Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
методическая разработка по теме
Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости и др.
Физические упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответстствующего возрасту, входят и специальные упражнения, которые обязательно проводятся совместно с воспитателем данной группы.
Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с недоразвитием речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Это позволило наметить перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физкультуре.
Первое направление включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание – залог здоровья. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т.д.) Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным и в 2 раза продолжительнее вдоха.
Начинать надо с грудного дыхания в положении стоя, держа ладони на груди. Вдох через нос - грудь опускаем. Затем тоже упражнение, но И.п.- лежа на спине (2раза)
Далее переходят к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредоточить на следующем: вдох - выпячивается живот, выдох – подтянуть живот.
Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному смешанному дыханию.
Упражнения для коррекции дыхания
«Погасили свечу». Стоя. Вдох – нос, выдох рот. Понимание механизма дыхания
«Рисование». Лежа на спине, руки на груди. Контроль грудного дыхания, увеличение глубины дыхания.
«Сдуть одуванчик». Стоя, руки на живот – глубокий вдох через нос (набрали воздух), медленный выдох через рот. Усвоение ритма полного дыхания.
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух». Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
«Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением «ква». Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
Ходьба с различными вариантами дыхания: на 3 шага – вдох, на 3 шага – выдох;
на 2 шага – вдох, на 4 шага выдох и т.д. Варьирование частоты дыхания, согласование заданной частоты дыхания с движением.
Бег с акцентрированным вниманием на дыхание: на 2 шага вдох, 4 шага – выдох. Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе.
Второе направление включает упражнения на развитие моторики: мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и жевательных мышц. Последнее наиболее успешно решалось при обучении детей мимической гимнастике. При обучении специальным упражнениям для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на спине и животе с задержкой дыхания. Мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движений. Примеры артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Почистим зубы». «Дудочка играет», « Жил-был язычок».
Упражнения на развитие мелкой моторики даются с постепенным усложнением заданий. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, кубики, мячики-ежики.
Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук
С большими мячами
• Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация
• Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок из положения сидя, стоя, присев Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация
• Подбрасывание мяча: над собой и ловля двумя руками;
• Подбрасывание над собой и ловля после удара о пол
Координация движений рук, точность направления
• Бросок мяча в стену и ловля его;
• То же, но ловля после отскока от пола Ловкость, ориентировка в пространстве
• Ведение мяча на месте правой и левой рукой Дифференцировка усилия и направления движения, координация движения рук
С малыми мячами
• Перебрасывание мяча из одной руки в другую;
• Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;
• Подбрасывание правой (левой) рукой и ловля двумя;
Координация движений кисти, концентрация внимания
• Высокое подбрасывание мяча вверх и ловля после выполнения хлопков, поворотов Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений
• Удары мячом о пол и ловля двумя руками;
• О стену;
• С дополнительными движениями Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления
• Круговые движения кистями вправо и лево с мячами в руках Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания
• Метание в горизонтальную цель (обруч) с 4-6 м разными по весу и фактуре предметами Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость
•
• Метание в вертикальную цель Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость
С набивным мячом
Ходьба, наклоны, приседания с набивным мячом
Третье направление – коррекционные упражнения. Коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
Специальные коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например: упражнения «Лягушка», «Плуг», «Лук», «Свеча» и др. способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточка», «Аист» - равновесию; подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты – прыгучести.
С помощью этих упражнений ребенок начинает управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений.
Четвертое направление – это закаливание. Наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием.
Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное действие на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, босиком, при открытой форточке.
Проводим комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Упрямый ослик» и «Плакса».
Пятое направление – точечный массаж.
Точечный массаж – это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.
Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания на точку 0,5-1 мин., постепенно прибавляя по точке к ранее изученным.
Шестое направление – игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит, то потом он ищет выход своей энергии. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не только тратой сил, сколько ее источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речетативе или песне, которые должны сочетаться с совершаемыми движениями и физическими упражнениями.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие.
Задачи коррекционной работы инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы
• дифференциация носового и ротового дыхания
• развитие мышечных движений (жевание, улыбка)
• развитие слухового внимания
• развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)
• развитие мелкой моторики
• развитие общей координации
• развитие координации между движением и словом
• развитие динамической координации движений
• (напряжение – отдых – напряжение)
Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми, имеющими нарушение речи
дыхательная гимнастика
общая моторика
• развитие мелкой моторики рук
• специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью
коррекционные упражнения
• укрепление опорно-двигательного аппарата
• специальные упражнения по ЛФК
• развитие физических способностей
точечный массаж
• оздоровительный
• специальный (по показаниям заболевания)
закаливание
игра как закрепление и совершенствование правильного произношения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....
Коррекционно – развивающее занятие с детьми логопедической группы 1 класса с диагнозом ЗПРР
Занятие было составлено учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом для группы детей с диагнозом ЗПРР по теме "Дикие животные зимой"...
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в старшей логопедической группе на тему: «Вот она, какая осень золотая»
Применение проектных методик и технологий в образовательной деятельности. Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога...
Презентация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе
Презентация к рабочей программе учителя-логопеда в средней группе, разработанной на базе «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми...
Календарно-тематический план МДК 02.02 "Организация физкультурно-спортивной работы" для специальностей 49.02.01 Физическая культура для групп УФВ 142(д) и УФВ 143(д)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017 / 2018 учебный год по дисциплине МДК 02.02. Организация физкультурно спортивной работыспециальности 49.02.01 «Физическая культура»для 4 курса...
Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми ОВЗ
Коррекционная работа...
Сюжетно-коррекционное занятие по физической культуре «Палочка-выручалочка»
Занятие предназначено для детей старшей группы с ТНР. Особенностью занятия является сюжетность по сказке В.Г. Сутеева "Палочка - выручкалочка". В занятие добавлены элементы коррегирующей гим...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопе
Спасибо за вашу разработку!