Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.
материал по теме
Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_emocionalno.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.
Вспомогательная школа призвана формировать у своих воспитанников чувство товарищества, коллективизма, уважение к заботящимся о них старшим людям, чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов и т. д. На пути к достижению этих целей перед воспитателями вспомогательных школ встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей.
Знакомство с психологией умственно отсталого ребенка дает возможность увидеть тот путь, следуя по которому воспитатель сможет оказывать прямое и опосредствованное воздействие на эмоциональную сферу своих воспитанников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированны. Переживания умственно отсталого школьника примитивны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.
Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому ( Попова Настя). У других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам (Семенюков Саша, Каримов Вова). Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей.
Нравственное воспитание понимается как усвоение детьми норм и правил поведения, как формирование моральных качеств и черт характера Формирование у детей нравственных представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение.
Эмоциональное и нравственное развитие – два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания и осуществляются одновременно (Л. С. Выготский ).
У умственно отсталого ребёнка затруднено понимание эмоций, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений. У них тяжело, формируются умения регулировать свои эмоциональные состояния. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.
В социальном и особенно нравственном развитии умственно отсталого ребенка чрезвычайно важную роль играют специфически человеческие эмоции: сострадание, сорадость, сопереживание, сочувствие (Широков Коля). Ребенку необходимо представить состояние, чувства другого, что способствует формированию навыков нравственного поведения.
Мои наблюдения, показали, что большое влияние на эмоциональное поведение умственно отсталого ребёнка оказывают режим учреждения, длительность пребывания в условиях интерната, разлука с родителями, стиль педагогического общения, умение педагогов организовать эмоциональное взаимодействие с воспитанниками.
Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка является внушение. Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой. На формирование волевой сферы могут оказать влияние методы требования и упражнения.
Для требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне. Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально педагогической ситуации.
Приемы воспитания трудных подростков – это действия, посредством которых на поведение и позиции воспитываемого оказывают побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
Различают следующие приемы:
Просьба о помощи – для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;
Добрый поступок – в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Мой идеал – в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества. Распределение ролей – четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п.
Приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания.
И в заключении хочу отметить конкретную причину возникновения отклонений в поведении наших детей это проблемы в семье ребёнка:
♦ неблагополучие, разлад в семье;
♦ педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;
♦ непонимание или незнание родителями трудностей детей;
♦ алкоголизм родителей;
♦ сам факт принадлежности к неблагополучной семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г". Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...
Развитие нравственных качеств личности на уроках музыки у детей с ОВЗ.
Хорошо известно, что искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не толь...
ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьниковкак средство развития нравственных качеств личности
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...
«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»...
Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть влияние активной деятельности, такой, как участие в команде КВН, на развитие лидерских и эмпатических способностей подростков, их гендерные различия....
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»
Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как знач...
Влияние организованного активного досуга на развитие лидерских качеств и эмпатических способностей старших подростков.
Исследование показало, что уровень развития лидерских качеств у подростков связан с их индивидуально-личностными особенностями (такими как общая активность) в большей степени, чем с их гендерной идент...