рабочая программа 5(специальный) класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Рабочая программа по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям в 5(специальном) классе, для обучающихся с множественными и тяжелыми формами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dz_5_spec._klass.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям

5 специальный класс

Общее количество часов: 102

Количество часов в неделю: 3

Составитель: C. Б. Сташевская, учитель-дефектолог высшей категории

Пояснительная записка

1.Рабочая программа составлена  на основе:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы. Живой мир (с. 94).

Н.Б. Матвеева. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007;

  1. «Программа обучения детей с тяжелой степенью умственной отсталости» под рук. .Малера (курс «Развитие речи»).– Екатеринбург, 2004;
  1. Закона РФ « Об образовании « от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
  2. Письма МО РФ от 03.04..2003 г. № 27./2722 – 6 « Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  3. Письма ГУО и Н Челябинской области от 04.03.2002 г. № 05 – 697 « Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»;
  4. Письма МО РФ от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма МО РФ от 04.09.1997 г. № 48» (об обучении детей с глубокой умственной отсталостью;
  5. учебного плана школы;

2.Основное содержание коррекционных (дефектологических) занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной, интеллектуальной и социокультурной  деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, способствующие приспособлению к ежедневной жизни, к стилю жизни в обществе.

3.Программа коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов письменных навыков, рисунков.

Цель индивидуально-коррекционных (дефектологических) занятий: создание условий для развития и коррекции психических                процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях;

коррекция сенсорно-перцептивной деятельности за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности; развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи;

воспитание интереса и потребности к речевому общению;

применение в практике умений  выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;

повышение познавательной активности обучающихся, воспитание положительных привычек и навыков.

Задачи:

  1. Продолжать развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:

а) с целью развития восприятия:

- учить распознавать  предметы, явления и действия;

- продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;

- продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;

б) с целью развития памяти:

- совершенствовать непроизвольное  и развивать произвольное запоминание учебного материала;

в) с целью развития мышления:

- совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;

- учить анализировать, делать выводы;

  1. Развивать речь во всех видах деятельности:

а) обогащать словарь;

б) развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

в) развивать связную речь;

  1. Развивать общую и мелкую моторику:
  2. Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:
  3. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки

4.Методы и формы обучения:

Методы по источнику знаний:

1.словесные (рассказ, объяснение, беседа).

2.наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО,  иллюстраций).

3.практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, практическая работа, игра, упражнение).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные и групповые

Формы занятий: экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций и сюжетно-ролевыми играми, с элементами театрализации

5.Количество часов: по рабочей программе 102часа (3 часа в неделю)

Соотношение часов по тематическому планированию представлено в таблице:

Раздел, тема 

Количество часов

 в планировании

Обследование

7 часов

Коррекционно-развивающие занятия

89 часов

Обследование

6 часов

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения относится к IV группе.

Планируемые результаты обучения обучающихся IV группы:

  1. понимать обращенную к ним речь, слушать и слышать инструкцию, выполнять доступные действия;
  2.  уметь подчинять свою деятельность требованиям взрослого;
  3. уметь общаться со взрослыми, детьми, поддерживать диалог;
  4. уметь в вопросо – ответной форме связно составлять короткие рассказы по наблюдаемым действиям и др.;
  5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Формы, методы, инструментарий контроля динамики развития обучающихся:

Диагностические мероприятия и учет отслеживания состояния психических процессов в картах индивидуального сопровождения развития ребенка

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

ПР-презентация

в/ф-видеофильм

карты ИСРР – карты индивидуального сопровождения развития ребенка

п/п

Дата

Тема коррекционного занятия

Мониторинг

Применение ИКТ,

использование ЦОРов

Примечание

планируемая

фактическая

Обследование обучающихся -7 часов

Исследование психических процессов и моторной сферы

Определить уровень

Исследование психических процессов и моторной сферы

сформирован-

ности познавательных

Исследование психических процессов и моторной сферы

процессов.

Исследование психических процессов и моторной сферы

Отслеживание

динамики

Исследование психических процессов и моторной сферы

развития

Исследование психических процессов и моторной сферы

в картах ИСРР

Исследование психических процессов и моторной сферы

Коррекционно-развивающие занятия-89 часов

Знакомство со школьными кабинетами, школьным двором. Экскурсия

Упражнения в умении обращаться

друг к другу, называть по именам

Беседа по проведенной экскурсии. Составление элементарного рассказа по вопросам.

Упражнения в умении обращаться друг к другу с просьбой

Лето – время года.

сюжетно- ролевая игра

Упражнения в умении обращаться друг к другу и учителю

Приметы лета.

Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы – учителям, воспитателям

Летние месяцы.

практическое занятие

Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы – учителям, воспитателям, администрации

Летние каникулы.

практическое занятие

Упражнения в умении обращаться к сотрудникам  школы, медицинскому персоналу

Развлечения и игры.

практическое занятие

Упражнения в умении обращаться к сотрудникам  школы – кухонным работникам и обслуживающему персоналу

Труд человека летом

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево.

Экскурсия к клумбам.

«Сбор семян цветов»

практическое занятие

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево, над

Беседа по проведенной  экскурсии. Составление осеннего букета к конкурсу

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право,  лево, под

Осень время года. Составление предложений по картинкам

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право лево, верх-низ

Экскурсия «Сезонные изменения природы осенью»

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди ,сзади

Составление рассказа по проведенной экскурсии.

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между

Месяцы осени

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между, после

Осень -  подготовка к зиме. Составление предложений по картинкам

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: между, после, за, перед

Труд взрослых осенью. Выбери лишнюю картинку.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: за, после, перед

Экскурсия в парк. Распознавание, название деревьев. Сбор листьев и семян

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: за, после, перед, в, у

Беседа по проведенной экскурсии. Аппликация из семян и листьев

Закрепление упражнений на развитие ориентировки в пространстве

Рябина. Внешний вид, сезонные изменения

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с геометрическими фигурами

Польза ягод рябины. Составление рассказа по картинному плану

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с объемными фигурами деревьев

Сосна. Внешний вид, сезонные изменения

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с

объемными фигурами деревьев

Польза сосны для человека. Составление предложений по вопросам и краткого рассказа

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (штриховка по образцу))

Рябина, сосна: различение, сравнение

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (обведение и штриховка овощей)

Овощи. Определение, называние

ПР

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (составление узоров и штриховка)

Огород

Упражнения на развитие мелкой моторики для пальцев рук

Овощи. Капуста (цвет, форма, вкус).Употребление в пищу

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики

для пальцев рук, называние пальцев

Овощи. Чеснок (внешний вид, вкус). Употребление в пищу

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики, называние пальцев, строение кисти

Овощи. Лук (цвет, форма, вкус).

Употребление в пищу

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с речевым сопровождением «Овощи»

Овощи. Огурец (цвет, форма, вкус).Употребление в пищу

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с речевым сопровождением «Звонкий мяч»

Овощи. Картофель (цвет, форма, вкус)

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с массажными пластинками

Итоговый урок по теме «Овощи». Употребление в пищу. Польза

Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с массажным валиком

Фрукты. Определение, называние

Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое

Сад. Составление рассказа по вопросам

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое, горячее

Фрукты. Апельсин (цвет, форма, величина, вкус). Различение, сравнение.

Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое, горячее,мокрое

Фрукты. Мандарин (цвет, форма, величина, вкус). Различение, сравнение

ПР

практическое занятие

в прачечной

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, шершавое

Фрукты. Лимон (цвет, форма, величина, вкус). Различение, сравнение

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: шершавое, ворсистое

Ягоды. Смородина (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, ворсистое

Ягоды. Малина (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое - шершавое, пушистое.

Овощи, фрукты, ягоды. Различение.Сравнение

ПР

Экскурсия в парк «Зимушка-зима»

Дифференциация понятий по развитию тактильных ощущений

Зима- время года

ПР

практическое занятие

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое

Зимние месяцы

Отслеживание динамики

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное,  круглое, гладкое

Приметы зимы

развития в картах ИСРР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, шершавое

Изменение в природе, жизнь растений зимой

за первое полугодие

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное,  круглое, овальное

Изменение в природе, жизнь животных зимой

в/ф

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, гладкое

Домашние животные зимой, их детёныши. Называние

ПР

Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, шершавое

Корова. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Польза человеку.

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели

Дикие животные зимой, их детёныши. Называние

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели

Еж. Части тела. Чем питается, как передвигается, место обитания.

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели, рабочие дни недели

Волк. Части тела. Чем питается, как передвигается, место обитания

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели, выходные дни недели

Жизнь диких животных зимой

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели ,понятие «за»

Дикие и домашние животные. Сравнение

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели понятие «после»

Итоговый урок по теме «Дикие и домашние животные зимой»

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели (за, после)

Птицы. Внешний вид.

