Развитие нравственных качеств личности на уроках музыки у детей с ОВЗ.
статья (5 класс) по теме

Хорошо  известно,  что  искусство  очень  широко  и  глубоко  захватывает  самые  различные  стороны  психики  человека – не  только  воображение  и  чувства, но  и  мысли, и  волю. Поэтому  художественное  воспитание  и  является  одним  из  средств,  способствующих  развитию  личности,  в  том  числе  и  личности  детей  с  интеллектуальным  недоразвитием. Музыкальное  искусство  во  всех  его  видах  может  не  только  решать  эстетические  и  художественные  задачи, но  и  способствует  коррекции  дефектов  и  укреплению  нервной  системы  детей  с  интеллектуальным  недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_nravstvennykh_kachestv_lichnosti_na_uroka.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Развитие нравственных качеств личности на уроках музыки у детей с ОВЗ.

                                                                    ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ

                                                                   ГБСКОУ АО «ХАРАБАЛИНСКАЯ СКОШИ» АЛЫМОВА М.В.

Хорошо  известно,  что  искусство  очень  широко  и  глубоко  захватывает  самые  различные  стороны  психики  человека – не  только  воображение  и  чувства, но  и  мысли, и  волю. Поэтому  художественное  воспитание  и  является  одним  из  средств,  способствующих  развитию  личности,  в  том  числе  и  личности  детей  с  интеллектуальным  недоразвитием. Музыкальное  искусство  во  всех  его  видах  может  не  только  решать  эстетические  и  художественные  задачи, но  и  способствует  коррекции  дефектов  и  укреплению  нервной  системы  детей  с  интеллектуальным  недоразвитием.

   Сейчас  музыка  включена  в  метод  коррекции  называемый  арттерапией.

Арттерапия - направление  в  медицине  и  педагогике, способствующее  оздоровлению  организма  при  помощи  искусства. Арт – искусство, терапия – лечение. Отдельно  выделена  музыкальная  терапия, имеющая  три  направления:

                       - медицинское

                       -профилактическое

                        педагогическое.

В  педагогическом  направлении  арттерапия  используется  как  метод  коррекции  личности. Здесь так  же  мы  различаем  две  группы  методов:

                     -пассивные. Это – установление  контакта, коммуникативная  музыкотерапия,

                     использование  классической  музыки  и  естественных  звуков  природы.

                     -активные. Это – 1.Вокалотерапия

                                                   2. Ритмотерапия

                                                   3. Хореотерапия

                                                   4. Игровая  терапия.

Часто  мы  прибегаем  к  музыкотерапии  пассивной  группы. После  стресса  восстанавливаем  душевное  равновесие, слушая  классическую  музыку  или  естественные  звуки  природы  (море, шум  листвы, деревьев, пение  птиц  и  т.д.).

  Активные  методы  воздействия  используются  на  уроках  музыки, ритмики, хореографии.

  И  хотя  я  недавно  узнала  об  этих  направлениях  по  коррекции  личности  детей  с  интеллектуальным  недоразвитием, этими  методами  я  пользуюсь  давно. Когда  я  начала  

Работать  в  школе  и  познакомилась  с  ребятами, я  поняла, что  пассивных  методов  влияния  музыки  недостаточно. Чтобы  дети  лучше  поняли, прочувствовали  и  запомнили  песню, музыку, композитора  нужно, чтобы  они  пропустили  это  через  себя:

послушали, увидели, подвигались  в  ритме  музыки, выразили  движениями, мимикой

чувства  и  образ  музыкального  произведения. После  прослушивания  музыкального  произведения  прошу  определить  словами  его  характер,  затем  продирижировать

в  ритме  и  характере  музыки. Если  музыка  образная, то  даю  задание  при  помощи  движений, мимики  раскрыть  образ.

 Например: Очень интересно  раскрыли  образ  Бабы-Яги  по  пьесе  Чайковского

«Баба-Яга»  ребята  1 класса. Лучше всех  этот  образ  выразила  Света Богданенко.

Жестовое  пение  по  песне  помогает  быстрее  запомнить  текст  и  понять  содержание.

Шестнадцать  лет  я  работаю  в  школе,  и  ребята  привыкли  к  системе  работы  на  уроке, ждут  чего-то  интересного, получения  знаний, душевного  отдыха.

  Развитие  нравственных  качеств – путь  нелёгкий, особенно  для  наших  детей, т.к.  и  генетически, и  условиями  воспитания   в  первые  годы  жизни  в  них  закладывалась

агрессия, жестокость, недостаток  любви, ласки, заботы. Чтобы появилось  чувство  доброты  к  ближнему, любовь  к  себе  и  другим  необходимо  приложить  много  сил,  знаний  и  терпения. С  детьми  начальных  классов  я  начинаю  урок  с  музыкального  вступления: « Здравствуйте, ребята!», «здравствуйте, учитель»  или  «здравствуй, музыка». Сейчас  я  музыкальный  момент, который  положительно  настраивает  на  урок  и  повышает  самооценку  и  оценку  окружающих. ( Я-хороший, ты - хороший). Особенно

ребятам  нравятся  характеристики: ты - просто  чудо, ты - прости диво, ты-просто  ангел,

ты - дар  судьбы. Следующим  моментом  урока  является  пальчиковая  гимнастика  по  методике  И.В.Бодраченко. Это  игры: «Здравствуй», «Утречко», «Прогулка», «Мизинчик», «Пальчик  мой», «Сова», «Два  мышонка»,  «Ленивый  жук». Я  творчески  проработала  эти  игры, подобрала  музыку  и  таким  образом  решаю  следующие  задачи:

            -развитие  мелкой  моторики  рук,

            -развитие  звуковысотного  восприятия,

            -развитие  певческого  дыхания,

            -подготовка  к  пению  голосового  аппарата.

Далее  идёт  распевание, где  красочный  демострационный  материал  помогает  лучше  запомнить  песенки.

 Музыкально-дидактические  игры  помогают  развить  слух  и  такие  качества  как  внимательность,  умение  слышать.

            -Пошёл  котик  на  Торжок

            -Волны  большие  и  маленькие

            -На  каком  инструменте  играю

            -Найди  лишнее

            -Музыка - язык  чувств

            -Два  друга

            -Сороко-белобока

            -Куда  полетела  птичка

            -Радуга  появилась (интонация)

            -Большие  и  маленькие  ноги

            -Сколько  нас  поёт  и  другие.

После  подготовки  голосового  аппарата  разучиваем  песни. При  прослушивании  песен

и  разборе  трудных  слов, характера  музыки, обращаю  внимание  на  нравственную  сторону  песни. Если  есть  возможность, то  всегда  песню  инсценирую, чтобы  ребята  лучше  прочувствовали  её  и  нравственные  ниточки  протянулись  у  них  в  душе.

С  ребятами  начальных  классов  работать  интересно,  потому  что  им  всё  нравиться,  они  активны, доброжелательны.

       В  этом  году  5  и  6  классы  работали  по  новой  программе (по  программе  Д.Б.Кабалевского  для  общеобразовательных  школ  скорректированную  для  обучения  в  школах  восьмого  вида). Песенный  материал  имеет  патриотическую  направленность,  много  русских,  народных  песен, даётся  подробный  разбор  народного  творчества. На  русских, народных  песнях  воспитывается  чувство  патриотизма, национальной  гордости  и  достоинства. Есть  и  шуточные  песни, которые  учат  не  только  видеть  и  понимать  юмор  песни,  но  и  различать  плохое  и  хорошее.

  Например: песни  «Образцовый  мальчик»  и  « Волшебник-недоучка».

 На  уроках  кроме  наглядности  я  использую  метод  рисования. На  доске  сразу  появляется  образ, картинка  по  песне. Привлекаю  к  рисованию  и  ребят. Это  создаёт  интерес  и  помогает  глубже  понять  песню. В  ходе  работы  у  меня  появляется  сотрудничество  с  детьми. Они  самостоятельно  продолжают  работу, начатую  на  уроке.

 Например: После  прослушивания  песни «Маленький  барабанщик», Галя Кудряшова принесла  из  библиотеки  книжку  с  историей  о  русском  маленьком  барабанщике.

                 -После  прослушивания  отрывков  из  оперы» Руслан  и  Людмила»

                 Галя Никитина  принесла  книгу  А.С.Пушкина, а  Адилова Назымгуль  сделала  по  этой  книге  замечательные  рисунки.

                 -Самостоятельно  сделали  рисунки: Кульсейтова Милана  по  пьесе « Баба-Яга»  и  

                 Света Богданенко  по  циклу  пьес «карнавал  животных» Сен-Санса.

 В  6  классах нравственные  качества  развиваю  через  слушание  классической  музыки.

Программа  составлена  так, что  в  четверти  раскрывается  творчество  одного  композитора. Это: М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.С.Прокофьев,

Д.Б.Кабалевский.

Всех  их  отличает  большой  патриотизм, любовь  к  своей  Родине, к  своему  народу.

Для  закрепления  знаний  о  творчестве  композиторов  использую  перфокарты.

 Хочется  закончить  выступление  стихами  благодарности  и  восхищения  музыкой.

                      Спасибо, музыка, за  то,

                      Что  ты  меня  не  оставляешь,

                      Что  ты  лица  не  закрываешь

                      Себя  не  прячешь  ни  за  что.

                      Спасибо, музыка, за  то,

                      Что  ты  единственное  чудо,

                      Что  ты  душа, а  не  причуда

                       Что  для  кого-то  ты  ничто.

                       Спасибо, музыка,  за  то,

                       Чего  и  умным  не  подделать,

                       За  то  спасибо, что  никто

                       Не  знает, что  с  тобой  поделать.

Я  думаю, что  у  музыки,  как  и  у  уроков  музыки,  безграничные  возможности  в  плане  воспитания  нравственных  качеств,  и  я  и  дальше  буду  работать  в  этом  направлении.

                                            Литература:

            !.Музыкальное  воспитание  во  вспомогательной  школе. Л.С.Соболев.

            2.Вокально-хоровая  работа  в  начальной  школе. Е.Е.Шувалова, М.А.Михайлова.

            3.Уроки  музыки. (из  опыта  работы  учителей  музыки  Архангельской  области).

            4.Первые  уроки  музыки  и  творчества. Е.И.Юдина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки.Доклад к семинару "Покровские чтения"

Ежегодно в Праздник Покрова 14 октября на базе нашей Бессоновской школы проходит межрайонный семинар по духовно-нравственному воспитанию "Покровские чтения".Организатором является учитель православной...

ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...

Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка

В статье рассматриваются вопросы формирования эстетического чувства, эстетического развития подростков  в процессе ознакомления  с произведениями искусства, что  одновременно является и...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...