Урок чтения "Виталий Бианки "Февраль"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Данный урок проводился в 6 классе коррекционной школы VIII вида. По своему содержанию он очень насыщенный и интересный. Тип урока – комбинированный. Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующими и предыдущими уроками, т.к. они объединены в общий раздел, воспевающий красоту родной природы, бережное отношение к ней и ко всему живому. При планировании урока были учтены психофизиологические и интеллектуальные особенности детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass.docx | 37.59 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения. 6 класс.
Тема: В.Бианки «Февраль»
Задачи:
- познакомить с новым произведением; формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами ; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать;
- корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; способствовать развитию устной связной речи и умению работать в группе и паре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувства уважения и сострадания к животным и птицам, чувство оказания взаимопомощи; воспитывать интерес к учёбе.
Оборудование:
- табличка-напоминание;
- слоговая таблица и скороговорки;
- иллюстрации с изображением зимней природы;
- карточки со стихотворениями поэтов;
- листы альбомные и фломастеры;
- портрет В.Бианки;
- словарные слова;
- аудиозаписи, видеоролик;
- разрезные карточки с народными приметами о феврале;
- лучики снежинки;
- компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Весело звенит звонок. Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок чтения.
- Что мы делаем на уроках чтения? (Ответы детей.)
( Вывешивается табличка-напоминание: читаем, говорим, размышляем, слушаем).
- Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями и выполнять их на хорошие оценки, надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.
II. Речевая разминка.
1. Чтение слогов.
Ба бы бэ-э-э Во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы
Не ни но ну по? Ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа Фу! За! Хе? Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш…тшшш…тсс…
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки
- У елки иголки колки.
- Сыплет снегопад с неба снег.
– После такой разминки мы должны читать и говорить как?
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно (ответы детей).
III. Упражнение на развитие внимания.
- кёлкайтснегывц (елка, снег)
- щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова.
б) Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
IV. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на домашнее задание? ( Читать по ролям рассказ Ю.Рытхэу «Пурга», приготовить по два вопроса по тексту каждому ряду, инд.задание: приготовить сообщение на тему: «Особенности жизни людей на Чукотке».)
1.Выборочное чтение по ролям.
2.Индивидуальная работа по карточке.
Найти в рассказе описание пурги, зачитать. Ответить на вопрос: Почему Йоо не показалось ничего интересного в пурге?
3. Групповая работа.
Обучающиеся одного ряда задают подготовленные вопросы другому ряду. Заслушивание ответов детей.( Чему успел научиться в своей жизни мальчик Йоо? Как Йоо готовился к встрече с пургой? Как мальчику удалось вернуться домой? Что могло бы случиться с Йоо, если бы не мастер Кукы?)
4.Фронтальный опрос.
- Что вы узнали о жизни людей на Чукотке? Что в их жизни оказалось для вас непривычным?
5. Индивидуальная работа. Сообщение.
Рассказ ученицы об особенностях жизни людей на Чукотке.
Вывод. -Чему вас научил этот замечательный рассказ? ( Ответы детей).
V. Введение в новую тему.
А) Фронтальная беседа с выполнением творческой работы..
- Какое сейчас время года?
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Этот урок тоже будет посвящён этому прекрасному и суровому времени года, мы с вами совершим небольшое путешествие в один из зимних месяцев. (Показ иллюстраций о зиме). Приложение 1.
- А сейчас давайте нарисуем снежинку и на ее лучах запишем, что вы представляете, когда слышите слово «зима».
мороз | ёлка | Новый Год |
игры | “зима” | радость |
снег | подарки | холод |
(Обучающиеся самостоятельно составляет свои ассоциаграммы, затем обмениваются ими вслух.)
- Итак, мы нарисовали свои снежинки. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость.
Б) Творческая работа.
У вас на партах лежат карточки со стихотворениями о зиме. Выберите из карточек стихотворение , которое близко вашему представлению о зиме, вашему настроению. (Обучающиеся читают, выбирают стихи, дают короткие комментарии к ним). Приложение 2.
В) Фронтальная беседа.
- А чем пахнет зима? Какими красками пользуется зима?
- Чем ребятишки занимаются зимой? (Ответы детей)
Что мы делаем зимой, дай, дружок, ты мне ответ.
Слушаем внимательно, отвечая «да» иль «нет».
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
Много цветов находим?
В саду своём грядки копаем?
И с Дедом Морозом играем?
- А давайте отгадаем загадки о зимних месяцах?
* Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче, всех ночей короче ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый Год! ( Декабрь)
*Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится: от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что скажи за месяц это? ( Январь)
*Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
- Сейчас какой месяц начался? Поэтому сегодня мы с вами и поговорим об этом месяце.
Г) Рассказ учителя о феврале.
Февраль – переломный месяц. Это уже конец зимы, и мы чувствуем приближение весны. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца. Древнерусское название «лютень». У февраля ещё множество народных названий: снежень, бокогрей, вьюговей.
Словарная работа: снежень, бокогрей, вьюговей, лютень. Беседа с детьми.
- А почему у февраля было так много названий? ( Ответы детей).
Д) Просмотр презентации о феврале с одновременным прослушиванием аудиозаписи «Календарь природы». Приложение 3.
- Что нам ещё рассказал интересного Чивостик о феврале? ( Обсуждение ).
VI. Изучение нового материала.
Сейчас переходим к чтению рассказа В.Бианки «Февраль».
В.Бианки – детский писатель, написал множество рассказов о природе и животных.( Показ портрета писателя) Приложение 4.
1) Чтение текста учителем.
- Вы меня внимательно слушаете, после моего чтения ответите на вопрос:
Почему февраль самый страшный месяц для животных?
(После прочтения – заслушивание ответов детей).
2) Физминутка.
Звучит аудиозапись пурги, дети под завывание ветра выполняют движения: изображают ветер, представляют, что пробиваются сквозь пургу, закрываются от ветра и др. Приложение 5.
3) Словарная работа по тексту.
Перезимок – последний месяц, переживающий зиму.
Тощают – худеют.
Оттепели – тёплая погода с таянием снега и льда.
Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.
Позёмка – метель без снегопада, поднимающийся снег с поверхности земли.
( Обсуждение, чтение словарных слов и показ иллюстраций)
3) Чтение текста обучающимися.
Установка на правильное, осознанное, выразительное чтение.
- Чтение «про себя», «жужжащее» чтение.
4) Работа с текстом.
- Найдите в тексте поговорку о феврале. Обсуждение.
5) Электронная физминутка для глаз. Приложение 6.
6) Работа с текстом.
* Выборочное чтение.
- Найдите строки, где говорится, что февраль – самый страшный месяц зимы для животных.
- Найдите строки о диких куропатках, рябчиках, тетеревах.
* Чтение по началу предложения и по его концу.
* Чтение текста по цепочке.
7) Работа в паре с народными приметами о феврале.
На каждую парту раздаётся разрезанная примета, дети должны собрать её и прокомментировать смысл.
* Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.
* Вьюги да метели под февраль полетели.
*Февраль силён метелью, а март – капелью.
* Февраль строит мосты, а март их ломает.
* Февраль ветродуй, вьюговей и бокогрей .
* Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щёлкает.
V. Закрепление пройденного материала.
1.Творческая работа.
Составление вместе с детьми «портрета» февраля по рассказу В.Бианки.
- Чем в рассказе характеризуется февраль?
* метелям и вьюгами ( показ видеоролика) Приложение 7.
* страшный месяц для животных
* месяц голода для птиц и животных
* конец запасов
* снег – враг ( показ иллюстрации) Приложение 8.
* оттепель – наст ( показ иллюстрации) Приложение 8.
* позёмка ( показ иллюстрации) Приложение 8.
* гололёд ( показ иллюстрации) Приложение 8.
* изморозь ( показ иллюстрации) Приложение 8.
2. Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы животные и птицы смогли пережить этот страшный месяц? ( Ответы детей)
VI. Подведение итогов.
- Фронтальный опрос.
- Какой рассказ мы читали на уроке?
- Что нового и интересного вы узнали сегодня?
- Комментирование оценок.
- Домашнее задание.
Прочитать рассказ, нарисовать рисунок к рассказу ( создать образ февраля), найти народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о феврале.
4.Рефлексия.
