ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
статья по теме

Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Булошникова  О.Л.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

           Нарушение речи у детей с нарушением зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей, моей работе, как логопеда, принадлежит важная роль. Подбор детей в нашем учреждении, нуждающихся в коррекции речи,   очень разнообразный как по речевым дефектам, так и по зрительным диагнозам.

          В начале учебного года я провожу логопедическое обследование детей на основе карты, рекомендованной к работе РГПУ им. Герцена для детей с нарушением зрения. В основу диагностики положен иллюстративный материал для обследования устной речи детей дошкольного возраста, который  позволяет выявить сформированность грамматического строя речи, словарного запаса, звукопроизношения. Последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия. Тщательно  изучаются  документы: выписка врача педиатра, врача офтальмолога, характеристика воспитателя, протоколы МПК. И, наконец, делается анализ, педагогическая оценка всех полученных данных.

        На основании  результатов  обследования речи  совместно с воспитателями, тифлопедагогом, врачом  офтальмологом, врачом невропатологом,  психологом  составляется  перспективный план коррекционной работы на каждого ребенка,  одним из обязательных пунктов  которого  является  развитие зрительных функций глаза на логопедических занятиях:  функция прослеживания, локализации,  фиксации взора,  развитие зрительной памяти и зрительного восприятия,  укрепления мышц глаза, что в итоге ведет к формированию бинокулярного зрения.

      Важно отметить, что  решая эти специальные коррекционно-педагогические и логопедические задачи в системе, я, как логопед,  развиваю зрительную функцию глаза при коррекции речи, повышаю  эффективность коррекционной работы по развитию речи и наоборот. Одним словом, развивая речь – логопед  помогает  зрению, помогая зрению – развивает  речь.

      Диагностические данные, план работы и рекомендации я, как логопед, представляю на мини-педсовет, внося свою точку зрения в систему понимания дефекта каждого ребенка.

      При организации занятий особое внимание обращаю на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитываю его величину и интенсивность окраски.

     Включаю в занятия игры и игровые упражнения. Играя, дети тренируют взаимодействие глаза, руки и органов артикуляции, вырабатывают точность движения руки со зрительным контролем, что потребуется ребенку в различных жизненных ситуациях.

    Постоянно стараюсь приблизить изучаемый материал к личному опыту ребенка, темы связать с жизненными ситуациями, в которых ребенок оказывается ежедневно. При закреплении изученного материала даю как можно больше практических знаний, чтобы, решая их, ребенок использовал и развивал все свои анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный и обонятельный.

    В течение учебного года неоднократно консультируюсь с психологом, тифлопедагогом, воспитателем, невропатологом, психоневрологом по поводу развития, коррекции и совершенствования речи детей, в комплексе отслеживаю динамику коррекции дефекта. При этом план работы не остается неизменным, а подрабатывается индивидуально по ходу направления речи ребенка. Вся работа согласуется с родителями и при их непосредственном участии.

   В конце года провожу анализ работы: заполняю итоговые данные в речевой карте, подвожу итоги коррекционно-педагогической работы,  даю рекомендации родителям на лето.

   Итоги довожу до сведения мини-педсовета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ...

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Одним из параметров психического развития, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определенный уровень мотивационного развития ребенка.  Так, Л.И. Божович  на...

Корреционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. О...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения

В статье рассматриваются формы глазной патологии, психологическая диагностика ребенка с нарушением зрения, рекомендации родителям по принятию и развитию ребенка с особенностями в развитии...

Протокол логопедического обследования детей с нарушениями зрения

Мною разработан протокол речевого обследования детей старшего и подготовительного возраста для детей с нарушениями зрения. Применяю его для первичного обследования на начало учебного года и на конец. ...