Куклотерапия в логопедической работе с дошкольниками
презентация к уроку
Куклотерапия - это метод арт-терапевтической технологии, использующий в качестве основного приёма психо-коррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э то метод арт-терапевтической технологии, использующий в качестве основного приёма психо-коррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Куклотерапия
Цель куклотерапии : помочь сгладить переживания; укрепить психическое здоровье; улучшить социальную адаптацию; повысить самосознание; разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности и тем самым создать благоприятные условия для коррекционного воздействия.
Задачи куклотерапии в коррекции и развитии речи ребенка: п ополнение словарного запаса; формирование правильного произношения; формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи; у своение элементов речевого общения; развитие связной речи, грамматического строя; р азвитие артикуляционного аппарата; формирование слоговой структуры слова, фонетико-фонематических представлений.
Многие авторы предлагают в работе с заикающимися детьми использовать перчаточные куклы, т.к. ширма позволяет такому ребенку спрятаться, раскрыться, преодолеть свои речевые комплексы. Согласно работам Елены Львовны Пеллингер, Людмилы Петровны Успенской активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребенка.
Я использую куклотерапию в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими нарушения поведения, заикание, а также для работы с детьми с речевыми нарушениями. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а кукле, позволяет мне незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Незнайка, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.
Таким образом, с помощью куклы я могу варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т.д.
куклы-марионетки пальчиковые куклы к уклы на палочке куклы из ниток плоскостные куклы перчаточные куклы куклы-костюмы теневые куклы куклы-дергунчики В куклотерапии я использую такие варианты кукол:
Дидактическая кукла - О бучающая кукла как вид наглядного пособия, используемого для решения коррекционно-образовательных задач в дошкольной педагогике. Ее использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Кукла очень креативна, поэтому я могу ее использовать на всех видах занятия (подгрупповых , индивидуальных), как организационный момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания.
Пальчиковые куклы Способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи .
Пальчиковые куклы Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Кукла на палочке Вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Кукла из ниток Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь ребенка.
Кукла - перчатка Эта кукла - способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой - перчаткой. Куклотерапия с использованием этой куклы дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Куклотерапия проходит в три этапа: • Первый этап. Выбор куклы. Также это может быть изготовление (пошив) куклы. •Второй этап. Знакомство с куклой и ее возможностями. • Третий этап (последующие занятия) - собственно, игра, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий педагога с помощью кукол и т. п.
Первый этап Э тап работы с ребенком начинается с установления контакта. Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе коррекционной работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. Ведь ребенок с помощью куклы должен научиться говорить.
Первый этап Следующий этап – выбор или изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Ребенок учиться планировать свои действия и словесно их выражать. Важно самим включиться в процесс выбора или создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому).
Второй этап З накомство с куклой и ее возможностями. Обучение игры с куклой, церемония «оживления» куклы, вообще знакомство с куклой.
Третий и последующий этапы З аключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием куклы. На основе результатов я подбираю корректирующую программу для разрешения проблем. А это может быть развитие понимания речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и другие коррекционные задачи в зависимости от структуры имеющегося дефекта у ребенка.
Результативность При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо. При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка.
Результативность Происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально - чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству.
это не только психотерапевтический метод снятия стрессов, тревожности, лечение страхов, развития мышления, памяти, внимания, воображения, но еще и прекрасное средство для коррекции и развития речи у детей. Куклотерапия -
1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. /В.В. Цвынтарный. -СПб.: Лань 2001. 2. Попова Н.Т. Театр с участием детей с интеллектуальным нарушением. / Дефектология. - 2005 №5 с.48-54 3. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, логопеда и педагога./ А.Ю. Татаринцева - СПб .: Речь, 2006. 4. Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника (6-7 лет) / В.В. Мамаева, С.И. Карпова - СПб.: Речь, 2007. 5. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками . И.В. Бунцова / Логопед в д/с № 9-10 - 2008 Используемая литература
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О преимуществах и недостатках применения ИКТ в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
Размышления о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда применительно к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здо...
Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же проанализированы методические рекомендации ведущих специалистов в об...
"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "
Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...
Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, ...
Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками с ТНР
В данной статье мной сделан краткий обзор инновационный технологий, используемых в работе логопеда в целом, и в моей личной практике....
Презентация "Логопедическая работа с дошкольниками"
Презентация раскрывает игровой метод в формировании лексико-грамматических средств связи у дошкольников с ОНР....
Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительн...