ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
статья на тему
Одним из параметров психического развития, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определенный уровень мотивационного развития ребенка. Так, Л.И. Божович наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе признавала мотивационный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_gotovnosti_rebenka_s_narusheniem_zreniya_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Мотивация
Одним из параметров психического развития, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определенный уровень мотивационного развития ребенка. Так, Л.И. Божович наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе признавала мотивационный план. Ею были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что и «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учение – явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления:
- Ясли, детский сад – дошкольное детство;
- Школа – с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе;
- Высшая школа или работа – взрослые люди.
Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем, если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс, как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.
Примерные методики:
- «Опросник» Л.И. Божович позволяет определить сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно-потребностной сферы.
Социально-бытовая адаптация
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, − пишет Д.Б. Эльконин, − и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения».
Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в ребенок с нормальным психическим развитием к поступлению в школу уже достигает определенного уровня развития, обеспечивающего определяющих успешность адаптации к тестовым, в данном случае, школьным условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"
В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ...
Эмоционально-волевая готовность детей с нарушением зрения
Эмоции и чувства, служа отражением реальных отношений человека к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственног...
Эмоционально-волевая готовность детей с нарушением зрения
Эмоции и чувства, служа отражением реальных отношений человека к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственног...
Готовность детей с нарушением слуха к школьному обучению
Презентация представляет собой опору для выступления педагога-психолога перед родителями детей, собирающихся поступать в 1й класс. В презентации раскрыты основные аспекты готовности ребенка к школе: э...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения
В статье рассматриваются формы глазной патологии, психологическая диагностика ребенка с нарушением зрения, рекомендации родителям по принятию и развитию ребенка с особенностями в развитии...