: Автоматизация и дифференциация звуков Р-Л Ла-ла-ла - девочка спала. Ра-ра-ра - снежная гора. 3.Физкультминутка + развитие мелкой моторики, массаж. А)«Пальцы дружная семейка»Пальцы дружная семейка друг без друга жить нельзя, Вот большой, а вот и средний. Безымянный и последний – наш мизинец малышок! Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движения выполнять: Мы рога козы покажем и рога оленя даже, Мы про зайку не забудем ушками водить мы будем Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. Б). Массаж при помощи мячика, камешка 4.)Чтение слогов с буквой Л. Р. -Как мы обозначим эти звуки? Какой буквой обозначим звук Л? Найдите на доске! А звук Р? -Обведите строчные буквы пальчиком!!! (по наждачной бумаге). -Давайте научим Карлсона читать. -Посмотрите этот домик, какие буквы тут живут. Что показывает красный звуковичок? Пропоём их! -Давайте подружим букву Л с гласными и почитаем слоги. Вспомним правило! Какие гласные показывают твёрдость согласного и на каком этаже они живут? -Какие гласные показывают мягкость согласного? Назовите их! На каком этаже они живут. -Теперь почитаем слоги с буквой Л. 5). Работа в тетради № 2. Дифференциация р – л -Прежде чем мы начнём писать в тетради побегаем пальчиками по дорожке пальчиками топ, топ, топ, Теперь быстрее топ топ топ топ А) Запись число, день недели.(Временные представления) Письмо букв р - л Б). Посмотрите, какие картинки принёс нам Карлсон! Назовите что это! Как одним словом назвать? Нам надо записать название всех этих игрушек,но по дороге Карлсон потерял некоторые буквы. Давайте будем вставлять пропущенные буквы Р или Л Ю_а, _обот, кук_а, ба_абан, к_ан, жи_раф , К_оун(кто расскажет Карлосону правило, почему после ж мы написали И?) 5.Развитие грамматического строя речи. -А какие игрушки есть у вас? -А из чего делают игрушки. Из какого материала?Кубики из дерева (какие?) – деревянные III Подведение итогов. -Посмотрите, какой довольный Карлсон (у Карлсона - улыбка), вы очень многому его научили. Я думаю он заслужил варенья! Это варенье из черники? Значит оно какое? -Теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Какие звуки мы сегодня изучали? -Какой буквой они обозначаются? -Молодцы. Оценка деятельности учащихся. Карлсон тоже приготовил для вас сюрприз. ( Вручение жетонов с игрушкой) | учащиеся выполняют задание. КАРЛСОН Да Машинка и самолёт делают упражнения перед зеркалом земляничное ЛЛЛЛЛ РРРРРР Дети отвечают повторяют хором учащийся у кого звук р находится в стадии постановки выполняет штриховку. Выполняют 1 учащийся показывает всем. Находят на доске и обводят гласные поют читают перечисляют игрушки Жи-ши пиши с буквой И Отвечают деревянные кубики черничное Р Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР по теме "Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте".
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с НВОНР....
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».
Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...