приложение 1 к статье по обобщению опыта
план-конспект по теме
Конспект урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира 4 класс коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_i_perelyotnye_pticy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тема: Перелётные и зимующие птицы.
Цели: 1) формирование четких обобщенных понятий, развитие умения дифференцировать их по существенным признакам;
2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;
3) воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
- У нас сегодня необычный урок развития речи. Урок хорошего настроения. Мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать и улыбаться. К нам пришли гости, поприветствуйте гостей.
- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
II. Элементы аутотренинга, настрой на урок. (слайд 2, играет спокойная музыка).
Природа землю нежно пожалеет,
Дождями вымочит, ну а потом согреет,
Обдует ветром, солнцем опалит,
И вылечит всё, что на ней болит.
Как человеку,- мне всего дороже,
Природа матушка, со всей её красой,
Зимою, летом, осенью, весной.
За всё благодарю тебя, природа,
Ты, жизнь моя, в любое время года!
- О чём это стихотворение?
- Сегодня мы вновь погрузимся в волшебный мир природы.
III. Введение в тему.
1). Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми знаниями. Готовы?
- Нужно получить пропуск в загадочный мир.
- У вас в цветных конвертах осколочная картинка, её нужно собрать (слайд 3).
- У кого получилась такая картинка? (слайд 4)
- Какое время года изображено на ваших картинках? Почему вы так считаете? Как узнали? Назовите весенние месяцы? Кратко опишите свою картинку.
- Что происходит в природе весной ?
2). Мы сегодня много говорим о природе. А что же мы относим к природе?
- У вас на партах схемы. Нужно расставить карточки со словами в соответствующие блоки схемы. (слайд 5)
- Поменяйтесь и проверьте друг у друга с помощью схемы на экране.
- Что бы вы ещё добавили в эту схему? (что относится к природе, но в схеме нет; деревья, кустарники, травы).
- Скажите, почему мы называем этих животных домашними?
- Каких диких животных знаете? Почему называем их дикими? (Человек за дикими животными не ухаживает, они сами себе добывают пищу).
- Каких ещё птиц знаете? (рыб, домашних животных).
- К каким группам относятся птицы, которые есть в схеме?
- Почему мы называем их перелётные? (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
- Почему они улетают?
- Почему снегиря называем зимующей птицей?
IV. Изучение нового.
1). Сегодня мы будем говорить о зимующих и перелётных птицах.
2). Упражнение в самостоятельном описании птиц и отнесении их к группе «зимующие» - «перелётные».
- В конвертах картинки с изображением птиц, поселите их в два домика и обоснуйте, почему так распределили (слайд 6)
- Из частей составить тело птицы. И рассказать о составленной птице, о частях тела птицы. (работа в парах). .(слайд 7)
- Проверка. Вступительное слово учителя. (чучело птицы)
Тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.
Мир птиц разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Существуют птицы, разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая – величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы – великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны – они очень красивы, интересны. Их надо беречь.
Синица.
Это синица. Её можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Синичка маленькая, как воробышек. У неё черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Живёт в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений.
Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перелетают ближе к селениям и городам. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить вот эту маленькую шуструю птичку. Но все воробьи прожорливые птички. Часто бывает, что они вредят урожаю.
Окраска воробья серенькая с тёмными пятнами на спине, на шейке – чёрное пятно. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают машины, пролетают под ногами прохожих. Их громкое чириканье можно слышать в центре больших городов.
Грач. Это птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клю вом. Оперение темное. Грачи открывают весну. Ещё лежит на полях снег, а на зимних дорогах уже бродят вестники русской весны. Свои широкие гнёзда грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, гнёзда на сучьях деревьев дополняют весенний русский пейзаж.
Грач — черный с синеватым отливом, вокруг носа у старых птиц белое кольцо. Питаются грачи животной и растительной пищей. Истреб ляют вредных насекомых и грызунов и тем полезны, но грачи портят посевы, выклевывая зерна и всходы.
Ворона. Птица очень осторожная и умная. Гнездо строит высоко от земли в густых ветвях дерева, основа гнезда состоит из наломанных ветвей, глины и мха. Стенки выстилают травой и шерстью.
Вороны разоряют большое количество птичьих гнёзд – любят полакомиться яйцами. Едят зерно, зелёные части растений, плоды и многое другое.
Гусь. Он больше утки и меньше лебедя. Шея у гуся длинная, а ноги относительно высокие. Лапы как ласты.
Оперение серое с белым. Питается гусь в основном травой, злаками. Он является предком всех домашних гусей.
3) Рассказ учителя о перелётных и зимующих птицах. (голоса птиц)
V. Закрепление.
1). Отгадайте загадки о птицах. Расскажите по плану об этой птице. (слайд 10)
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
(Скворец)
Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует.
(Голубь.)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
2). Индивидуальная работа.
1 группа – по плану дополни предложения. (слайд 12 план)
Некоторые птицы проводят зиму в наших краях.
Такие птицы называются……………………
А другие улетают в тёплые страны – это…………………………
Перечисли перелётных птиц, которых ты знаешь:………………..
Перечисли названия зимующих птиц, которых ты знаешь:………………..
Как ты думаешь, почему некоторым птицам зимой приходится улетать?................................
А как проводят зиму птицы, остающиеся в городе?..........................................
2 группа – вставить буквы в текст, угадать о какой птице идёт речь и записать.
Гра…и вьют гнёзда на деревьях. Весной они выводят птен…ов. Гра…и приносят птен…ам червей. Червя…ки – это добыча гра…ей. Не разоряйте птичьих гнёзд! Пти…ы – наши друзья. Они уничтожают червяков и гусениц. Берегите птиц!
VI. Итог урока.
- о ком говорили на уроке?
- К каким животным относится лось?
- что вам понравилось сегодня на уроке?
Рефлексия. (кружочки трех цветов)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,
И синяя в речке вода.
Берегите природу, друзья! (слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение 2 к статье по обобщению опыта
конспект урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира 4 класс коррекционная школа VIII вида...
Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"
В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....
Приложение к обобщению опыта
Приложение к обобщению опыта по теме "Специфика и организация самрстоятельной работы на уроке математики как средство повышения качества знаний учащихся"...
статьи по обобщению опыта работы
обобщение опыта...
Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.
В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...
Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.
В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...
Статья по обобщению опыта работы «Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»
Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческо...