рабочая программа 5(специальный) класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Рабочая программа по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям в 5(специальном) классе, для обучающихся с множественными и тяжелыми формами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dz_5_spec._klass.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям
5 специальный класс
Общее количество часов: 102
Количество часов в неделю: 3
Составитель: C. Б. Сташевская, учитель-дефектолог высшей категории
Пояснительная записка
1.Рабочая программа составлена на основе:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы. Живой мир (с. 94).
Н.Б. Матвеева. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007;
- «Программа обучения детей с тяжелой степенью умственной отсталости» под рук. .Малера (курс «Развитие речи»).– Екатеринбург, 2004;
- Закона РФ « Об образовании « от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
- Письма МО РФ от 03.04..2003 г. № 27./2722 – 6 « Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
- Письма ГУО и Н Челябинской области от 04.03.2002 г. № 05 – 697 « Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»;
- Письма МО РФ от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма МО РФ от 04.09.1997 г. № 48» (об обучении детей с глубокой умственной отсталостью;
- учебного плана школы;
2.Основное содержание коррекционных (дефектологических) занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной, интеллектуальной и социокультурной деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, способствующие приспособлению к ежедневной жизни, к стилю жизни в обществе.
3.Программа коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов письменных навыков, рисунков.
Цель индивидуально-коррекционных (дефектологических) занятий: создание условий для развития и коррекции психических процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях;
коррекция сенсорно-перцептивной деятельности за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности; развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи;
воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности обучающихся, воспитание положительных привычек и навыков.
Задачи:
- Продолжать развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:
а) с целью развития восприятия:
- учить распознавать предметы, явления и действия;
- продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;
- продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;
б) с целью развития памяти:
- совершенствовать непроизвольное и развивать произвольное запоминание учебного материала;
в) с целью развития мышления:
- совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;
- учить анализировать, делать выводы;
- Развивать речь во всех видах деятельности:
а) обогащать словарь;
б) развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
в) развивать связную речь;
- Развивать общую и мелкую моторику:
- Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки
4.Методы и формы обучения:
Методы по источнику знаний:
1.словесные (рассказ, объяснение, беседа).
2.наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, иллюстраций).
3.практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, практическая работа, игра, упражнение).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные и групповые
Формы занятий: экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций и сюжетно-ролевыми играми, с элементами театрализации
5.Количество часов: по рабочей программе 102часа (3 часа в неделю)
Соотношение часов по тематическому планированию представлено в таблице:
Раздел, тема | Количество часов в планировании |
Обследование | 7 часов |
Коррекционно-развивающие занятия | 89 часов |
Обследование | 6 часов |
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся
Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения относится к IV группе.
Планируемые результаты обучения обучающихся IV группы:
- понимать обращенную к ним речь, слушать и слышать инструкцию, выполнять доступные действия;
- уметь подчинять свою деятельность требованиям взрослого;
- уметь общаться со взрослыми, детьми, поддерживать диалог;
- уметь в вопросо – ответной форме связно составлять короткие рассказы по наблюдаемым действиям и др.;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Формы, методы, инструментарий контроля динамики развития обучающихся:
Диагностические мероприятия и учет отслеживания состояния психических процессов в картах индивидуального сопровождения развития ребенка
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
ПР-презентация
в/ф-видеофильм
карты ИСРР – карты индивидуального сопровождения развития ребенка
№ п/п | Дата | Тема коррекционного занятия | Мониторинг | Применение ИКТ, использование ЦОРов | Примечание | |||||
планируемая | фактическая | |||||||||
Обследование обучающихся -7 часов | ||||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | Определить уровень | |||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | сформирован- ности познавательных | |||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | процессов. | |||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | Отслеживание динамики | |||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | развития | |||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | в картах ИСРР | |||||||||
Исследование психических процессов и моторной сферы | ||||||||||
Коррекционно-развивающие занятия-89 часов | ||||||||||
Знакомство со школьными кабинетами, школьным двором. Экскурсия | ||||||||||
Упражнения в умении обращаться друг к другу, называть по именам | Беседа по проведенной экскурсии. Составление элементарного рассказа по вопросам. | |||||||||
Упражнения в умении обращаться друг к другу с просьбой | Лето – время года. | сюжетно- ролевая игра | ||||||||
Упражнения в умении обращаться друг к другу и учителю | Приметы лета. | |||||||||
Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы – учителям, воспитателям | Летние месяцы. | практическое занятие | ||||||||
Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы – учителям, воспитателям, администрации | Летние каникулы. | практическое занятие | ||||||||
Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы, медицинскому персоналу | Развлечения и игры. | практическое занятие | ||||||||
Упражнения в умении обращаться к сотрудникам школы – кухонным работникам и обслуживающему персоналу | Труд человека летом | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево. | Экскурсия к клумбам. «Сбор семян цветов» | практическое занятие | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево, над | Беседа по проведенной экскурсии. Составление осеннего букета к конкурсу | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право, лево, под | Осень время года. Составление предложений по картинкам | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: право лево, верх-низ | Экскурсия «Сезонные изменения природы осенью» | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди ,сзади | Составление рассказа по проведенной экскурсии. | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между | Месяцы осени | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: впереди, сзади, между, после | Осень - подготовка к зиме. Составление предложений по картинкам | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: между, после, за, перед | Труд взрослых осенью. Выбери лишнюю картинку. | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: за, после, перед | Экскурсия в парк. Распознавание, название деревьев. Сбор листьев и семян | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: за, после, перед, в, у | Беседа по проведенной экскурсии. Аппликация из семян и листьев | |||||||||
Закрепление упражнений на развитие ориентировки в пространстве | Рябина. Внешний вид, сезонные изменения | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с геометрическими фигурами | Польза ягод рябины. Составление рассказа по картинному плану | |||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с объемными фигурами деревьев | Сосна. Внешний вид, сезонные изменения | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений на парте с объемными фигурами деревьев | Польза сосны для человека. Составление предложений по вопросам и краткого рассказа | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (штриховка по образцу)) | Рябина, сосна: различение, сравнение | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (обведение и штриховка овощей) | Овощи. Определение, называние | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и координации движений в тетради (составление узоров и штриховка) | Огород | |||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики для пальцев рук | Овощи. Капуста (цвет, форма, вкус).Употребление в пищу | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики для пальцев рук, называние пальцев | Овощи. Чеснок (внешний вид, вкус). Употребление в пищу | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, называние пальцев, строение кисти | Овощи. Лук (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу | |||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с речевым сопровождением «Овощи» | Овощи. Огурец (цвет, форма, вкус).Употребление в пищу | |||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с речевым сопровождением «Звонкий мяч» | Овощи. Картофель (цвет, форма, вкус) | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения с массажными пластинками | Итоговый урок по теме «Овощи». Употребление в пищу. Польза | |||||||||
Упражнения на развитие мелкой моторики, упражнение с массажным валиком | Фрукты. Определение, называние | |||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое | Сад. Составление рассказа по вопросам | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое, горячее | Фрукты. Апельсин (цвет, форма, величина, вкус). Различение, сравнение. | |||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: холодное, теплое, горячее,мокрое | Фрукты. Мандарин (цвет, форма, величина, вкус). Различение, сравнение | ПР | практическое занятие в прачечной | |||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, шершавое | Фрукты. Лимон (цвет, форма, величина, вкус). Различение, сравнение | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: шершавое, ворсистое | Ягоды. Смородина (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое, ворсистое | Ягоды. Малина (цвет, форма, вкус). Употребление в пищу | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: гладкое - шершавое, пушистое. | Овощи, фрукты, ягоды. Различение.Сравнение | ПР | ||||||||
Экскурсия в парк «Зимушка-зима» | ||||||||||
Дифференциация понятий по развитию тактильных ощущений | Зима- время года | ПР | практическое занятие | |||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое | Зимние месяцы | Отслеживание динамики | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, гладкое | Приметы зимы | развития в картах ИСРР | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, шершавое | Изменение в природе, жизнь растений зимой | за первое полугодие | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное | Изменение в природе, жизнь животных зимой | в/ф | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, гладкое | Домашние животные зимой, их детёныши. Называние | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие тактильных ощущений: ровное, круглое, овальное, шершавое | Корова. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Польза человеку. | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели | Дикие животные зимой, их детёныши. Называние | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели | Еж. Части тела. Чем питается, как передвигается, место обитания. | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели, рабочие дни недели | Волк. Части тела. Чем питается, как передвигается, место обитания | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели, выходные дни недели | Жизнь диких животных зимой | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели ,понятие «за» | Дикие и домашние животные. Сравнение | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели понятие «после» | Итоговый урок по теме «Дикие и домашние животные зимой» | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели (за, после) | Птицы. Внешний вид. | ПР | ||||||||
Зимующие птицы. Подкормка птиц (экскурсия) | ||||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели ( за, после, между, перед) | Птицы. Снегирь. Внешний вид. Место обитания. Питание | в/ф | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: дни недели ( за, после, перед, между, последующий) | Птицы. Синица. Внешний вид. Место обитания. Питание | в/ф | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений:дни недели (за, после, перед, между, последующий, предыдущий) | Птицы. Воробей. Внешний вид. Место обитания. Питание. | в/ф | ||||||||
