Конспект занятия "Дифференциация звуков ч-ц ".
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия разработан для группы учащихся начальной школы, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif.ch-c.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Дифференциация Ч – Ц в слогах и словах .
Цель:
- вырабатывать у учащихся умение различать звуки [ч] и [ц ], опираясь на оральные ощущения и зрительные ассоциации;
- развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтезслов,
- отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки,
Оборудование: индивидуальные зеркала;
демонстрационные картинки;
предметные картинки (цепь, чайка);
индивидуальные комплекты цифр;
таблицы для чтения;
карточки со словами для чтения;
предметные картинки, слоги с изучаемыми звуками;
рабочие тетради, ручки простые, гелевые ручки коричневого и фиолетового цветов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Изучение темы.
- Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц – тс).
Показ предметной картинки (чайка). Выделение первого звука ч. Уточнение его артикуляции
Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:
- сходство: глухие, взрывные, сложные.
- различие: место образования.
- при звуке ц - кончик языка в нижнем положении ( у нижних зубов),
губы улыбаются,
выдыхаемая струя холодная.
- при звуке ч - кончик в верхнем положении, у верхних альвеол,
губы вытянуты в трубочку,
выдыхаемая струя тёплая.
Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков по индивидуальным зеркалам.
- Связь звука с буквой по демонстрационной картинке.
- сходство верхнего элемента ч с крылом чайки
- сходство нижней петельки буквы ц со звеном цепи.
- Чтение слоговой таблицы.
ца – ча ча – ца чач цац цач чац
цо – чо чо – цо чоч цоц цоч чоц
цу – чу чу – цу чуч цуц цуч чуц
цы - чи чи – цы чич цыц цыч чиц
це – че че – це чеч цец цеч чец
- Определение места звука по цифровому ряду:
ц – цирк, лицо, птица, оценка, цапля, синица, пуговица.
ч – чай, очки, кочка, бабочка, строчка, чучело, пчела.
- Игра «Чудесный мешочек», достать из мешочка карточку, прочитать , чётко произнося звуки ч и ц.
карточка№1 карточка №2 карточка №3
цапля улица конец
чайка туча грач
чулок птица огурец
цукат лучи врач
чугун пальцы боец
- Физминутка.
- Прослушать слова, определить наличие звука ч или ц. Составить схему слова, надписать буквы ц (ч).
Образец: цепочка _ц_ _ч__ ___ .
Слова: горчица, волчица, учительница, ученица, учётчица, молочница, чертёжница, лётчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточки, цыцарка, чечётка.
- Составить из слогов слова по картинкам, добавив недостающий слог, чётко произнести. Записать в тетрадь, обозначая звук ч - коричневым цветом, ц – фиолетовым.
На доске слоги: ца, цы, ча, чу.
3. Итог.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Чем похожи эти звуки?
- Чем различаются?
- Что понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....
конспект урока "Звук и буква У"
Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
Конспект урока - "Звук "С"
Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...
Конспект занятия "Звук Ж"
Данный конспект составлен к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....