ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
статья по теме
Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_rebenka_s_narusheniem_zreniya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Булошникова О.Л.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Нарушение речи у детей с нарушением зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей, моей работе, как логопеда, принадлежит важная роль. Подбор детей в нашем учреждении, нуждающихся в коррекции речи, очень разнообразный как по речевым дефектам, так и по зрительным диагнозам.
В начале учебного года я провожу логопедическое обследование детей на основе карты, рекомендованной к работе РГПУ им. Герцена для детей с нарушением зрения. В основу диагностики положен иллюстративный материал для обследования устной речи детей дошкольного возраста, который позволяет выявить сформированность грамматического строя речи, словарного запаса, звукопроизношения. Последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия. Тщательно изучаются документы: выписка врача педиатра, врача офтальмолога, характеристика воспитателя, протоколы МПК. И, наконец, делается анализ, педагогическая оценка всех полученных данных.
На основании результатов обследования речи совместно с воспитателями, тифлопедагогом, врачом офтальмологом, врачом невропатологом, психологом составляется перспективный план коррекционной работы на каждого ребенка, одним из обязательных пунктов которого является развитие зрительных функций глаза на логопедических занятиях: функция прослеживания, локализации, фиксации взора, развитие зрительной памяти и зрительного восприятия, укрепления мышц глаза, что в итоге ведет к формированию бинокулярного зрения.
Важно отметить, что решая эти специальные коррекционно-педагогические и логопедические задачи в системе, я, как логопед, развиваю зрительную функцию глаза при коррекции речи, повышаю эффективность коррекционной работы по развитию речи и наоборот. Одним словом, развивая речь – логопед помогает зрению, помогая зрению – развивает речь.
Диагностические данные, план работы и рекомендации я, как логопед, представляю на мини-педсовет, внося свою точку зрения в систему понимания дефекта каждого ребенка.
При организации занятий особое внимание обращаю на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитываю его величину и интенсивность окраски.
Включаю в занятия игры и игровые упражнения. Играя, дети тренируют взаимодействие глаза, руки и органов артикуляции, вырабатывают точность движения руки со зрительным контролем, что потребуется ребенку в различных жизненных ситуациях.
Постоянно стараюсь приблизить изучаемый материал к личному опыту ребенка, темы связать с жизненными ситуациями, в которых ребенок оказывается ежедневно. При закреплении изученного материала даю как можно больше практических знаний, чтобы, решая их, ребенок использовал и развивал все свои анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный и обонятельный.
В течение учебного года неоднократно консультируюсь с психологом, тифлопедагогом, воспитателем, невропатологом, психоневрологом по поводу развития, коррекции и совершенствования речи детей, в комплексе отслеживаю динамику коррекции дефекта. При этом план работы не остается неизменным, а подрабатывается индивидуально по ходу направления речи ребенка. Вся работа согласуется с родителями и при их непосредственном участии.
В конце года провожу анализ работы: заполняю итоговые данные в речевой карте, подвожу итоги коррекционно-педагогической работы, даю рекомендации родителям на лето.
Итоги довожу до сведения мини-педсовета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"
В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ...
ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Одним из параметров психического развития, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определенный уровень мотивационного развития ребенка. Так, Л.И. Божович на...
Корреционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. О...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения
В статье рассматриваются формы глазной патологии, психологическая диагностика ребенка с нарушением зрения, рекомендации родителям по принятию и развитию ребенка с особенностями в развитии...
Советы педагогам по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.
Консультация для педагогов...
Протокол логопедического обследования детей с нарушениями зрения
Мною разработан протокол речевого обследования детей старшего и подготовительного возраста для детей с нарушениями зрения. Применяю его для первичного обследования на начало учебного года и на конец. ...