рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_metodika_raboty_s_istor_dokumentami.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено: Методическим объединением Учителей истории и обществознания Протокол 21.06.2023 г. № 5 | Утверждено: Приказом директора МБОУ «Гимназия» От 10.08.2023г. № 244 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Специального курса «Методика работы с историческим документом»
для обучающихся 10 класса
(учитель: Павлова А.А.)
Черногорск
2023
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа по специальному курсу является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- Тематическое планирование.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Методика работы с историческим документом»
Личностные результаты:
- Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- Способность к определению своей позиции и ответственному правовому поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
- Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности; использование методов сопоставительного анализа источников для решения проблемы; выявление альтернатив исторического развития по источникам; построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников и т.д.
- Овладение методами работы с историческими документами;
- Формирование умений и навыков работы с историческим документом;
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;
- Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы;
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, сочинение;
- Готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе;
- Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
- Содержание специального курса «Методика работы с историческим документом»
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Введение: общая характеристика курса.
История как наука. Роль истории в жизни людей. Понятие «исторический источник».
Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины: (палеография, геральдика, сфрагистика, хронология, антропонимика, метрология, нумизматика, генеалогия, историческая геграфия) и их роль в изучении истории.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда для викторины.
Раздел 2. Вспомогательные исторические дисциплины, их виды и приёмы работы с ними.
Исторические источники XX века: звуковые записи, кино-фото-видеоисточники и их роль в изучении истории.
Практическая работа: просмотр видеофильмов о старинных рукописях, о происхождении и разновидностях гербов, археологических раскопках и коллекции монет; домашнее задание: подготовка проектной работы – презентационное сообщение об одной из вспомогательных дисциплин (по выбору).
Раздел 3. Общая характеристика исторических источников, история коллекций, коллекционирование.
Практическая работа: участие в поисково - исследовательской деятельности в соответствии с тематикой, выполнение индивидуального поисково - исследовательского задания.
Раздел 4. Повествовательно-описательные исторические документы.
Повествовательно-описательные исторические документы, их роль в изучении истории (летописи, хроники, мемуары, письма, описания). Актовые документы - юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) документы. Литературные источники, исторические источники на уроках литературы. Историческая беллетристика на уроках истории.
Итоговое обобщающее занятие (семинар, конференция, зачет): представление и защита творческих работ.
- Тематическое планирование специального курса
«Методика работы с историческим источником»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Введение: общая характеристика курса | 3 час. | |
Вспомогательные исторические дисциплины, их виды и приёмы работы с ними. | 27 час. | |
Общая характеристика исторических источников, история коллекций, коллекционирование. | 15 час. | |
Повествовательно-описательные исторические документы. | 22 час. | |
Итого: | 67 ч. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей истории и обществознания Павлова А.А. Протокол № 1 от «20» июня 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Кузнецова Г.В. Приказ №244 от10.08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия» Шевченко С.Н. Приказ № 244 от «10» августа 2023 г. |
Календарно- тематическое планирование
специальный курс «Методика работы с историческим документом»
для учащихся 10 класса
2023-2024 учебный год
Составитель: Павлова А.А.
учитель истории и обществознания
Черногорск
2023
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по специальному курсу «Методика работы с историческим документом» составлено в соответствии с:
- Рабочей программой по специальному курсу «Методика работы с историческим документом»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17.05.2012 г. № 1645;
- Основной образовательной программой среднего общего образования на 2015 – 2020 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 01.09.2016 г. № 276 (с изменениями и дополнениями);
Цель:
- Отработка тем по истории России с древнейших времен до начала XXI в., для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
Задачи:
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- использование исторических сведений для решения исторических задач.
2.Календарно – тематическое планирование по специальному курсу
«Методика работы с историческим документом»
в 10В классе на 2023 – 2024 уч. год
Раздел 3.Общая характеристика исторических источников, история коллекций, коллекционирование | ||||
1-3 | Исторические памятники как исторический источник | 3 | 01.09 08.09 15.09 | |
4-5 | Практическая работа | 2 | 22.09 29.09 | |
6-7 | История коллекций | 2 | 06.10 13.10 | |
8-9 | Коллекционирование | 2 | 20.10 27.10 | |
10-12 | Практическая работа | 3 | 10.11 17.11 24.11 | |
13-14 | Классификация исторических источников: типы, виды, формы | 2 | 01.12 08.12 | |
15-18 | Практическая работа: Внешняя и внутренняя критика исторического источника, его атрибуция | 4 | 15.12 22.12 | |
Раздел 4. Повествовательно-описательные исторические документы | ||||
19-22 | Письменные исторические источники | 4 | ||
23-26 | Исторический документ | 4 | ||
27-30 | Классификация исторических документов | 4 | ||
31-34 | Методы изучения исторических источников и исторических документов | 4 | ||
35-38 | Приёмы работы с историческими документами, алгоритм изучения | 4 | ||
39-42 | Практическая работа | 4 | ||
43-46 | Повествовательно-описательные исторические документы. | 4 | ||
47-49 | Актовые документы | 3 | ||
50-53 | Литературные источники | 4 | ||
54-56 | Практическая работа | 3 | ||
57-60 | Историческая беллетристика | 4 | ||
61-63 | Современная классификация документов | 3 | ||
64-67 | Практическая работа: Анализ исторических документов | 4 |
3. График представления и защиты результатов специального курса «Методика работы с историческим документом»:
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | «Роль исторических источников в изучении прошлого своей страны» | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной работе "Рукодельница" для 4 класса
Предлагаю рабочую программу по внеурочной работе для 4 класса "Рукодельница" по общекультурному направлению....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с портфолио" 5 класс
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.В рамках осуществления модернизац...
Рабочая программа по воспитательной работе с воспитанниками 6 класса
Календарно-тематическое планированиена сентябрь 2018 г.разделы неделиОхрана здоровья «Будь здоров!»Нравственно-патриотическое«Мое отечество. Мой дом. Моя семья»...
Рабочая программа по воспитательной работе с воспитанниками 5 класса
Психолого-педагогическая характеристика класса На 1 сентября 2017\2018 учебного года детей было в количестве 12 человек. Среди них одна девочка – К.А., остальные мальчики. К. А. учитс...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 класса (VIII вид)"
Цель программы: «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализ...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализа...
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...