Конспект по теме: "Дифференциация звуков р - л"
план-конспект по теме

Найдёнова Юлия Владимировна

Данный урок предназначен для учащихся 2-3 классов специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. В процессе занятия уччащиеся закрепят знания о способах  образования данных звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [р] - [л]; связь звукового образа [р] - [л] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное произношение данных звуков в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. Развитие лексико-грамматического строя речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differenciaciya_r_-_l.docx357.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЛО «Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Конспект подгруппового занятия с учащимися 2-3 классов.

Д.З.- системное недоразвитие речи (средней степени), полиморфное нарушение звукопроизношения, риск по дисграфии (преимущественно акустической и я. а. с.)  

1.Тема:28.02.11 г.

Логопедическая:  Дифференциация звуков  [р] – [л], букв «Р», «Л»

Лексическая: Игрушки

Грамматическая: образование притяжательных прилагательных.

2.Цель: формировать умение дифференцировать звуки Р и Л, соотносить их с буквами Р,Л (учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам в со ставе слогов, слов.

3. Задачи: Коррекционно-образовательные.

-закреплять произношение сонорных звуков [л][р]

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие зрительного гнозиса и оптических представлений;

-развитие кинетических ощущений;

- уточнение и активиза ция словаря по теме «Игрушки».

-совершенствование грамматиче ского строя речи (образование притяжательных прилагательных)

-формирование связной монологической речи, умения отвечать на вопросы полным предолжением;

-формирование самоконтроля за собственной речью;

Воспитательные:

-воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

-воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

4. Оборудование:  тетради, пенал, персонаж Карлсон, карточка «машинка» «самолётик», зеркала, штриховка, звуковички (зелёный и  синий),  буква Р, Л (правописание) и буквы из наждачной бумаги., колокольчик,  картинки к арт. гимнастике, жетоны (игрушки)

  5. Оформление доски:

Колокольчик     Рр

Лл

28 февраля

                              Понедельник.

Карлсон. Грустный

       

                                                             

Ю_А         картинки

-ОБОТ

КУК_А

БА_АБАН

К_АН

ЖИ_АФ

К_ОУН

Найди букву!

С Л  п Л   П Г рР

6. Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность учащегося

Проверить внешний вид учащихся, чистоту рук!

 I  Организационный момент.

-Подравнялись, проверили своё рабочее место. Прежде чем, вы сядете на свои места, вам необходимо выполнить мои задания:

Закрепление по предыдущим темам:

А). Раздели своё имя на слоги, отхлопай!

Б). Назови гласные звуки в своём имени!

В). Я кидаю тебе твёрдый согласный, а ты верни мне мягкий.

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями, давайте улыбнёмся друг-другу, подарим хорошее настроение  и продолжим урок.

II Основная часть.

-Ребята, вы слышите звук мотора?      (запись мотора)

-Отгадайте, кто летит к нам на урок?

Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый ...

Карлсон, хоть и мужчина в полном расцвете сил, но в школу не ходил. Читать и писать он не умеет, посмотрите какой он грустный, не может справиться с заданиями поможем ему?

1.Развитие фонематического восприятия

-Посмотрите, какие карточки принёс нам Карлсон. Что на них изображено?

-Сейчас будут работать ваши ушки. Я буду говорить звуки, слоги, слова, если вы услышите звук «мотора» Р-Р-Р поднимите карточку с машинкой, а если  песенку «самолётика»  Л-Л-л поднимите карточку «самолётика»

С, РРР, Б, ЛЛЛ, ЛА, РУ, ЛАК, РАК, ЛУК, ЛОСЬ, РОТ, РОБОТ.

-Сегодня на уроке мы будем различать звуки Р-Л.

2.Артикуляционная гимнастика по сказке.

-Поставьте перед собой зеркало, сейчас мы сделаем гимнастику для нашего язычка. Помогут нам в этом вот такие картинки. Отправляемся в путешествие.

«Домик» «Улыбка», «Трубочка»,  «Улыбка -  трубочка», «массаж для язычка», «Лопатка», «Вкусное варенье» (варенье из яблок…оно какое?) «Качели», «Горка», «Часики», «Песенка водички», «Лошадка», «Грибок».

Анализ артикуляции звуков.

-Давайте вспомним,  песенку «Мотора», (гласный или согласный? Язык, голосовые складки (колокольчик), воздушная струя) песенку «Самолётика» (уточнение артикуляции звуков [л][р].

-Чем отличаются эти звуки?

-Молодцы! Давайте расскажем Карлсону  правило: «Будет язычок стараться, будут звуки получаться

-Повторяйте внимательно за мной:

Автоматизация и дифференциация звуков Р-Л

Ла-ла-ла - девочка спала.
Ло-ло-ло - у сосны дупло.
Лу-лу-лу - дайте мне пилу.
Лы-лы-лы - чистые полы.
 

Ра-ра-ра - снежная гора.
Ро-ро-ро - новое перо.
Ру-ру-ру - ягод соберу.
Ры-ры-ры - вьются комары.

3.Физкультминутка + развитие мелкой моторики, массаж. А)«Пальцы дружная семейка»Пальцы дружная  семейка друг без друга жить нельзя, Вот большой, а вот и средний. Безымянный и последний – наш мизинец малышок! Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движения     выполнять: Мы рога козы покажем и рога оленя даже, Мы про зайку не забудем ушками водить мы будем Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

Б). Массаж при помощи мячика, камешка

4.)Чтение слогов с буквой Л. Р.

-Как мы обозначим эти звуки? Какой буквой обозначим звук Л?  Найдите на доске! А звук Р?

-Обведите строчные  буквы пальчиком!!! (по наждачной бумаге).

-Давайте научим Карлсона читать.

-Посмотрите этот домик, какие буквы тут живут. Что показывает красный звуковичок? Пропоём их!

-Давайте подружим букву Л с гласными и почитаем слоги. Вспомним правило! Какие гласные показывают твёрдость согласного и на каком этаже они живут?

-Какие гласные показывают мягкость согласного? Назовите их! На каком этаже они живут.

-Теперь почитаем слоги с буквой Л.

5). Работа в тетради № 2. Дифференциация р – л

-Прежде чем мы начнём писать в тетради побегаем пальчиками по дорожке пальчиками топ, топ, топ,

Теперь быстрее топ  топ топ топ

А) Запись число, день недели.(Временные представления) Письмо букв р - л

Б). Посмотрите, какие картинки  принёс нам Карлсон! Назовите что это! Как одним словом назвать?

Нам надо записать название всех этих игрушек,но по  дороге Карлсон потерял  некоторые буквы. Давайте будем вставлять пропущенные буквы Р или Л

Ю_а,  _обот, кук_а, ба_абан, к_ан, жи_раф , К_оун(кто расскажет Карлосону правило, почему после ж мы написали И?)

5.Развитие грамматического строя речи.

-А какие игрушки есть у вас?

-А из чего делают игрушки. Из какого материала?Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) - меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

III Подведение итогов.

-Посмотрите, какой довольный Карлсон (у Карлсона  - улыбка), вы очень многому его научили. Я думаю он заслужил варенья! Это варенье из черники? Значит оно какое?

-Теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Какие звуки мы сегодня изучали?

-Какой буквой они обозначаются?

-Молодцы. Оценка деятельности учащихся. Карлсон тоже приготовил для вас сюрприз. ( Вручение жетонов с игрушкой)

 учащиеся выполняют задание.

КАРЛСОН

Да

Машинка и самолёт

делают упражнения перед зеркалом

земляничное

ЛЛЛЛЛ РРРРРР

Дети отвечают

повторяют хором

учащийся у кого звук р находится в стадии постановки выполняет штриховку.

Выполняют

1 учащийся показывает всем.

Находят на доске и обводят

гласные

поют

читают

перечисляют

игрушки

Жи-ши пиши с буквой И

Отвечают деревянные кубики

черничное

Р              Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».

Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...