рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Павлова Анастасия Анатольевна

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_metodika_raboty_s_istor_dokumentami.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

‌‌‌

Рассмотрено:

Методическим объединением

Учителей истории и обществознания

Протокол 21.06.2023 г. № 5

Утверждено:

Приказом директора МБОУ «Гимназия»

От 10.08.2023г. № 244

‌‌

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специального курса «Методика работы с историческим документом»

для обучающихся 10 класса

(учитель: Павлова А.А.)

 ‌

Черногорск

 2023

1. Пояснительная записка:

Рабочая программа по специальному курсу является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

  1. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

«Методика работы  с историческим документом»

Личностные результаты:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • Способность к определению своей позиции и ответственному правовому  поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

  • Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности; использование методов сопоставительного анализа источников для решения проблемы; выявление альтернатив исторического развития  по источникам; построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников и т.д.
  • Овладение  методами работы с историческими документами;
  • Формирование  умений и навыков работы с историческим документом;
  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность  -  учебную, общественную;
  • Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы;
  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, сочинение;
  • Готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе;
  • Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

  1. Содержание специального курса «Методика работы с  историческим документом»

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел  1. Введение: общая характеристика курса.

История как наука. Роль истории в жизни людей. Понятие «исторический источник».

Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины: (палеография, геральдика, сфрагистика, хронология, антропонимика, метрология, нумизматика, генеалогия, историческая геграфия)  и их роль в изучении истории.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда для викторины.

Раздел  2.  Вспомогательные исторические  дисциплины, их виды и приёмы работы с ними.

Исторические источники XX века: звуковые записи, кино-фото-видеоисточники и их роль в изучении истории.

Практическая работа: просмотр видеофильмов о старинных рукописях, о происхождении и разновидностях гербов, археологических раскопках и коллекции монет; домашнее задание: подготовка проектной работы – презентационное сообщение об одной из вспомогательных дисциплин (по выбору).

Раздел  3. Общая характеристика  исторических источников, история коллекций, коллекционирование.

Практическая работа: участие в поисково - исследовательской деятельности в соответствии с тематикой, выполнение индивидуального поисково - исследовательского задания.

Раздел  4. Повествовательно-описательные   исторические   документы.

Повествовательно-описательные   исторические   документы,   их   роль   в изучении истории (летописи, хроники, мемуары, письма, описания). Актовые документы - юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) документы. Литературные источники, исторические источники на уроках литературы. Историческая беллетристика на уроках истории.

 Итоговое обобщающее занятие (семинар, конференция, зачет): представление и защита творческих работ.

  1. Тематическое планирование специального курса

«Методика работы с  историческим источником»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Введение: общая характеристика курса

3 час.

Вспомогательные  исторические дисциплины, их виды и приёмы работы с ними.

27 час.

Общая характеристика  исторических источников, история коллекций, коллекционирование.

15 час.

Повествовательно-описательные   исторические   документы.

22 час.

Итого:

67 ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

‌‌‌

‌‌

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания

Павлова А.А.

Протокол № 1

от «20» июня  2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Кузнецова Г.В.

Приказ №244

от10.08. 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Гимназия»

Шевченко С.Н.

Приказ № 244

от «10» августа   2023 г.

Календарно- тематическое планирование

специальный курс «Методика работы с историческим документом»

для учащихся 10 класса

2023-2024 учебный год

        

                                                                             Составитель: Павлова А.А.

                                                                   учитель истории и обществознания

Черногорск

2023

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по специальному курсу «Методика работы с  историческим документом» составлено в соответствии с:

  • Рабочей программой  по специальному курсу «Методика работы с  историческим документом»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)  от 17.05.2012 г. № 1645;
  • Основной образовательной программой среднего общего образования на 2015 – 2020 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 01.09.2016 г. № 276 (с изменениями и дополнениями);

         Цель:

  • Отработка тем по истории России с древнейших времен до начала XXI в., для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ.

Задачи:

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления — способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
  •  использование исторических сведений для решения  исторических задач.

2.Календарно – тематическое  планирование по специальному курсу

 «Методика работы с  историческим документом»

 в 10В классе на 2023 – 2024  уч. год

Раздел 3.Общая характеристика  исторических источников, история коллекций, коллекционирование

1-3

Исторические памятники как исторический источник

3

01.09

08.09

15.09

4-5

Практическая работа

2

22.09

29.09

6-7

История коллекций

2

06.10

13.10

8-9

Коллекционирование

2

20.10

27.10

10-12

Практическая работа

3

10.11

17.11

24.11

13-14

Классификация исторических источников: типы, виды, формы

2

01.12

08.12

15-18

Практическая работа: Внешняя и внутренняя критика исторического источника, его атрибуция

4

15.12

22.12

Раздел 4. Повествовательно-описательные   исторические   документы

19-22

Письменные исторические источники

4

23-26

Исторический документ

4

27-30

Классификация исторических документов

4

31-34

 Методы изучения исторических источников и исторических документов

4

35-38

Приёмы работы с  историческими документами, алгоритм изучения

4

39-42

Практическая работа

4

43-46

Повествовательно-описательные исторические документы.

4

47-49

Актовые документы

3

50-53

Литературные источники

4

54-56

Практическая работа

3

57-60

Историческая беллетристика

4

61-63

Современная классификация документов

3

64-67

Практическая работа: Анализ исторических документов

4

3.   График представления и защиты результатов специального курса «Методика работы с  историческим документом»:

Темы представления результатов

Дата проведения

1

«Роль исторических источников  в изучении прошлого своей страны»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной работе "Рукодельница" для 4 класса

Предлагаю рабочую программу по внеурочной работе для 4 класса "Рукодельница" по общекультурному направлению....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с портфолио" 5 класс

Структура и содержание рабо­чей программы соответствуют  требованиям федерального государствен­ного образовательного стандарта основного общего образования.В рамках осуществления модернизац...

Рабочая программа по воспитательной работе с воспитанниками 6 класса

Календарно-тематическое планированиена сентябрь 2018 г.разделы  неделиОхрана здоровья «Будь здоров!»Нравственно-патриотическое«Мое отечество. Мой дом. Моя семья»...

Рабочая программа по воспитательной работе с воспитанниками 5 класса

Психолого-педагогическая характеристика класса На 1 сентября  2017\2018 учебного года детей было в количестве 12 человек. Среди них одна девочка – К.А., остальные мальчики. К. А. учитс...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 класса (VIII вид)"

Цель программы: «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализа...

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...