На ваших столах лежат лучики от снежинки. Если вам все понятно и понравился урок, то выберите лучик с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лучик с вопросительным знаком. (Размещение на доске лучиков, построение снежинки). Наша снежинка готова , если остались какие-то вопросы, мы их разрешим на следующем уроке.
5.Закончить урок я хотела бы словами из песни
« У природы нет плохой погоды,
Каждая погода –благодать.
Снег ли, дождь – любое время года…
Надо благодарно принимать…»
- Спасибо всем за урок.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный урок чтения представляет третье конкурсное направление «Дошкольное, дополнительное и специальное образование».
Урок чтения по теме « В.Бианки «Февраль» проведён в 6-м классе коррекционной школы VIII вида.
Обучение ведётся на основе Федеральной программы « Русский ( родной) язык» под ред. В.В.Воронковой для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Москва,«ВЛАДОС»,2000.Количество часов в год 136, в неделю- 4ч.
Учебник «Чтение» для 6 класса. Авторы: И. М. Бгажнокова, Е.И. Погостина.
М., «Просвещение» 2005.
В 6 классе 12 обучающихся: 3 девочки и 9 мальчиков, хорошистов - 6 человек. Класс среднего уровня подготовки. Дети любят слушать, излагать свои мысли. В коллективе дети достаточно дружны, с интересом участвуют в коллективных делах класса, проявляют самостоятельность. Больше 50% детей гиперактивны, поэтому на уроках необходимо использование различных видов работ.
Тип урока – комбинированный. Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующими и предыдущими уроками, т.к. они объединены в общий раздел, воспевающий красоту родной природы, бережное отношение к ней и ко всему живому. При планировании урока были учтены психофизиологические и интеллектуальные особенности детей с ОВЗ.
Оргмомент с эмоциональным настроем на положительную работу на уроке, быстрое включение всех обучающихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
В начале урока для развития речи и артикулляционного аппарата была проведена речевая разминка, которая включила в себя чтение слоговой таблицы с выделением разного рода интонаций и артикулляционную гимнастику с проговариванием скороговорок.
На этапе проверки домашнего задания обучающиеся читали текст по ролям, задавали друг другу заранее подготовленные вопросы, слушали занимательный материал о жизни людей на Чукотке. Имела место индивидуальная работа по карточке.
При введении в тему была проведена фронтальная беседа с детьми с выполнением нескольких творческих упражнением , в которых использовались такие приёмы, как работа с ассоциацией и цветом. Упражнения на развитие слухового анализатора позволили ученикам активно участвовать в разгадывании загадок и давать правильные ответы на запутанные вопросы. Введение учителем в урок дополнительных сведений о происхождении слова «февраль» познакомило учеников с его народными названиями (связь с УНТ). Во время физминутки под звуки аудиозаписи ребята активно изображали ветер, пургу, путников, попавших в метель. На этапе знакомства с новым рассказом дети сначала слушали чтение учителя, затем с целью осознания учениками учебного материала была проведена словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия, после этого уже ученики читали сами разными способами чтения.
При закреплении пройденного материала обучающиеся составили «портрет» февраля по рассказу В.Бианки и сделали вывод о том, что в феврале нужно помогать животным и птицам, чтобы они не вымирали.
На уроке использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность осуществлялась через словесные методы (рассказ, беседа), визуальные (обращение к иллюстрациям, видеозаписи), аудиальные (прослушивание аудиозаписей) и метод самостоятельной работы (сам.чтение, работа в парах, выборочное чтение). Имела место на уроке фронтальная, индивидуальная, групповая форма работы и работа в паре (с народными приметами). На уроке осуществлялась межпредметная связь. Особое место на уроке занял здоровьесберегающий аспект. Учителем была создана ситуация психологического комфорта, имели место моменты эмоциональной разрядки. На уроке применялись артикулляционная и зрительная гимнастики, подвижная физминутка. Стимулирование и мотивация осуществлялись через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Особое место на уроке заняли формирование и развитие у ребят общеучебных навыков.
Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Ребята показали умение организовать свою деятельность, умение работать в паре, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Ученики данного класса показали хорошие навыки выразительного, осознанного, выборочного чтения, умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному, услышанному.
Выбранные формы и методы организации учебной деятельности школьников были достаточно эффективными. На уроке соблюдались нормы педагогической этики и такта «учитель-ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...