Закрепление понятий на развитие временных представлений: дни недели | Зимующие птицы. Итоговый урок | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года | Зимние забавы детей. Предупреждение травм, несчастных случаев | в/ф | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, количество месяцев в году | Труд взрослых зимой | в/ф | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, смена времен года | Зима – итоговый урок | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года (за, после) | Части тела человека | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года (за, после, перед) | Уход за телом | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, приметы зимы | Уход за руками | |||||||||
Приметы зимы – экскурсия | ||||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы | Беседа по проведенной экскурсии. Составление рассказа | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы – декабрь зимы начало, года конец | Волосы. Уход за волосами | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы (первый, последний, средний зимние месяцы) | Лицо человека | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, зимние месяцы – закрепление временных представлений о зиме | Уход за лицом | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: время года весна | Правильная осанка человека | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: весна, весенние месяцы | Охрана здоровья человека | |||||||||
Экскурсия в парк «Изменения в природе весной» | ||||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, первый весенний месяц | Составление рассказа по проведенной экскурсии. Изменения в жизни растений весной | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, второй весенний месяц | Изменения в жизни животных весной | ПР | ||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, третий весенний месяц | Труд людей весной | |||||||||
Упражнение на развитие временных представлений: времена года, весенние месяцы, приметы весны | Насекомые. Узнавание и называние | ПР | ||||||||
Итоговое занятие – закрепление временных представлений о весне | Муравей. Внешний вид. Место обитания. Польза | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, круг) | Жук. Внешний вид. Где живут | ПР | ||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, овал) | Растения. Их разнообразие: деревья, трава. Узнавание, различение | |||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (прямоугольник, круг) | Растения. Кустарники, Узнавание, различение | |||||||||
Экскурсия в природу: наблюдение за первыми цветами, травой, распусканием почек на деревьях и кустарниках | ||||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (треугольник, квадрат) | Беседа по проведенной экскурсии | |||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник) | Весна- время года. Итоговый урок | |||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: обведение и штриховка геометрических фигур (квадрат, овал) | Первые весенние цветы Узнавание, различение | |||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: составление, обведение и раскрашивание узора из геометрических фигур (квадрат, овал, круг) | Подснежник. Выделение картинки из ряда цветов. Составление аппликации из геометрических фигур | |||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: составление, обведение и штриховка узора из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, овал) | Прострел. Узнавание, различение. Штриховка составленного узора из геометрических фигур | |||||||||
Упражнения на развитие графических навыков: составление, обведение и штриховка узора из геометрических фигур (квадрат, овал) | Разучивание стихотворения о подснежнике с голоса учителя | |||||||||
Итоговое занятие | ||||||||||
Обследование -6 часов | ||||||||||
Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | Отслеживание динамики развития в картах ИСРР за учебный год. | |||||||||
Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | ||||||||||
Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | ||||||||||
Исследование динамики развития в результате проведенной коррекционной работы | ||||||||||
Анализ и оценка результатов коррекционной работы | ||||||||||
Анализ и оценка результатов коррекционной работы |
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по учебному плану | Учебная программа | Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихся | Библиография |
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (дефектологические занятия) | 3 часа | Содержание тематического планирования соответствует содержанию Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. – 4 классы. – М: Просвещение, СПб филиал, 2007; И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы. М.: Владос, 2007 | Карты индивидуального сопровождения развития обучающихся | 1.Настольная книга педагога – дефектолога /Т. Б. Епифанцева ( и др.)- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564,(1):- (Сердце отдаю детям) 2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /Бгажнокова И, М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др.); под ред. И. М. Бгажноковой.-М.6 Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (Коррекционная педагогика). 3.Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.–М.: Аркти, 2005 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочие программы 7 класс Специальная Коррекционная школа 8 вида; письмо, чтение и развитие речи
Данные рабочие учебные программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлены на основе программы специальных (коррекционных) образовательных уч...
Рабочая программа Специального (коррекционного) начального общего образования по чтению и развитию речи 1 класс
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обучения гр...
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...
Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс
Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов...
рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс
рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов...