Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендации по использованию автоматизированных программ в логопедической работе
статья по теме
Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендации
по использованию автоматизированных программ в логопедической работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование автоматизированных компьютерных программ в коррекции речи | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Жукова З.В.
Компьютер
в руках логопеда
Анжеро-Судженск
2011
Управление образования
Администрации города Анжеро-Судженска
МС(К) ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №29 VII вида»
Жукова З.В.
Компьютер
в руках логопеда
Методические рекомендации
по использованию
автоматизированных программ
в логопедической работе
Автор-составитель: Жукова З.В., учитель-логопед МС(К) ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №29 VII вида»
г. Анжеро-Судженска
Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендации
по использованию автоматизированных программ в логопедической работе
Компьютер всё шире входит в педагогику. Стали использовать компьютерные программы и учителя-логопеды. Уже появились диагностические, развивающие и коррекционные программы. Первыми компьютер стали применять сурдологи. Все чаще возможностями компьютера стали пользоваться логопеды. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.
В своей работе на протяжении нескольких лет использую игровую развивающую программу «Волшебный букварь», речевой тренажёр «Фраза», обучающую программу-тренажёр «1С.Репетитор.Русский язык». В этой работе расскажу об особенностях этих программ. Их использую как в индивидуальной работе, так и в групповой. Появляется много новых развивающих, коррекционно-развивающих, диагностических программ. Но эти просты в использовании, достаточно эффективны, доступны для родителей для занятий с детьми дома.
«Волшебный букварь»
Эта программа предназначена для детей в возрасте от 3-х до 8 лет. В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребенку научиться читать и писать. Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами. Ребенок оказывается в сказке, где компьютерные тролли дают ему пояснения и задания, за правильно написанное слово показывают красочные картинки с этим словом и предлагают разные игры.
Программа имеет два режима - режим обучения и свободный режим.
В режиме обучения ребенку предлагается выполнить те или иные задания, которые помогут ему научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень - знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова со все более сложным правописанием. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране; поставь пропущенную букву в слово; напечатай букву или слово и т.д.
Если задание выполнено, ребенку прочитывают слово, могут показать красочное фотографию или картинку, на которой есть это слово.
В свободном режиме ребенок может писать любые буквы и слова, какие ему захочется.
Вся программа «Волшебный букварь» состоит из 13 подпрограмм. Каждая из них, кроме развития речи, способствует совершенствованию свойств и функций психических процессов, развивается переключение внимания, скорость мыслительных реакций. В самом начале занятий по этой программе –игре обучающимся будет предложено вместе со сказочным Тролем найти на экране монитора заданную букву, при помощи значка обвести её. Эта вступительная часть , кроме вызывания и закрепления интереса к занятиям, способствует развитию пространственной ориентации, формированию зрительного образа буквы, развитию зрительной памяти.
Двойную направленность – (знакомство с буквами, формирование зрительного образа буквы, слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение словарного запаса и совершенствование свойств и функций психических процессов, развитие переключение внимания, слуховой и зрительной памяти, совершенствование пространственной ориентации, скорость мыслительных реакций) – имеют все игры, включённую в данную развивающую программу.
«Прыг-скок» – (щелкни по букве, вставшей не на своё место)-
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
развивает также скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Мозаика» – (сложи слово из половинок букв) –
направлена на формирование зрительного образа
букв, развитие буквенного анализа и синтеза,
совершенствование пространственной ориентации,
«Снайпер» – (сбей буквы в том порядке, как они стоят в слове) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
развивает также скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Рулетка» – останавливая стрелку рулетки, составь слово) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
развивает также скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Прыг-скок» – (щелкни по букве, вставшей не на своё место)-
направлена на развитие буквенного анализа и
синтеза, развивает также скорость мыслительных
реакций, переключение внимания.
«Мозаика» – (сложи слово из половинок букв) –
направлена на формирование зрительного образа
букв, развитие буквенного анализа и синтеза,
совершенствование пространственной ориентации,
«Снайпер» – (сбей буквы в том порядке, как они стоят в слове) –
направлена на развитие буквенного анализа и
синтеза, развивает также скорость мыслительных
реакций, переключение внимания.
«Пазл» – (сложи слово из кусочков) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
развивает также скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Дрессировщик» – (помоги попугаям собрать наше слово) –
направлена на развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза, формирование буквенного образа слова,
развивает также скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Лабиринт» – (проведи ёжика по нужной дорожке) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
пространственной ориентации, развивает также
скорость мыслительных реакций, переключение
внимания.
«Буквы-непоседы» – (укажи букву, стоящую не на своём месте) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
развивает также пространственную ориентацию,
скорость мыслительных реакций, переключение
внимания.
«Змейка» – (напечатай слово, написанное на змейке) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
совершенствуется также пространственная
ориентация, скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Найди пару» – (отыщи одинаковые буквы) –
направлена на развитие буквенного анализа и синтеза,
формирование зрительного образа слова, развивает
также зрительную память, пространственную
ориентацию, скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Телеграфист» – (послушай, запомни, напечатай) –
направлена на формирование зрительного образа
слова, буквенного анализа и синтеза, а также
развиваются фонематическое внимание, восприятие,
слуховая и зрительная память, пространственная
ориентация, скорость мыслительных реакций,
переключение внимания.
«Буквоед» – (буквоед должен съесть все буквы по порядку) –
направлена на формирование зрительного образа
слова, буквенного анализа и синтеза, а также
развиваются зрительные восприятие и память,
пространственная ориентация, скорость
мыслительных реакций, переключение внимания.
«Прятки» – (наше слово спряталось. Найди его) –
направлена на формирование зрительного образа
слова, а также развиваются зрительная память,
пространственная ориентация, скорость
мыслительных реакций, переключение внимания.
«Фраза» - обучающая программа-тренажёр по русскому языку.
Диапазон охвата – учащиеся 1-9 классов образовательной
школы. Может быть использована также и в период
подготовки к выпускным экзаменам за курс школы или ко
вступительным экзаменам в среднее специальное или
высшее учебное заведения. Способствует формированию у
обучающихся навыка грамотного письма, развитию
орфографической зоркости, формированию и
совершенствованию самоконтроля за письменной речью.
«1С: Репетитор. Русский язык» - обучающая программа-тренажёр по
русскому языку. Диапазон охвата – обучающиеся 1-9
классов общеобразовательной школы, может быть
использована также и в период подготовки к выпускным
экзаменам за курс школы или ко вступительным экзаменам
в среднее специальное или высшее учебные заведения.
Содержит разделы: орфография, пунктуация, подготовка в
вуз. Способствует формированию у обучающихся навыка
грамотного письма, развитию орфографической зоркости,
формированию и совершенствованию самоконтроля за
письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр с дошкольниками для подготовки руки к письму
Знакомим и закрепляем названия различных геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал, круг). Составляем эти геометрические фигуры из других фигур, отличающихся по форме и величине. Развиваем умен...
Методические рекомендации по использованию обучающих компьютерных программ
Методические рекомендации для учителей начальной по активизации познавательной деятельности младших школьников с использованием обучающих компьютерных программ...
Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы
Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы...
Методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша в работе с дошкольниками
методические рекомендации...
Методические рекомендации по использованию логопедических приемов на уроках русского языка
Наша с вами общая задача: повысить успешность ученика в освоении программного материала по русскому языку и литературе. Во власти и учителя русского языка коррекция негрубых проявлений дисграфи...
Выступление на МО учителей-логопедов "Методические рекомендации по написанию логопедических заключений", 2022
Рассматриваются методические рекомендации по написанию логопедических заключений...