Развитие речи на уроках черчения
методическая разработка (8 класс) по теме

Фадеева Ирина Александровна

Одной из задач предмета является развитие речи. Как именно я развиваю речь на уроках черчения у детей с ограниченными возможностями здоровья описано в этом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_urokah_chercheniya.docx13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках черчения.

    Одной из задач черчения  для детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие речи при комментировании выполнения практического упражнения.

В процессе преподавания предмета  мне приходится оперировать новыми понятиями, терминами. Эти понятия должны быть прочно усвоены. В учебнике «Черчение» присутствуют:

1) геометрические понятия (масштаб, грань, вершина, вертикальная и горизонтальная линии и др.) – 94;

2) проекционные понятия (проецирующий луч, плоскость проекций и др.)

 -основных 63,

 - вспомогательных 75;

3) технические понятия (шпонка, фаска, шпилька, фреза и др.).

Итого – 397 понятий. Особую трудность в изучении представляют понятия многозначные, например: плоскость проекций, плоскость симметрии, секущая плоскость, проецирующая плоскость.

Для того чтобы учащиеся усвоили эти понятия и могли применять их в своей речи:

- на уроках черчения  использую специальную терминологию и даже в классе с очень низким уровнем обучаемости не заменяю её просторечной лексикой;

- применяю разработанный мною дидактический материал (при изучении плоских и пространственных геометрических тел усвоение названий этих тел, при изучении конструктивных элементов усвоение таких понятий как буртик, проточка, глухое отверстие, засверловка);

- при закреплении темы «Соединения деталей» использую наглядные образцы технических изделий, которые учащиеся должны назвать, показать на них метрическую, внутреннюю или наружную резьбу и т.д.;

- применяю таблицы по черчению, где эти понятия напечатаны, и если учащийся забыл термин, он может прочитать на таблице (например, при изучении темы «Резьбовые соединения», «Плоскости проекций» и др.);

- все основные понятия записываем в тетрадь, где при необходимости можно посмотреть на определение и вспомнить его;

- слежу за речью детей и не допускаю таких слов, как дырка вместо отверстия, вид сбоку вместо вида слева и др.

При чтении чертежей деталей также развивается речь. Начинаем с чтения чертежа несложной детали, затем чтение чертежа детали, включающей сечения и разрезы, чтение сборочных чертежей и заканчиваем чтением строительных чертежей. Ответ должен быть кратким и аргументированным.

  1. Чтение чертежа детали учителем и параллельно с этим изучение последовательности чтения.
  2. Фронтальное чтение другого чертежа по плакату, придерживаясь напечатанного алгоритма.
  3. Повторение одним учеником чтения того же чертежа.

Индивидуальное чтение чертежей по вариантам, пользуясь алгоритмом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка

Презентация к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка...

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...

Урок развития речи. Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма.

Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствоват...

Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...