приложение 1 к статье по обобщению опыта
план-конспект по теме

Тихонова Татьяна Ивановна

Конспект урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира 4 класс коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_i_perelyotnye_pticy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тема: Перелётные и зимующие птицы.

Цели: 1) формирование четких обобщенных понятий, развитие умения дифференцировать их по существенным признакам;

            2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;

            3) воспитание эмоциональной адекватности поведения.

Ход урока.

I. Организационный         момент. (Слайд 1)

   - У нас сегодня необычный урок развития речи. Урок хорошего настроения. Мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать и улыбаться.  К нам пришли гости, поприветствуйте гостей.

- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

II. Элементы аутотренинга, настрой на урок. (слайд 2, играет спокойная музыка).

Природа землю нежно пожалеет,

Дождями вымочит, ну а потом согреет,

Обдует ветром, солнцем опалит,

И вылечит всё, что на ней болит.

Как человеку,- мне всего дороже,

Природа матушка, со всей её красой,

Зимою, летом, осенью, весной.

За всё благодарю тебя, природа,

Ты, жизнь моя, в любое время года!

- О чём это стихотворение?

- Сегодня мы вновь погрузимся в волшебный мир природы.

III. Введение в тему.

1). Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми знаниями. Готовы?

    - Нужно получить пропуск в загадочный мир.

- У вас в цветных конвертах осколочная картинка, её нужно собрать (слайд 3).

- У кого получилась такая картинка? (слайд 4)

- Какое время года изображено на ваших картинках? Почему вы так считаете? Как узнали? Назовите весенние месяцы? Кратко опишите свою картинку.

- Что происходит в природе весной ?

2). Мы сегодня много говорим о природе. А что же мы относим к природе?

- У вас на партах схемы. Нужно расставить карточки со словами в соответствующие блоки схемы. (слайд 5)

- Поменяйтесь и проверьте друг у друга с помощью схемы на экране.

- Что бы вы ещё добавили в эту схему? (что относится к природе, но в схеме нет; деревья, кустарники, травы).

- Скажите, почему мы называем этих животных домашними?

- Каких диких животных знаете? Почему называем их дикими? (Человек за дикими животными не ухаживает, они сами себе добывают пищу).

- Каких ещё птиц знаете? (рыб, домашних животных).

- К каким группам относятся птицы, которые есть в схеме?

- Почему мы называем их перелётные? (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

- Почему они улетают?

- Почему снегиря называем зимующей птицей?

IV. Изучение нового.

1). Сегодня мы будем говорить о зимующих и перелётных птицах.

2). Упражнение в самостоятельном описании птиц и отнесении их к группе «зимующие» - «перелётные».

- В конвертах картинки с изображением птиц, поселите их в два домика и обоснуйте, почему так распределили (слайд 6)

- Из частей  составить тело птицы. И рассказать о составленной птице, о частях тела птицы. (работа в парах). .(слайд 7)

- Проверка. Вступительное слово учителя. (чучело птицы)

Тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.

Мир птиц разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Существуют птицы, разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая – величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы – великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны – они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

Синица.

Это синица. Её  можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Синичка  маленькая, как воробышек. У неё  черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Живёт в старых хвойных лесах. Место для гнезда  выбирает в гнилом пне или занимает пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений.

 Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перелетают ближе к селениям и городам. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.

Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить вот эту маленькую шуструю птичку. Но все воробьи прожорливые птички. Часто бывает, что они вредят урожаю.

Окраска воробья серенькая с тёмными пятнами на спине, на шейке – чёрное пятно. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают машины, пролетают под ногами прохожих. Их громкое чириканье можно слышать в центре больших городов.

Грач. Это птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клю вом. Оперение темное.  Грачи открывают весну. Ещё лежит на полях снег, а на зимних дорогах уже бродят вестники русской весны. Свои широкие гнёзда грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, гнёзда на сучьях деревьев дополняют весенний русский пейзаж.

Грач — черный с синеватым отливом, вокруг носа у старых птиц белое кольцо. Питаются грачи животной и растительной пищей. Истреб ляют вредных насекомых и грызунов и тем полезны, но  грачи портят посевы, выклевывая зерна и всходы.

Ворона. Птица очень осторожная и умная. Гнездо строит высоко от земли в густых ветвях дерева, основа гнезда состоит из наломанных ветвей, глины и мха. Стенки выстилают травой и шерстью.

Вороны разоряют большое количество птичьих гнёзд – любят полакомиться яйцами. Едят зерно, зелёные части растений, плоды и многое другое.

Гусь. Он больше утки и меньше лебедя. Шея у гуся длинная, а ноги относительно высокие. Лапы как ласты.

Оперение серое с белым. Питается гусь в основном травой, злаками. Он является предком всех домашних гусей.

3) Рассказ учителя о перелётных и зимующих птицах. (голоса птиц)

V. Закрепление.

1).  Отгадайте загадки о птицах. Расскажите по плану об этой птице. (слайд 10)

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.

      (Ласточка)

Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
      (Скворец)

  Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

   (Голубь.)

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      (Снегирь)

2). Индивидуальная работа.

1 группа – по плану дополни предложения. (слайд 12 план)

Некоторые птицы проводят зиму в наших краях.

Такие птицы называются……………………

А другие улетают в тёплые страны – это…………………………

Перечисли перелётных птиц, которых ты знаешь:………………..

Перечисли названия зимующих птиц, которых ты знаешь:………………..

Как ты думаешь, почему некоторым птицам зимой приходится улетать?................................

А как проводят зиму птицы, остающиеся в городе?..........................................

2 группа – вставить буквы в текст, угадать о какой птице идёт речь и  записать.

Гра…и вьют гнёзда на деревьях. Весной они выводят птен…ов. Гра…и приносят птен…ам червей. Червя…ки – это добыча гра…ей. Не разоряйте птичьих гнёзд! Пти…ы – наши друзья. Они уничтожают червяков и гусениц. Берегите птиц!

VI. Итог урока.

- о ком говорили на уроке?

- К каким животным относится лось?

- что вам понравилось сегодня на уроке?

Рефлексия. (кружочки трех цветов)

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,
И синяя в речке вода.

Берегите природу, друзья! (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приложение 2 к статье по обобщению опыта

конспект урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира 4 класс коррекционная школа VIII вида...

Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"

В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....

Приложение к обобщению опыта

Приложение к обобщению опыта по теме "Специфика и организация самрстоятельной работы на уроке математики как средство повышения качества знаний учащихся"...

Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.

В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...

Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.

В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...

Статья по обобщению опыта работы «Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»

         Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческо...