Формирование пространственных представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений у детей с отклонениями в развитии.
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов. Это базис, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – мышление, речь, письмо, чтение.
Развитие и совершенствование пространственной ориентировки, и формирование пространственных представлений у детей происходит на протяжении всего дошкольного детства (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик- Блакитная, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко и др.). Даже у детей с нормальным развитием без специального обучения пространственные представления и ориентировка развиваются медленно. Вместе с тем именно уровень развития пространственной ориентировки во многом определяет успешность обучения в школе, успешное овладение учебной деятельностью.
Целью работы, направленной на формирование пространственных представлений, является развитие у детей пространственной ориентировки как особой целостной сенсорно - перцептивной способности, находящейся в непосредственной связи с мышлением, речью и деятельностью ребенка.
Необходимым условием успешности коррекционного процесса является опора на онтогенетический принцип, кратко рассмотрим становление пространственного гнозиса в норме.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и последующего словесного обозначения пространственных категорий. К двум с половиной - трем годам у ребенка на основе взаимодействия двух сигнальных систем начинает складываться единство чувственного и логического в познании пространства. Появляется высшая форма ориентировки и отражения пространства - логико-понятийная, или теоретическая. В словаре появляются специальные слова, обозначающие форму, величину, пространственные отношения, что способствует обобщению, дифференцировке и уточнению пространственных представлений, помогает ребенку удерживать в памяти и использовать в мыслительной деятельности.
Исходным моментом в развитии ориентировки в окружающем пространстве является познание схемы собственного тела, различение правой и левой его стороны, т. е. ориентировка в окружающем у детей базируется на ориентировке «на себе». Выделяются три группы направлений, которые соответствуют осям человеческого тела: фронтальной, вертикальной и сагиттальной.
Наиболее легким для детей является выделение верхнего направления, которое дифференцируется первым, что объясняется вертикальным положением человеческого тела. Особую трудность представляет различение левого и правого направлений, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой руки.
Дети с нормальным развитием в возрасте трех – трех с половиной лет практически легко выделяют ведущую руку, но не владеют речевой дифференцировкой. «Правое « и «левое» среди всех речевых дифференцировок являются наименее чувственно подкрепленными, абстрактными.
Показателем развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте может служить постепенный переход от использования системы с фиксированной точкой отсчета – «на себе» - к гибкой системе со свободно перемещаемой точкой отсчета - «на других объектах».
В пятилетнем возрасте дети абсолютизируют зоны пространства: переднюю, заднюю, правую, левую. В каждой из зон выделяют два участка: впереди слева, впереди справа и т.п. двигательные реакции переходят в разряд умственных действий, а речевые акты переносятся во внутреннюю речь.
Усвоение детьми пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними. В возрасте 6-7 лет дети в норме владеют 20-22 предлогами.
Коррекционную работу по преодолению различных нарушений у детей с отклонениями в развитии целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и целостного восприятия этих предметов пространстве. После следует переходить к формированию представлений о пространстве, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных отношений.
Формирование пространственных представлений у детей можно разделить на несколько этапов:
I этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
Цель: обогащение чувственного и двигательного опыта детей.
Задачи:
- уточнить местоположение и название различных частей тела;
- учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело;
- развивать навыки узнавания фигур. Букв, цифр, написанных пальцем на спине или на ладонях;
- вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной
стабилизировать общий мышечный тонус ребенка, устранить мышечные зажимы, и патологические ригидные установки.
- Игры и упражнения фактурой поверхности и различной формы.
Прежде чем развивать выше названные процессы необходимо
- Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.
- Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.
- Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.
- Повторить за педагогом позы, игра «Зеркало».
- Предлагается узнать фигуру, букву, цифру, нарисованную педагогом пальцем на спине. На ладонях ребенка. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги или назвать ее.
- Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности. Затем предложить вслепую найти предмет с такой же фактурой.
- Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого и в действиях, оречевляемых самим ребенком.
II этап. Формирование представлений о «схеме собственного тела».
Цель: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия собственного тела.
Задачи:
- Формировать представления о «схеме собственного тела» на практике («схеме» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);
- Учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.
Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх, низ, (потолок, небо – пол, трава), перед- зад (пуговицы на рубашке – капюшон), правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке).
Игры и упражнения
- Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая вверх, правая в сторону, правая за голову, левая на голову, левая – на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.
- Дети выполняют движения под четверостишье:
«Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (ударяют левой о правую),
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп».
- Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.
III этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Цель: развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства;
Задачи:
- Закрепить умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;
- Учить располагать объекты по отношению к собственному телу;
- Знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив;
- Вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.
Игры и упражнения
- Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя, квадрат позади себя, треугольник слева от себя, прямоугольник справа. Затем рассказывает, что где находится.
- Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.
IV этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.
Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов.
Задачи – учить детей:
- Ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);
- Осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу…);
- Располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;
- Вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;
- Копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизонтальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур;
- Анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур и копировать их, используя правильную стратегию копирования;
- Ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180 градусов, мысленно переворачивать лист бумаги.
Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв, цифр на листе бумаги по отношению друг к другу.
Игры и упражнения
- Кубики Никитина «Сложи узор», кубики Кооса.
- Конструирование из палочек.
- Копирование фигур.
- Графические диктанты.
- Положить кружок, справа от него - квадрат, слева от кружка – треугольник.
- Нарисовать точку, справа от точки – крестик, над точкой – круг, под точкой – квадрат, справа от квадрата – треугольник, над крестиком поставить галочку.
- «Муха». По речевой инструкции двигать фишку по доске, расчерченной на клетки.
- «Коробочки». Предлагается конструкция из 15 одинаковых ящичков, окрашенных 5 разными цветами, и три разноцветные бусинки: оранжевая, красная, синяя.
Игра 1. Взрослый прячет одну или две или 3 бусинки, рассказывает где они спрятаны, а ребёнок находит.
Игра 2. Ребёнок сам прячет бусинки и рассказывает, а взрослый ищет.
Игра 3. Взрослый прячет бусинку, а ребёнок объясняет. Конструкция переворачивается и ребёнок объясняет, где теперь находится бусинка.
- V этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Цель: формирование квазипространственных представлений.
Задачи:
- Учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;
- Формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.
Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания. А затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
Игры и упражнения
- На столе лежит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок НА коробку, ПОД коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой.
- На столе лежит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т.д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возьми кружок С коробки, ИЗ коробки, ИЗ- ПОД коробки, ИЗ- ЗА коробки, достань кружок, который лежит В коробке и т.д.
- Педагог раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … Я беру кружок…
Процесс коррекционного обучения следует организовывать так, чтобы неоднократно возвращаться к уже изученным темам, систематически закрепляя пройденное на различном речевом материале.
Формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий его успехов.
литература
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.- М.: Генезис, 2010.
- Логопедия: методические традиции и новаторство/ под редакцией Шаховской С.Н., Волосовец Т.В.- М.: издательство Московского психолого-социального института, 2003.
- Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией.- М.: В. Секачев, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
Специфика формирования пространственных представлений у умственно осталых учащихся на уроках истории России
Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временных и пространственных предстажвлений на уроках истории в схпециальной (коррекционной) школы VIII вида...
Выступление на педагогическом совете «Формирование пространственных представлений у дошкольников»
Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэ...
Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
В данной картотеке собраны игры по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....