Методические рекомендации по организации работы со словарями на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Основное знакомство со словарями происходит на уроках русского языка в 5-6 классах. Это объясняется тем, что словари активно применяются при изучении раздела «Лексика». Для эффективной работы со словарями на уроках мы разработали задания, которые дополняют материалы учебников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации работы со словарями на уроках русского языка
Основное знакомство со словарями происходит на уроках русского языка в 5-6 классах. Это объясняется тем, что словари активно применяются при изучении раздела «Лексика». Для эффективной работы со словарями на уроках мы разработали задания, которые дополняют материалы учебников.
Задание 1. Прочитайте сказку А. С. Пушкина "О царе Салтане". Какие слова были вам непонятны? Выпишите из сказки устаревшие слова с помощью словаря. К какому словарю вы обратитесь? Определите их лексическое значение по словарю устаревших слов. Составьте 2-3 предложения с предложенными словами.
Задание носит междисциплинарный характер, который заключается в связи русского языка и литературы. Предполагается, что обучающиеся выпишут слова: корабельщики гонец, злато, брег, град, аршин, пава, витязь, чета, понесла, молодица, вдовица, ретивое, приплод, баять, молвить, молва, валить, тужить, светлица, сени, сени, спуд, нарекся, венчать, венец, престол.
Учитель может предложить обучающимся обратиться к словарю устаревших слов русского языка, авторы: Р. П. Рогожникова и Т. С. Карская. Для создания проблемной ситуации можно предложить обратиться к «Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова», «Толковому словарю живого великорусскаго языка В. И. Даля». Данное задание можно использовать для работы самостоятельно, в парах и группах. Если при выполнении задания будет задействовано более одного ученика, то будет развиваться коммуникативная компетенция. Перед работой с заданием учителю необходимо на уроке литературы познакомить обучающихся со сказкой. Рекомендуется выбрать отрывок произведения, в котором содержится наибольшее количество возможных непонятных слов для учеников для экономии времени на уроке русского языка при работе с данным упражнением. При выполнении данного задания у обучающихся происходит формирование словарного запаса. Можно использовать при изучении темы «Устаревшие слова. Архаизмы» в 6 классе.
Задание 2. Найдите ошибки в словах: малюск, жури, экспиримент, парашут, винигрет, бугалтер, лате. Исправьте их с помощью орфографического словаря. Для просмотра информации о «малюске» можете перейти по QR- коду.
Задание необходимо выполнять индивидуально. Учитель предлагает обучающимся орфографические словари. Данного рода задания позволяет осмыслить грамматические явления, научиться систематизировать знания. Приобретается навык самостоятельной работы и углубляются знания по орфографии. При устном ответе формируется коммуникативная компетенция. Данное задание можно использовать в начале урока для разминки в качестве орфографической минутки.
Задание 3. Расставьте правильно ударения в словах: боязнь, позвонишь, статуя, цепочка, баловать, углубить, торты, усугубить, банты, танцовщица, центнер, договор, согнутый, красивее, цемент, удобнее, принял, развитее, взяла, гражданство. Проверьте по орфоэпическому словарю. Запишите слова в соответствующую колонку таблицы:
Ударение в начале слова | Ударение в середине слова | Ударение в конце слова |
Задание необходимо использовать для закрепления орфоэпических норм. Может выполняться как устно, так и письменно. Орфоэпический словарь рекомендуется использовать в комплексе с орфографическим словарем. Формируется познавательная компетенция. При выполнении задания консультация учителя не требуется. Кроме того, задание можно использовать в качестве орфоэпической разминки при изучении темы «Ударение. Типы ударения».
Задание 4. Из приведённого синонимического ряда выберите главное слово. Объясните, почему оно является главным. Проверьте себя по синонимическому словарю.
Дом, здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, усадьба, дача, вилла, хоромы.
Благодаря таким упражнениям у школьника развивается внимание и интерес к слову, речь становится точной, яркой и выразительной. Учителю требуется познакомить обучающихся со словарем синонимов, объяснить принцип работы с ним. С помощью данного упражнения формируется навык анализа и аргументации собственного выбора.
Задание можно использовать как закрепление темы «Синонимы» для проверки остаточных знаний.
Задание 5. Адвокат, агент, академический, генварь, география, квартира, кегли. Просмотрите словарь иностранных слов и определите, из каких языков заимствованы данные слова. Выпишите их лексическое значение.
Задания данного типа направлены на формирование познавательной компетенции, при помощи таких упражнений обогащается словарный запас. Задача учителя объяснить обучающимся, что существует слова не только исконно русского происхождения, но и заимствованы из различных языков, например, из английского, латинского, древнегреческого, старославянского, итальянского, французского и т.д. Рекомендуется использовать при изучении темы «Неологизмы» в 5 классе.
Задание 6. По толковому словарю найдите пояснения к данным словам и определите разницу их значений: гостиница/гостинная, здравица/ здравница, колос/колосс, поступок/проступок, подчевать/почевать, разослать/разостлать.
Учителю требуется подготовить методический материал в необходимом объеме. С помощью данного задания у обучающегося формируется навык анализа, синтеза и поиска необходимой информации. Используется такой научный метод, как сравнение. Рекомендуется использовать при закреплении темы «Паронимы» в 5 классе.
Задание 7. Среди группы слов попробуйте найти синонимы. Проверьте себя по словарю синонимов.
1. Печальный, невеселый, мудрый, грустный
2. Охранять, караулить, сторожить, лаять, стеречь
3. Отдых, труд, дело, работа
4. Победить, одолеть, драка, разгромить, разбить
5. Жаркий, горячий, целый, жгучий, обжигающий, знойный
Учителю необходимо познакомить обучающихся со словарем синонимов. Необходимо объяснить принцип проверки самого себя, предложить обучающемуся критерии оценки:
«5» - нашел(а) все варианты верно;
«4»- допустил(а) одну ошибку;
«3»- допустил(а) две ошибки;
«2»- определил(а) все неверно.
В результате выполнения данного задания формируется познавательная компетенция. Рекомендуется использовать данное задание после изучения темы «Синонимы» в 5 классе.
Задание 8. Прочитайте стихотворение. Определите значения выделенных слов по толковому словарю. В чем особенность этих слов?
А что такое атлас?
Его приносят в класс?
Я прочитала атлас,
Но есть ведь и атлас.
В данном упражнении работа со словарем выступает как «ввод в новую тему». С помощью предложенного стихотворения обучающиеся могут самостоятельно определить значения слов, после проделанной работы смогут сформулировать определение омонимов, привести примеры. Так как стихотворение представлено небольшое, то выполнять задание рекомендуется индивидуально. Перед уроком педагогу требуется подготовить методический материал в виде омонимического, толкового словарей и объяснить принцип работы с ними. Такого рода задания направлены на развитие речи обучающихся. Развиваются коммуникативная и познавательная компетенции. Необходимо использовать по теме «Омонимы» в 5 классе.
Задание 9. С помощью Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова отгадайте кроссворд. Выпишите все слова с их значениями. Составьте словосочетание со словом под номером 8.
3 к | ||||||||||||||||
2 к | ||||||||||||||||
1 я | ||||||||||||||||
4 я | 5 к | |||||||||||||||
6 а | ||||||||||||||||
7 м | ||||||||||||||||
8 и | ||||||||||||||||
По горизонтали:
4. Наука о языке [28].
6. Живое существо, волосяной (перьевой, шерстный) покров которого лишен пигментов [28].
8. Настоятель православного монастыря [28].
По вертикали:
- Исторически сложившаяся система звуковых^ словарных и грамматических средств [28].
- Сахаристое кондитерское изделие в виде плиточки, шарика, батончика [28].
- Южное полукустарниковое стелющееся растение [28].
5. Котел для приготовления пищи [28].
7. Путевая мера длины, различная в разных странах [28].
Данный вид упражнений очень интересен для школьников, потому что способствует развитию мозговой активности и инструмент всестороннего развития. С помощью данного упражнения обучающиеся учатся самостоятельно работать и ориентироваться в словаре. Перед выполнением задания учителю следует научить обучающихся поиску информации в словаре, объяснить принцип расположения слов. Формируются познавательная и коммуникативная компетенции. Данное упражнение можно использовать как задание повышенной сложности в конце урока при закреплении темы «Лексическое значение слова» в 6 классе.
Задание 10. Просмотрите словарь фразеологизмов. Изучите, какие пометы используются в данном словаре. Выпишите фразеологизмы с разными пометами.
Перед выполнением задания, учителю необходимо объяснить обучающимся, что такое помета. Рассмотреть вместе с ними словарь фразеологизмов и показать, какие существуют пометы в данном словаре. С помощью такого задания можно выявить степень самостоятельности обучающегося, в случае затруднений он может обратиться к учителю за помощью или консультацией по какому-либо вопросу. Формируются коммуникативная и познавательная компетенции. Рекомендуется использовать при закреплении темы «Фразеологизмы» в 5 классе.
Задание 11. Попробуйте определить значения слов без использования словаря: аболиционизм, аванс, свитер, чипсы, бренд, дедлайн, кросс. Произнесите данные слова в соответствии с правилами произношения языка из которого они пришли в русский язык. По словарю иностранных слов выявите, из какого языка заимствованы данные слова, выпишите их значение. Составьте словарные статьи для данных слов.
Данное задание направлено на умение искать и систематизировать информацию. Дает возможность познакомиться и научиться работать со словарем иностранных слов. Данное задание можно использовать при изучении темы «Неологизмы» в 6 классе. Формируются познавательная и коммуникативная компетенции.
Задание 12. С помощью словаря запишите словообразовательную цепочку слова «очарованный». Определите значение исходного слова и всех образованных от него. Составьте предложение с одним словом из словообразовательной цепочки.
С помощью данного задания у обучающихся обогащается словарный запас. Благодаря таким упражнениям у школьника развивается внимание и интерес к слову, речь становится точной, яркой и выразительной. Учителю требуется направить обучающихся к словообразовательному и толковому словарям для поиска информации, объяснить принцип работы с ним. С помощью данного упражнения формируется навык поиска и анализа информации. Формируются познавательная и коммуникативная компетенции. Данное задание можно использовать для закрепления темы «Словообразование» в 6 классе.
Задание 13. Какие цветы есть в вашей местности. Составьте собственный словарь цветов, который будет содержать их название, характеристику, происхождение. Работу представьте в виде презентации, доклада и бумажного варианта словаря.
Задание носит междисциплинарный характер, прослеживается тесная связь с географией и биологией, позволяет обучающимся познакомиться с культурой своей местности. При выполнении данного задания обучающиеся научатся работать с источниками разного вида, например: учебник, словарь, справочник и т.д. Данное задание можно выполнять как самостоятельно, так и в парах. Словарь должен содержать в себе следующую информацию:
- фотография или рисунок растения;
- название;
- родина растения:
- сорт;
- происхождение;
- описание;
- местность выращивания;
- функции данного цветка в природе.
Задание может быть оценено по следующим критериям:
№ п/п | Критерии оценки | Оценка учителя | Оценка класса | Самооценка автора проекта | Общая оценка | ||||||||||||||||
1 | Полнота представления информации о конкретном цветке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Творческое оформление бумажного варианта словаря | ||||||||||||||||||||
3 | Оформление словаря по требованиям учителя | ||||||||||||||||||||
4 | Оформление презентации к защите | ||||||||||||||||||||
5 | Защита проекта | ||||||||||||||||||||
6 | Речь автора при защите проекта |
Задание 14. Понаблюдайте за речью ваших друзей. Какие современные слова они употребляют? Составьте словарь современных слов вашего класса и укажите их лексическое значение. Результат представьте в виде бумажного варианта работы, доклада и презентации.
В данном упражнении используется такой научный метод, как наблюдение. Упражнения такого рода позволяют обучающимся анализировать, синтезировать и обрабатывать полученную при наблюдении информацию.
Данный словарь может содержать в себе:
- слово;
- происхождение выявленного слова;
- значение;
- эмоциональная оценка говорящего;
- альтернатива слову в русском литературном языке.
Оцениваться данная работа может по следующим критериям:
№ п/п | Критерий | Низкая оценка (1-5 баллов) «3» | Средняя оценка (6-8 баллов) «4» | Высокая оценка (9-10 баллов) «5» |
1 | Разнообразие представленных слов | |||
2 | Соблюдение требований составления словаря | |||
3 | Соответствие лексического значения представленных слов | |||
4 | Цензура | |||
5 | Умение аргументировать свои выводы | |||
6 | Творческая составляющая проекта | |||
7 | Речь автора при защите проекта | |||
8 | Оформление презентации к защите |
В ходе выполнения данного задания обучающиеся знакомятся с лексическими значениями современных слов, что помогает обогатить их словарный запас. Формируются познавательная и коммуникативная компетенции. Рекомендуется использовать при изучении темы «Лексическое значение слов» в 6 классе.
Задание 15. Прочитайте текст. Найдите ошибки и исправьте их с помощью словарей русского языка.
На пути в школу Вовочка увидел объявление следующего содержания: «Свободная вакансия повара. Требования кандидата:
- высокое образование;
- наличие II-VI разряда;
- наличие действительной медицинской книжки;
Предложения к кандидату:
- полный социологический пакет;
- конкурирующая зароботная плата;
- удобный график роботы».
К каким словарям вы обратились? Предложите свой вариант текста объявления с учетом внесенных исправлений.
Данное задание позволит обучающемуся самостоятельно определять, к какому словарю нужно обратиться. Развивается навык работы, форматирования и обработки текста. С помощью данного задания учитель может проверить учеников на внимательность, способность видеть ошибки в тексте. Задание можно использовать при повторении изученного материала в начальной школе, при изучении темы «Официально - деловой стиль речи» в 6 классе.
Задание 16. Какие социальные сети и месенджеры вы чаще всего используете. Используете ли вы графическое изображение вашего настроения в общении? С помощью чего? Составьте словарь смайликов по образцу.
Образец выполнения: - у меня хорошее настроение. Я настроен на дальнейшее общение.
Обучающимся будет очень интересно выполнять данное задание, потому что оно является актуальным для их возраста. Упражнения данного вида направлены на самостоятельную творческую работу. С помощью такого задания обучающиеся смогут попробовать себя в роли автора составления словаря. Учителю необходимо обговорить, в каком формате обучающиеся должны составить данный словарь, разработать критерии оценки для защиты результата и нацелить обучающихся на плодотворную работу. Данное задание рекомендуется выполнять в парах или группах. Формируются познавательная и коммуникативная компетенции.
Задание 17. Опросите свое старшее окружение. Опросите взрослых людей "Какая у вас профессия" из полученных результатов составьте собственный словарь профессий и дайте им характеристику. Результат представьте в виде бумажного варианты работы, презентации и доклада.
Такие задания требуют тщательной подготовки, которая заключается в том, что учителю необходимо со школьником проработать вопросы для анкеты. Рекомендованные вопросы анкеты:
- ФИО;
- возраст;
- профессия;
- почему вы выбрали именно эту профессию?
Обучающемуся следует обработать результаты анкет и подвести итоги. Рекомендуемое содержание словаря:
- Название профессии;
- характеристика профессии;
- история профессии;
- требования к работнику данной профессии;
- требуемое образование для данной профессии.
В качестве оценки результатов можно использовать следующие критерии:
Этапы | Критерии оценки | Оценка(баллы 1-5) |
Работа обучающегося | Сложность выполненной работы | |
Наличие выводов в работе | ||
Оформление работы в соответствии с требованиями | ||
Самостоятельность выполнения работы | ||
Защита работы | Речь автора проекта | |
Оформление бумажного варианта работы | ||
Самостоятельность ответов на вопросы |
С помощью таких упражнений можно узнать многое о профессиях, что в дальнейшем может отразиться на выборе собственной профессии. Формируются коммуникативная и познавательная компетенции.
Задание 18. Посмотрите словари русского языка, которые есть в шкафу вашего учителя, какие словари существуют в русском языке? Какого словаря(ей), на ваш взгляд, не хватает в предложенном списке? Предложите ваши варианты словарей.
С помощью данного задания обучающийся знакомиться с разными видами словарей. У школьника происходит активная мозговая деятельность, работа творческого характера: направленная на фантазию школьника. Данного задание рекомендуется выполнять группами. Формируется познавательная компетенция.
Задание 19. Разработайте словарь или энциклопедию вашего класса. Придумайте название. Придумайте, какие разделы вы могли бы в него включить. Подготовьтесь к защите вашей работы. Создайте бумажный вариант словаря, презентацию и доклад.
Данное задание повышенной сложности, которое рекомендуется выполнять под руководством учителя. При выполнении данного задания рекомендуется опросить своих одноклассников и сделать вывод о том, какие разделы будут включены в словарь. Рекомендуемые темы разделов:
- фамилии класса;
- будущие профессии;
- любимые предметы в школе;
- часто используемые слова;
- значения характеров обучающихся нашего класса по месяцу рождения и т.д.
Данный словарь должен содержать в себе полную информацию по каждому разделу. Рекомендуется работать парами или группами. Формируются познавательная и коммуникативная компетенции. При выполнении данного задания используется метод описания. Для оценки данного задания могут быть использованы следующие критерии:
№ п/п | Критерий | Низкая оценка (1-5 баллов) «3» | Средняя оценка (6-8 баллов) «4» | Высокая оценка (9-10 баллов) «5» |
1 | Разнообразие представленных разделов в словаре | |||
2 | Соблюдение требований составления словаря | |||
3 | Полнота содержания разделов словаря | |||
4 | Уровень самостоятельности обучающихся при составлении словаря | |||
5 | Умение аргументировать свои выводы | |||
6 | Творческая составляющая проекта | |||
7 | Речь автора при защите проекта | |||
8 | Оформление презентации к защите |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...
«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»
По большому счёту урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)
Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах
Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...