ПР

Зимующие птицы. Подкормка птиц (экскурсия)

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели ( за, после, между, перед)

Птицы. Снегирь. Внешний вид. Место обитания. Питание

в/ф

Упражнение на развитие временных представлений: дни недели ( за, после, перед, между, последующий)

Птицы. Синица. Внешний вид. Место обитания. Питание

в/ф

Упражнение на развитие временных представлений:дни недели (за, после, перед, между, последующий, предыдущий)

Птицы. Воробей. Внешний вид. Место обитания. Питание.

в/ф

Закрепление понятий на развитие временных представлений: дни недели

Зимующие птицы. Итоговый урок

Упражнение на развитие временных представлений: времена года

Зимние забавы детей. Предупреждение травм, несчастных случаев

в/ф

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, количество месяцев в году

Труд взрослых зимой

в/ф

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, смена времен года

Зима – итоговый урок

Упражнение на развитие временных представлений: времена года (за, после)

Части тела человека

Упражнение на развитие временных представлений: времена года (за, после, перед)

Уход за телом

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, приметы зимы

Уход за руками

Приметы зимы – экскурсия

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы

Беседа по проведенной экскурсии. Составление рассказа

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы – декабрь зимы начало, года конец

Волосы. Уход за волосами

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы (первый, последний, средний зимние месяцы)

Лицо человека

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы – закрепление временных представлений о зиме

Уход за лицом

Упражнение на развитие временных представлений: время  года весна

Правильная осанка человека

Упражнение на развитие временных представлений: весна, весенние месяцы

Охрана здоровья человека

Экскурсия в парк «Изменения в природе весной»

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, первый весенний месяц

Составление рассказа по проведенной экскурсии.

Изменения в жизни растений весной

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, второй весенний месяц

Изменения в жизни животных весной

ПР

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы,  третий весенний месяц

Труд людей весной

Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, приметы весны

Насекомые. Узнавание и называние

ПР

Итоговое занятие – закрепление временных представлений о весне

Муравей. Внешний вид. Место обитания.

Польза

ПР

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, круг)

Жук. Внешний вид. Где живут

ПР

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, овал)

Растения. Их разнообразие: деревья, трава. Узнавание, различение

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (прямоугольник, круг)

Растения. Кустарники, Узнавание, различение

Экскурсия в природу: наблюдение за первыми цветами, травой, распусканием почек на деревьях и кустарниках

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (треугольник, квадрат)

Беседа по проведенной экскурсии

Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник)

Весна- время года. Итоговый урок

Упражнения на развитие графических навыков: обведение и штриховка геометрических фигур (квадрат, овал)

Первые весенние цветы Узнавание, различение

Упражнения на развитие графических навыков: составление, обведение и раскрашивание узора из геометрических фигур (квадрат, овал, круг)

Подснежник. Выделение картинки из ряда цветов. Составление аппликации из геометрических фигур

Упражнения на развитие графических навыков: составление, обведение и штриховка узора из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, овал)

Прострел. Узнавание, различение.

Штриховка составленного узора  

из геометрических фигур

Упражнения на развитие графических  навыков: составление, обведение и штриховка узора из геометрических фигур (квадрат, овал)

Разучивание стихотворения о подснежнике с голоса учителя

Итоговое занятие

Обследование -6 часов

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

Отслеживание динамики развития в картах ИСРР за учебный год.

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы

Анализ и оценка результатов коррекционной работы

Анализ и оценка результатов коррекционной работы

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану

Учебная программа

Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихся

 Библиография

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (дефектологические занятия)

3 часа

Содержание тематического планирования соответствует содержанию Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. – 4 классы. – М: Просвещение, СПб филиал, 2007;

И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы. М.: Владос, 2007

Карты индивидуального сопровождения развития обучающихся

1.Настольная книга педагога – дефектолога /Т. Б. Епифанцева ( и др.)- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564,(1):- (Сердце отдаю детям)

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /Бгажнокова И, М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др.); под ред. И. М. Бгажноковой.-М.6 Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

3.Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.–М.: Аркти, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочие программы 7 класс Специальная Коррекционная школа 8 вида; письмо, чтение и развитие речи

Данные рабочие учебные  программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлены  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных уч...

Рабочая программа Специального (коррекционного) начального общего образования по чтению и развитию речи 1 класс

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обучения гр...

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов...

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов...