рабочая программа 7(специальный) класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме
Рабочая программа по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям в 7(специальном) классе,составлена с учетом особенностей обучающихся в данном классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dz_7spec._klass_.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям
7 специальный класс
Общее количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Составитель: C.Б.Сташевская, учитель-дефектолог высшей категории
Пояснительная записка
1.Рабочая программа составлена на основе:
- Программы: Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /И.М.Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Закона РФ « Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
- Письма МО РФ от 03.04.2003 г. № 27./2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
- Письма ГУО и Н Челябинской области от 04.03.2002 г. № 05 – 697 «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»;
- Письма МО Челябинской области от 31.07 2009. № 103/3404 « О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
- учебного плана школы
2.Основное содержание коррекционных (дефектологических) занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной, интеллектуальной и социокультурной деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, способствующие приспособлению к ежедневной жизни, к стилю жизни в обществе.
3.Программа индивидуальных и групповых коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов письменных навыков, рисунков, исследования психических процессов.
Цель индивидуальных и групповых коррекционных (дефектологических) занятий: создание условий для развития и коррекции психических процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях; повышение познавательной активности обучающихся; воспитание положительных привычек и навыков;
Задачи:
Продолжать развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:
а) С целью развития восприятия:
- учить распознавать предметы, явления и действия;
- продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;
- продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;
б) с целью развития памяти:
- совершенствовать непроизвольное и развивать произвольное запоминание учебного материала;
в) с целью развития мышления:
- совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;
- учить анализировать, делать выводы;
Развивать речь во всех видах деятельности:
а) обогащать словарь;
б) развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
в) развивать связную речь;
Развивать общую и мелкую моторику:
Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки
4.Методы и формы обучения:
Методы по источнику знаний:
1.словесные (рассказ, объяснение, беседа);
2.наглядные (демонстрация натуральных объектов, иллюстраций), ТСО
3.практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, дидактическая игра, упражнение;.
5.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные и групповые
Формы занятий: экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций, сюжетно-ролевые игры с элементами театрализации.
6.Количество часов: по рабочей программе 99часов (3 часа в неделю)
Соотношение часов по тематическому планированию представлено в таблице:
Раздел, тема | Количество часов в планировании |
| 4 часа |
КорКоррекционно-развивающие занятия | 60 часов |
ОбсОбследование | 4 часа |
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения относится к IV группе.
8.Планируемые результаты обучения обучающихся IV группы:
- понимать обращенную к ним речь, слушать и слышать инструкцию, выполнять доступные действия;
- уметь подчинять свою деятельность требованиям взрослого;
- уметь общаться с взрослыми, детьми, поддерживать диалог;
- уметь в вопросо – ответной форме связно составлять короткие рассказы по наблюдаемым действиям и др.;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
9.Формы, методы, инструментарий контроля динамики развития обучающихся:
Диагностические мероприятия и учет отслеживания состояния психических процессов в картах индивидуального сопровождения развития ребенка
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
ПР-презентация
в/ф-видеофильм
карты ИСРР – карты индивидуального сопровождения развития ребенка
№ п/п | № п/п темы | Дата | Тема коррекционного занятия | Лексическая тема | Мониторинг | Применение ИКТ, использование ЦОР | Примечание | ||||||
планируемая | фактическая | ||||||||||||
Обследование обучающихся – 4 часа | |||||||||||||
1. | Исследование психических процессов и моторной сферы | 1.Определение уровня сформирован-ности познаватель-ных процессов 2.Отслежива-ние динамики развития в картах ИСРР | |||||||||||
2. | Исследование психических процессов и моторной сферы | ||||||||||||
3. | Исследование психических процессов и моторной сферы | ||||||||||||
4. | Исследование психических процессов и моторной сферы | ||||||||||||
Коррекционные занятия - 60 часов | |||||||||||||
Упражнения в умении обращаться друг к другу, называть по именам | |||||||||||||
Упражнения в умении обращаться друг к другу с просьбой | |||||||||||||
Упражнения в умении обращаться друг к другу, учителю, воспитателю | |||||||||||||
Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы, медицинскому персоналу | |||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево, над | Лето – время года. Месяцы лета. Признаки лета | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право – лево, под | Труд и отдых человека летом | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право – лево, верх-низ | Погода. Основные явления погоды. Прогноз погоды | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:– впереди, сзади | Объекты неживой природы | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между | Названия и простейшие признаки объектов неживой природы | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между, после | Деревья | ||||||||||||
Экскурсия в парк. Распознавание, название деревьев. Сбор листьев и семян | ПР | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: за, после, перед, в, у,над | Деревья. Части дерева | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с геометрическими фигурами | Клен. Внешний вид, сезонные изменения | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте со стилизованными фигурами деревьев | Ель.Внешний вид, сезонные изменения. Польза | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (штриховка по образцу деревьев) | Клён, ель: различение, сравнение | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (обведение и штриховка листьев клена) | Сезонные изменения в природе осенью | ||||||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (составление узоров и штриховка осенних листьев) | Осень - время года. Признаки осени | ||||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики для пальцев рук | Месяцы осени | ||||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики для пальцев рук, называние пальцев | Труд людей осенью (работа в саду, огороде) | ||||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, называние пальцев, строение кисти | Осень - подготовка к зиме | ||||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с речевым сопровождением «Грибы» | Грибы | ||||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с речевым сопровождением « По грибы» | Грибы. Узнавание, называние | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с массажными пластинками | Грибы съедобные и несъедобные. Профилактика отравлений | ПР. | |||||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с массажным валиком | Овощи. Определение «лишней» картинки. Загадки | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое | Овощи. Определение, называние. Огород | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое, горячее | Овощи. Капуста (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу | ||||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, шершавое | Фрукты. Определение, называние. Сад | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: шершавое, ворсистое | Фрукты данной местности. Фрукты в питании человека | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, ворсистое | Ягоды. Вишня (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу | ||||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое - шершавое, пушистое | Овощи, фрукты, ягоды. Различение | ||||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, шершавое, пушистое, ворсистое | Уход за растениями сада и огорода | ПР | |||||||||||
Дифференциация понятий по развитию тактильных ощущений | Осень. Итоговый урок | ||||||||||||
Экскурсия в лес «Зимушка-зима» | Наблюдение за изменениями в природе | ||||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, гладкое | Зима- время года. Признаки зимы | в/ф | |||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, шершавое | Изменения в природе, жизнь растений зимой | ||||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное | Изменения в природе, жизнь животных зимой | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, гладкое | Время суток, их признаки | ||||||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, шершавое | Время суток день и ночь, их признаки | в/ф | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, неделя | Время суток вечер и утро, их признаки | в/ф | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, рабочие дни недели | Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды | ||||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, выходные дни недели | Птицы. Внешний вид. Узнавание | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятие «за» | Птицы. Воробей. Внешний вид. Место обитания. Питание | ||||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятие « после» | Птицы. Снегирь. Внешний вид. Место обитания. Питание | Отслеживание динамики | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели – после | Составление сравнительного рассказа о птицах | развития в картах ИСРР | |||||||||||
Зимующие птицы. Подкормка птиц (экскурсия) | Практическое занятие | за первое полугодие | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели , понятия « за, после, между» | Зимние забавы детей. Предупреждение травм, несчастных случаев | ||||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятия « за, после, между, перед» | Труд взрослых зимой | ||||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели. понятия « за, после, перед, между, последующий» | Домашние животные. Их детёныши. | ||||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: дни недели, понятия «за, после, перед, между, последующий, предыдущий» | Кролик. Внешний вид, питание. Польза человеку | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: времена года, количество месяцев в году | Коза. Внешний вид, питание. Польза человеку | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: времена года, смена времен года | Овца. Внешний вид, питание. Польза человеку | ПР | |||||||||||
Упражнения на развитие временных представлений: времена года, приметы зимы | Дикие животные. Их детёныши | ПР | |||||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: зимние месяцы | Приспособление диких животных к природным условиям | ||||||||||||
Итоговое занятие – закрепление временных представлений о зиме | Заяц. Части тела. Чем питается, как передвигается, место обитания | ||||||||||||
Приметы весны – экскурсия | Наблюдение за изменениями в природе | ||||||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: весна, весенние месяцы | Составление рассказа-отчета по экскурсии | ||||||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, круг) | Внешний облик человека. Гигиена тела | ||||||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, овал) | Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами, кожей, ногтями | ||||||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (прямоугольник, круг) | Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи | ||||||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (треугольник, овал) | Лицо человека. Уход за лицом | ||||||||||||
Обследование – 4 часа | |||||||||||||
1. | Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | Отслеживание динамики развития вкартах ИСРР за учебный год | |||||||||||
2. | Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | ||||||||||||
3. | Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | ||||||||||||
4. | Анализ и оценка результатов коррекционной работы |
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по учебному плану | Учебная программа | Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихся | Библиография |
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (дефектологические занятия) | 2 часа | Содержание тематического планирования соответствует содержанию Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. 0 – 4 классы. – М: Просвещение, СПб филиал, 2007; И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы / И.М.Бгажнокова – М.: Владос, 2007 | Карты индивидуального сопровождения развития обучающихся | 1.Настольная книга педагога – дефектолога /Т. Б. Епифанцева ( и др.)- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564,(1) :- (Сердце отдаю детям); 2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы)/Бгажнокова И, М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др.); под ред. И. М. Бгажноковой.-М.6 Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (Коррекционная педагогика); 3.Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.2 класс. –М.: Аркти, 2005 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочие программы 7 класс Специальная Коррекционная школа 8 вида; письмо, чтение и развитие речи
Данные рабочие учебные программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлены на основе программы специальных (коррекционных) образовательных уч...
Рабочая программа Специального (коррекционного) начального общего образования по чтению и развитию речи 1 класс
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обучения гр...
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...
Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс
Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов...
рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс
рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов...