доклад
статья по теме

Доклад по теме: "Компетенции и компетентностный подход в современном образовании" на педсовете " Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_komp.i_komp._podhod_2008_g.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетенции и компетентностный

подход

в современном образовании

Доклад выступления на педагогическом совете «Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения  в условиях модернизации российского образования»

Сташевская София Борисовна, учитель-дефектолог высшей к/к

2008 год

    СЛАйД№1

    Компетенции и компетентностный подход в

           cовременном  образовании

  СЛАЙД№2

КОМПЕТЕНЦИЯ- это умение человека ориентироваться в профессиональной, личной и общественной жизни.

Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям?

 Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место.

В чем причина такого интереса к компетенциям и придания им в совре менном западном образовании центрального места?

Слайд №3

                             ПРИЧИНА ИНТЕРЕСА

 1.Системные изменения, которые произошли в мире труда и управ ления в западной экономике в последние десятилетия

 2.»Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий, привел  к увеличению в десятки раз объема потребляемой информа ции, быстрое старение и постоянное обновление информации..

.

 Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей.

 3. Обновление списка профессий. ( более чем на 50% каждые семь лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не толь ко место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни)

 По стоянные изменения стали нормой жизни современного общества.

СЛАЙД№4

 Вывод:

  Продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информа цией, а от умений:

           1.    ориентироваться в информационных потоках

 2.    инициативности

  1.   умения справляться с проблемами
  2.   искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели.

Отсюда: требования к сотрудникам также претерпели серьезные изменения.

СЛАЙД №5

 Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником.

 Место исполнительного и эффективно справляю щегося со своими обязанностями сотрудника занял образ сотруд ника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего эффек тивно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходи мых для решения конкретной проблемы ~ работника компетентного.

СЛАЙД №6

Качества компетентного работника( идеальный тип человека современности и ближайшего будущего)

                          1.Самостоятельный

                          2 Предприимчивый

                          3.Ответственный

                          4.Коммуникабельный

               5. Толерантный

               6. Способный ви деть и решать проблемы автономно, а также в группах

              7. Готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем  месте

             8. самостоятельно и при помощи других находить и применять нуж ную информацию

            9.Работать в команде и т.д.

Все вышеперечисленные свойства и качества(компетенции) универсальны  и  необходимы любому  человеку в любой профессиональной деятельности. Этим качествам и навыкам надо обучать, так как современное  общество характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.

 

 - А вот как они называются  попробуйте разобраться сами. Этим приемом я много лет пользуюсь в своей работе (слайд изографа)

Слайды№7,8

-От существительного ключ образуйте прилагательное во множественном числе       

       - ключевые

СЛАЙД №9

       Вышеперечисленные качества получили название «ключевые компетенции»    и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции» в Берне в 1996 году

. 

 Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются « ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных компетенций. В то же  время владение ими позволяет человеку

 быть  успешным   в  любой сфере  профессиональной, общественной и личной жизни. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпредметный и надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.

СЛАйД №10

               Характеристики ключевых компетенций

       

  1. способность работать самостоятельно без постоянного руководства
  2. способность брать на себя ответственность по собственной инициативе
  3. способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать
  4. готовность замечать проблемы и искать пути их решения
  5. способность уживаться с другими

СЛАЙД №11

                         Концепции модернизации

 российского образования на период до 2010 года

 

  Одним из главных составляющих успеха любой организации является определение ключевых компетенций. Необходимость формирования школой ключевых компетенций отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

       

В стратегии модернизации содержания общего образования написано:

СЛАЙД№12              

               Основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний,  умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых  компетенций уч-ся в интеллектуальной, правовой, информационной и других  сферах.

    Одним из путей  приведения школьного образования в соответствие с требованиями современного общества и одновременно способом достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование является компетентностный подход

СЛАЙД№13

. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД-это подход акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в  различных  проблемных ситуациях.

. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предмет ных областях, а помочь самостоятельно решать проблемы в не знакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентиро ваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями.

      Система образования должна формировать профессиональный универсализм-способность менять сферы и способы деятельности. Быстрые технологические  изменения, развитие информационных технологий, меняющаяся организация труда потребуют от будущих работников более широкого спектра  умений и компетенций, чем раньше. Растет востребованность умений, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Возрастает роль коммуникативных и социальных умений

.

СЛАЙД№14

  1. растет востребованность умений ,которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую
  2. возрастает роль коммуникативных и социальных умений

        К сожалению, в коррекционной школе уч-ся практически не решают в полном объеме проблемы, связанные с применением знаний и умений, приобретенными ими в процессе изучения разных предметов, поэтому в настоящее время компетентностный подход является крайне важным для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

         

Компетентностный подход в школе yiii вида предполагает освоение уч-ся различного рода умений, позволяющих им в будущем эффективно действовать в ситуациях трудовой, бытовой, досуговой  жизни в социуме.

СЛАЙД№15

  1. труд
  2. быт
  3. досуг

СЛАЙД№16

     Вывод:

компетентностный подход является  усилением прикладного, практического характера всего школьного обучения.

СЛАйд № 17

Введение компетентностного подхода в учебный процесс  требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

        Это предполагает формирование ключевых компетенций через активные формы обучения.

СЛАйД №18

        Формирование ключевых компетенций

           через активные формы обучения

СЛАЙД№19

 Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Слайд№20

    ВО – ПЕРВЫХ , целью обучения становится не процесс, а достижение уч-ся определенного результата.

 

 СЛАйД№21

      ВО-ВТОРЫХ, меняются формы и методы организации занятий.

  СЛАЙД№22

……

     В» ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ  модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать как результат содержания  образования современные ключевые компетенции,  которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

      Ключевые компетенции рассматриваются как основа стандартов второго поколения, которые официально закреплены следующим минимумом компетенций.

    Слайд №23

                                                   Ключевые
        образовательные компетенции:

  1. Личностные компетенции – развитие духовных, нравственных, физических качеств личности
  2. Социальные компетенции – воспитание гражданина демократического общества, освоение основных социальных практик
  3. Общекультурные компетенции – освоение основ отечественной и мировой культур
  4. Интеллектуальные компетенции – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук
  5. Коммуникативные компетенции – формирование способности и готовности осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранном языке, овладение современными средствами коммуникации

-А сейчас мы более подробно рассмотрим содержание формирования личностных компетенций.

СЛАЙД№24

               

                       ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

   Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, Что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

     К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

     Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности личности.

       Социально-трудовые компетенции

           (смотреть  доклад Ю.В.Иванова )

      Общекультурные компетенции

       (смотреть доклад Т. А. Певневой)

      Интеллектуальные компетенции

         (смотреть доклад Н.В. Филатовой)

 

       Коммуникативные компетенции

          (смотреть доклад Т.Н.Новосельской)

  -А сейчас мы с вами в игровой форме , используя кроссворд, попробуем вспомнить и закрепить основные понятия прослушанного и просмотренного материала.(дается кроссворд)

СЛАЙД№1

     

     Компетенции и компетентностный подход в современном образовании

-Это очень сложный вопрос и требует дополнительного изучения и анализа в индивидуальной или межсекционной работе специалистов, учителей и воспитателей.

Предложения:

1. Каждому члену педагогического коллектива познакомиться и изучить статью        

    Иванова Д.А., «Компетенции и компетентностный подход в современном

    образовании».

2.Проанализировать литературу, предложенную в библиографии статьи

3. Уроки и занятия анализировать с точки зрения формирования ключевых  

    компетенций.    

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...