Анализ работы МО "Учителя старших классов"
материал по теме
Анализ работы МО за 2010-2011 уч. год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_modokument_microsoft_word.docx | 23.07 КБ |
analiz_modokument_microsoft_word.docx | 23.07 КБ |
nedelya_matematikidokument_microsoft_word_2.docx | 16.78 КБ |
razvitie_navykov_obshcheniya_i_vzaimodeystviyadokument_microsoft_word.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ МО учителей старших классов
2010-2011 учебный год
В состав методического объединения учителей старших классов входит 10 педагогов, из них девять учителей с высшим педагогическим образованием, со средним – специальным - 1 педагог. Звание «Отличник народного просвещения РФ» присвоено учителю домашнего обучения. С высшей категорией один учитель, первую квалификационную категорию имеют 5 учителей, вторую - 1, не имеют категории три педагога.
Основными задачами методического объединения в 2010-2011 учебном году были следующие:
1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой школы: «Формирование образовательного пространства учреждения, способствующего реализации индивидуальных, коррекционных, здоровьесберегающих маршрутов обучающихся».
2. Оказание помощи педагогам в совершенствовании обучения и воспитания школьников, через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий.
3.Развитие мотивации педагогов на личностно – профессиональное развитие.
4. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению педагогического опыта через систему проведения открытых уроков, предметных недель, взаимопосещения уроков, участия в педагогических мероприятиях школы;
5. Повышение уровня качества знаний по предметам.
Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом.
В текущем году было поведено пять плановых заседания. В ходе заседаний изучались нормативно - правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся старших классов. На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На семинарах, педагогических советах обобщался передовой опыт учителей по вопросам: организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; освоение современных технологий обучения; эффективность формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Все это способствовало профессиональному росту педагогов и положительно повлияло на результативность обучения учащихся.
Одним из направлений работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки. Методическим объединением организован мониторинг качества образования: разработаны тесты для проведения контрольных срезов, выполнение практической и теоретической частей программ, посещение уроков, участие в методических мероприятиях. Благодаря условиям, созданным в образовательном учреждении для профессионального роста учителей в повышении квалификационных категорий, в 2010-2011 учебном году высшую квалификационную категорию получил один учитель, двое учителей повысили квалификационную категорию со второй на первую. Имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, само реализовать себя. Для этого используются разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы: предметных газет, поделок, моделей, ребусов и кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес»; турниры и т. п. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты и призы. Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт творческую атмосферу. Учащиеся показали знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.
Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были:
- владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;
- использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;
- работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;
- формирование обще учебных и специальных умений и навыков;
- здоровьесберегающие технологии на уроке.
Уроки с элементами игры и занимательности, уроки-экскурсии используют педагоги в своей практической деятельности. Из анализа посещенных уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на каждого ученика, с учетом их индивидуальных особенностей;
- домашние задания носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя используют ТСО, наглядные средства обучения.
В рамках работы методического объединения и проведения методической недели было дано 3 открытых урока, которые посетило более 50% педагогического коллектива. Все уроки проводились в соответствии с выбранными методическими темами и показали владение учителями современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.
В этом учебном году все кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями, оборудованием и техническими средствами, продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по некоторым предметам (география, биология, история), что качественно влияет на проведение уроков.
В более тесном контакте последние годы осуществляются консультативные встречи педагогов с узкими специалистами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности каждого из учащихся, методы и приемы работы с ними.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий поиск, прошли заседания методического объединения по темам:
- Роль учебного кабинета в процессе обучения и воспитания учащихся.
- Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках
- Использование альтернативных методов оценивания учащихся на уроках.
- Использование образовательных технологий для повышения активности школьников в учебном процессе.
Типичной чертой заседаний МО является актуальность обсуждаемых вопросов, тщательная подготовка, практическая направленность, желание проанализировать и откорректировать свою деятельность с целью устранения причин негативно влияющих на конечный результат.
Так, учитель математики Пермикина Г.В. поделилась опытом работы по использованию альтернативных методов оценивания учащихся на уроках. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных способностей школьников, учитель использует тесты для 5 – 9 классов. На уроках географии педагогом Местюниной С.И. используются программированные задания как альтернативный метод оценивания умений школьников. Метод программированных заданий осуществляет дифференцированный подход к учащимся и создает условия для самостоятельной работы школьников. Такой нетрадиционный подход в обучении не требует большой затраты времени на подготовку, проведение и проверку, он доступен учителям разных дисциплин.
Поделились опытом работы педагоги индивидуального обучения Ларионова М.С. по теме «Формирование коммуникативных умений у учащихся на уроках», Костромина С.Г. по теме «Повышение учебной мотивации школьников». Педагоги рассказали о комплексе психолого – педагогических мероприятий, которые они применяют в режиме обучения на дому, получая при этом следующие положительные результаты:
- формируется положительная мотивация обучения;
- формируются такие качества как: желание общаться, умение вести беседу и строить грамматически правильную речь.
- повышается уровень воспитанности;
- повышается уровень родительской компетентности в воспитании ребенка.
О роли учебного кабинета в процессе обучения и воспитания, о том, как расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формируются прочные навыки и умения учеников, осуществляется нравственное воспитание школьников поделилась Медведева В.Н. Полноценное учебно-дидактическое и материальное содержание кабинета оказывает положительное воздействие на организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся
Положительным является то, что каждый педагог старается поделиться теоретическими и практическими новинками с коллегами, которые используют полученный материал для организации работы на уроке.
Для выявления уровня развития школьников и оказания им необходимой своевременной дифференцированной помощи, каждым педагогом – предметником разработан педагогический мониторинг обученности. На основании результатов мониторинга учителя по четвертям составляют аналитические справки по предмету и определяют индивидуальные маршруты коррекционной работы с каждым учеником.
Активное участие в течение учебного года приняли педагоги в пополнении и обогащении методической копилки, включающей:
- конспекты открытых уроков;
- сообщения на педагогических советах;
- сообщения на МО;
- памятки с физкультминутками;
- педагогические технологии;
- единый логопедический режим;
- семинары-практикумы;
- единый орфографический режим и т.п.
Каждый учитель школы имеет возможность пользоваться разработками и материалом, который находится в школьной библиотеке.
Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию и распространению прогрессивного педагогического опыта по проблемам обновления форм, методов, педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий обучения и воспитания свидетельствуют о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов. В связи с этим возросло качество обучения.
.
По итогам методической работы за 2010– 2011 учебный год можно сделать выводы:
1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочеталась с курсовой переподготовкой.
2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.
3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.
Цели и задачи на 2011– 2012 учебный год:
1. Создавать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы.
2. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
3.Осуществлять преемственность в обучении учащихся педагогами старшего и начального звена.
4.Продолжать работу по обобщению и распространению прогрессивного педагогического опыта работы педагогов.
5.Организовать профессиональное становление молодых специалистов.
2011 год РМО / Медведева В.Н./
Предварительный просмотр:
Анализ МО учителей старших классов
2010-2011 учебный год
В состав методического объединения учителей старших классов входит 10 педагогов, из них девять учителей с высшим педагогическим образованием, со средним – специальным - 1 педагог. Звание «Отличник народного просвещения РФ» присвоено учителю домашнего обучения. С высшей категорией один учитель, первую квалификационную категорию имеют 5 учителей, вторую - 1, не имеют категории три педагога.
Основными задачами методического объединения в 2010-2011 учебном году были следующие:
1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой школы: «Формирование образовательного пространства учреждения, способствующего реализации индивидуальных, коррекционных, здоровьесберегающих маршрутов обучающихся».
2. Оказание помощи педагогам в совершенствовании обучения и воспитания школьников, через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий.
3.Развитие мотивации педагогов на личностно – профессиональное развитие.
4. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению педагогического опыта через систему проведения открытых уроков, предметных недель, взаимопосещения уроков, участия в педагогических мероприятиях школы;
5. Повышение уровня качества знаний по предметам.
Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом.
В текущем году было поведено пять плановых заседания. В ходе заседаний изучались нормативно - правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся старших классов. На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На семинарах, педагогических советах обобщался передовой опыт учителей по вопросам: организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; освоение современных технологий обучения; эффективность формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Все это способствовало профессиональному росту педагогов и положительно повлияло на результативность обучения учащихся.
Одним из направлений работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки. Методическим объединением организован мониторинг качества образования: разработаны тесты для проведения контрольных срезов, выполнение практической и теоретической частей программ, посещение уроков, участие в методических мероприятиях. Благодаря условиям, созданным в образовательном учреждении для профессионального роста учителей в повышении квалификационных категорий, в 2010-2011 учебном году высшую квалификационную категорию получил один учитель, двое учителей повысили квалификационную категорию со второй на первую. Имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, само реализовать себя. Для этого используются разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы: предметных газет, поделок, моделей, ребусов и кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес»; турниры и т. п. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты и призы. Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт творческую атмосферу. Учащиеся показали знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.
Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были:
- владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;
- использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;
- работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;
- формирование обще учебных и специальных умений и навыков;
- здоровьесберегающие технологии на уроке.
Уроки с элементами игры и занимательности, уроки-экскурсии используют педагоги в своей практической деятельности. Из анализа посещенных уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на каждого ученика, с учетом их индивидуальных особенностей;
- домашние задания носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя используют ТСО, наглядные средства обучения.
В рамках работы методического объединения и проведения методической недели было дано 3 открытых урока, которые посетило более 50% педагогического коллектива. Все уроки проводились в соответствии с выбранными методическими темами и показали владение учителями современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.
В этом учебном году все кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями, оборудованием и техническими средствами, продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по некоторым предметам (география, биология, история), что качественно влияет на проведение уроков.
В более тесном контакте последние годы осуществляются консультативные встречи педагогов с узкими специалистами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности каждого из учащихся, методы и приемы работы с ними.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий поиск, прошли заседания методического объединения по темам:
- Роль учебного кабинета в процессе обучения и воспитания учащихся.
- Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках
- Использование альтернативных методов оценивания учащихся на уроках.
- Использование образовательных технологий для повышения активности школьников в учебном процессе.
Типичной чертой заседаний МО является актуальность обсуждаемых вопросов, тщательная подготовка, практическая направленность, желание проанализировать и откорректировать свою деятельность с целью устранения причин негативно влияющих на конечный результат.
Так, учитель математики Пермикина Г.В. поделилась опытом работы по использованию альтернативных методов оценивания учащихся на уроках. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных способностей школьников, учитель использует тесты для 5 – 9 классов. На уроках географии педагогом Местюниной С.И. используются программированные задания как альтернативный метод оценивания умений школьников. Метод программированных заданий осуществляет дифференцированный подход к учащимся и создает условия для самостоятельной работы школьников. Такой нетрадиционный подход в обучении не требует большой затраты времени на подготовку, проведение и проверку, он доступен учителям разных дисциплин.
Поделились опытом работы педагоги индивидуального обучения Ларионова М.С. по теме «Формирование коммуникативных умений у учащихся на уроках», Костромина С.Г. по теме «Повышение учебной мотивации школьников». Педагоги рассказали о комплексе психолого – педагогических мероприятий, которые они применяют в режиме обучения на дому, получая при этом следующие положительные результаты:
- формируется положительная мотивация обучения;
- формируются такие качества как: желание общаться, умение вести беседу и строить грамматически правильную речь.
- повышается уровень воспитанности;
- повышается уровень родительской компетентности в воспитании ребенка.
О роли учебного кабинета в процессе обучения и воспитания, о том, как расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формируются прочные навыки и умения учеников, осуществляется нравственное воспитание школьников поделилась Медведева В.Н. Полноценное учебно-дидактическое и материальное содержание кабинета оказывает положительное воздействие на организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся
Положительным является то, что каждый педагог старается поделиться теоретическими и практическими новинками с коллегами, которые используют полученный материал для организации работы на уроке.
Для выявления уровня развития школьников и оказания им необходимой своевременной дифференцированной помощи, каждым педагогом – предметником разработан педагогический мониторинг обученности. На основании результатов мониторинга учителя по четвертям составляют аналитические справки по предмету и определяют индивидуальные маршруты коррекционной работы с каждым учеником.
Активное участие в течение учебного года приняли педагоги в пополнении и обогащении методической копилки, включающей:
- конспекты открытых уроков;
- сообщения на педагогических советах;
- сообщения на МО;
- памятки с физкультминутками;
- педагогические технологии;
- единый логопедический режим;
- семинары-практикумы;
- единый орфографический режим и т.п.
Каждый учитель школы имеет возможность пользоваться разработками и материалом, который находится в школьной библиотеке.
Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию и распространению прогрессивного педагогического опыта по проблемам обновления форм, методов, педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий обучения и воспитания свидетельствуют о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов. В связи с этим возросло качество обучения.
.
По итогам методической работы за 2010– 2011 учебный год можно сделать выводы:
1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочеталась с курсовой переподготовкой.
2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.
3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.
Цели и задачи на 2011– 2012 учебный год:
1. Создавать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы.
2. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
3.Осуществлять преемственность в обучении учащихся педагогами старшего и начального звена.
4.Продолжать работу по обобщению и распространению прогрессивного педагогического опыта работы педагогов.
5.Организовать профессиональное становление молодых специалистов.
2011 год РМО / Медведева В.Н./
Предварительный просмотр:
Неделя математики
Цель: формирование устойчивого интереса к предмету
Оформление плакатов:
Математика- это полет. (В. Чкалов)
Математика – царица всех наук..(Гаусс)
Математика- это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И.Лобачевский)
Природа говорит языком математики…(Г.Галилей)
Числа правят миром. (Пифагор)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ
- Математическая викторина
- Ознакомление с высказываниями великих людей о математике
- Олимпиада
- Шашечный турнир
5.Разгадывание ребусов, кроссвордов
6. Конкурс математических газет
.
МАЛАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
- Определи, какие числа надо записать вместо букв, чтобы результат был верным? (Одинаковые буквы означают одинаковые цифры)
а5 а5 3а 4а
+ ав + ав - в4 - а3
49 71 12 69
Если в каком- либо из данных примеров нет решений, докажи это . Исправь ошибку (10 баллов)
- От квадрата отрезали один угол. Сколько углов осталось?
(4 балла)
- Шестиметровый брусок разрезали на равные части, сделав при этом 5 разрезов. Какой длины получилась каждая часть?
(5 баллов)
4.Горели 6 свечей.1/3 из них погасли. Сколько свечей осталось?
(10 баллов)
5. Который час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (10 баллов)
6. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (10 баллов)
РЕБУСЫ
Расшифруй слова:
к 2 |
7я
| кос
| Р1а |
Ви3на | Рас100яние |
3буна | Пи100лет |
И10 рия | 3 2 4 2 Я М К А | П О 2 Л | 5 С О Т |
ЛИ100К | , 5 НИЦА | 40 А | ТЕ 100 |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков общения и взаимодействия
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Навыки общения школьников весьма ограничены, хотя человек и осваивает эту деятельность с рождения. Одни школьники из боязни выглядеть смешными стеснительны, замкнуты, другие, напротив, склонны к «шутовству». Для третьих грубость и даже хамство являются единственным усвоенным стереотипом общения. Надо признать, что без организованного обучения навыки поведения подростками осваиваются очень трудно или не осваиваются совсем. В связи с этим осложняется процесс социализации. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Сюда включаются приобретение необходимых умений и навыков для практической индивидуальной и групповой работы, формирование определенных социальных норм, ролей и функций.
Чему надо учить, чтобы научить общаться продуктивно?
ЦЕЛЬ |
РЗУЛЬТАТ |
Установление и поддержание контакта | Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности |
Обмен информацией | Передача сведений, в том числе мнений, суждений, решений, в ответ на запрос |
Поддержаний активности и заинтересованности | Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий |
Координирование | Согласование действий при совместной деятельности |
Понимание | Адекватное восприятие не только смысла сообщений , но и его установок, переживания, состояния, настроения |
Эмоциональная стимуляция | Побуждение к переживанию определенных эмоциональных состояний |
Установление отношений | Определение своего статуса в системе взаимоотношений |
Влияние | Изменение состояния, поведения, самочувствия, мнения, решений ученика |
Достижение результата требует формирования «коммуникативного мастерства».
Навыки позитивного общения
- Установление и поддержание контакта
Приемы установления и поддержания контакта с учеником:
- расположение в пространстве;
- дистанция;
- поза;
- взгляд;
- улыбка;
- темп речи и др.
Однако важно уметь отслеживать «состояние контакта» в процессе общения, удерживать и восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения. Фразы типа: «Вам, что не интересно?» или «Вы что, не слушаете меня?» противопоказаны в данном случае.
- Осуществлять обмен информацией
Часто у участников диалога возникает ощущение, что их не слышат, это заставляет их еще раз повторять, раздражаться. В итоге дело может закончиться грубостью. Поэтому каждый педагог должен уметь:
- настраивать эмоционально собеседника;
- структурировать сообщаемую информацию.
- Поддерживать активность и заинтересованность (стимулировать деятельность)
Общение связано с побуждением учащихся к совершению действий. Самым продуктивным и трудоемким в педагогике путь побуждения к активности и заинтересованности учащихся называется «индивидуализация обучения».
- Координировать действия
- договариваться о последовательности действий;
- определить объем и содержание действий;
- точно следовать договоренности.
- Понимать собеседника
Перечень позиций, которые требуют понимания:
- характер и культурно – личностные особенности собеседника;
- ценностные ориентировки и установки собеседника (оценка окружающей действительности);
- эмоциональное состояние и настроение собеседника (игнорирование этого фактора приводит к проблемам и непониманию в процессе общения).
- Эмоционально регулировать состояние собеседника
- Устанавливать отношения
Установление отношений связано с навыками самооценки.
Занятие 1
Тема. Общение и взаимодействие
Цель: адекватное восприятие установок, переживания, состояния, чувств, настроения собеседника.
Упражнение «Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что – нибудь приятное.
Обязательные условия «Комплимента»:
- Обращение по имени.
- Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Упражнение «Зеркало и обезьяна»
Участники разбиваются на пары и встают друг напротив друга.
Один из пары - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны.
Через некоторое время меняются местами. Наблюдение и обсуждение.
Задание «Литературный рассказ»
«Старый дед и внучек» Л.Н. Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Однажды дед хотел подвинуть чашку, да уронил и разбил ее. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме попортил и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой и смотрят – сынишка их что- то слаживает из дощечек. Отец спросил: «Что ты это делаешь, Миша?». А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой будете стары, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обидели старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Объяснить непонятные слова и их значение.
После пересказа организуется дискуссия.
Выводы:
- Как ты относишься к окружающим, так и будут относиться к тебе.
- Нельзя обижать и унижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит.
Рефлексия:
- Что ты узнал нового для себя?
- Что ты чувствовал, когда слушал рассказ?
- Что у тебя сегодня получилось (что не получилось?)
Занятие 2
Тема. Общение и взаимодействие
Цель: Формирование навыков позитивного общения, правильной оценки возможностей собеседника.
Упражнение «Комплимент»
Комплимент высказывать в форме «Я – высказывания», обращаясь к соседу, следует говорить о своем отношении и чувствах. Высказывание должно быть приятно слушателю.
Задание1. Литературный пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы - одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец говорит: «А что дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет» Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто – нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что а сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Работа с текстом.
1.Разбор непонятных слов.
2.Пересказ текста. Поправка, если что – то пропущено.
3.Дискуссия о том, какое правило взаимодействия нарушил Ваня.
Задание 2 «Путаница»
Участники берут друг друга за руки, выполняя два условия:
- Нельзя брать руку соседа справа или слева;
- Не должно оставаться свободных рук.
- Число участников должно быть четное.
Получилась «путаница» (при распутывании никто не должен отпускать руки).
Рефлексия:
- Что ты сегодня узнал нового для себя?
- Что у тебя сегодня получилось (не получилось).
Занятие 3
Тема: Общение и взаимодействие
Цель: Установление и поддержание контакта, установление отношений и эмоционального состояния в группе.
Упражнение «Комплимент»
(смотри в занятии 1, 2)
Задание 1 Литературный пересказ Басни Л. Н. Толстого «Два товарища»
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот сразу слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» - «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Работа с текстом.
- Разбор непонятных слов.
- Пересказ текста. Поправка, если что – то пропущено.
- Обмен впечатлениями о помощи товарищу, о каком правиле взаимодействия говорится в басне?
Задание 2 «Карлсон сказал»
Участники встают по кругу.
Мы будем выполнять различные действия:
- Поднять руки;
- Опустить руки;
- Остановиться;
- Повернуться;
- Сделать хлопок.
При этом необходимо выполнять одно условие: выполнять только те действия, в сообщение о которых будут присутствовать слова: «Карлсон сказал …». Например: «Карлсон сказал: поднимите правую руку», то задание выполнять, а если «Поднимите руку» или «Я прошу вас поднять руку» - То это действие совершать не надо.
Сделавшие ошибку покидают игру.
Рефлексия:
1.Что ты сегодня узнал нового для себя?
2.Что у тебя сегодня получилось (не получилось).
Занятие 4
Тема: Общение и взаимодействие.
Цель: Формирование ценностных ориентаций. Поддержание активности и заинтересованности участников занятия.
Упражнение «Комплимент»
(смотри занятие 1.2)
Задание 1 Литературный пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лгун»
Лгун
Мальчик стерег овец и, будь - то увидел волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось - и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!»
Мужики подумали, что опять по - прежнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Организация работы с текстом.
Дискуссия на тему «Чего не следует делать, общаясь с другими».
Задание 2 Умение сказать «нет»
Нам всем в жизни приходится кому - то в чем – то отказывать. Делать это очень не просто. Поиграем в игры, в которых можно легко потренироваться в технике отказа.
- Одни просят у соседа карандаш, другие стараются отказать. (Играют в парах).
- Несколько участников по очереди исполняют роль учителя. Ученики просят у них разрешения выйти из класса.
- Ты никого не должен впускать в дом! Остальные участники просят их пустить.
После окончания игр проводится дискуссия о том, какая из техник отказа более уместна. Обмен впечатлениями (что им было легче: отказать или просить).
Задание 3 «Взаимодействие»
Совместное построение домика из палочек. Участники должны договориться и действовать по «алгоритму взаимодействия».
Рефлексия:
- Что ты узнал нового для себя.
- Что у тебя сегодня получилось ( не получилось)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...
Нормы письменных работ в старших классах по русскому языку и литературе
В данном материале представлены нормы письменных работ по русскому языку и литературе в старших классах. Изменеия внесены в соответствии с Федеральным компонентом госстандарт...
Задания ЕГЭ раздела «Владение Языком» (Language USE) «Грамматика и Лексика» (Grammar and Vocabulary) при составлении контрольных работ в старших классах.
Материал содержит основную информацию и примеры упражнений для старшеклассников при подготовке к разделу ЕГЭ "Лексика и грамматика"...
"Основные направления коррекционной работы в старших классах школы VIII вида"
доклад на семинаре по дефектологии...
Программа по баскетболу для внеклассной работы учителей старших классов
Программа рассчитана на 3 года для обучения основам баскетбола детей 13-16 лет...
Программа воспитательной работы в старших классах
Комплексная программа воспитательной работы в старших классах "Становление личности", рассчитанная на 2 учебных года , способствует созданию условий для активного участия учащихся в самоуправлении к...
Программа воспитательной работы в старших классах "Новое Поколение"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятн...