Как учить ребенка читать
материал
В данной консультации для родителей раскрываются приемы работы по обучению детей чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Как учить ребенка читать
Современные родители хотят видеть своего малыша умным, умеющим читать и считать. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки)?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.
Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память, способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.
В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребенку:
- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит «про себя»;
- написать букву и правильно прочитать.
При освоении языкового анализа и синтеза ребенок должен уметь:
- выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из предложения;
- соединять звуки в слог;
- составлять из слогов слово, из слов предложения.
Рекомендации для обучения ребенка.
- Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть, потянуть. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных, предложив пропеть, протянуть звуки П, Н. Их нельзя пропеть, протянуть. Названия букв, произносите коротко, как звуки: Б, П, Н, а не Мэ, Пэ.
- Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
Задания:
- хлопни, когда услышишь звук А среди других звуков;
- когда услышишь в слоге заданный звук;
- найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;
- хлопни когда услышишь заданный звук в слове;
- какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
- что могли бы рассказать о себе звуки А, О, П, Б при встречи друг с другом?
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук мы видим.
Вопросы и задания:
- какой звук я произнесла ?
- как ты определил, что это звук А?
- да, ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесенный звук. Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
- найди и покажи эту букву среди других букв. И так со всеми буквами.
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребенку, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова).
Вопросы и задания:
- звук обозначь цветным квадратиком: гласный, например, красным;
- произнеси слово автобус;
- какой первый звук в этом слове? (Звук А);
- какой это звук? (Гласный);
Обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь квадратик в нашем слове? (В начале слова).
5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.
Вопросы и задания:
- ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки: п – пь, т – ть;
- как произносятся первые звуки? (Твердо);
- а вторые звуки? (Мягко);
- произнести твердые и мягкие звуки в словах пушинка, перышко;
- твердые согласные звуки обозначь синим цветом – они произносятся твердо;
- мягкие звуки обозначь зеленым цветом – они произносятся мягко;
- вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердые, а в другом мягкий (лук – люк).
6. Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.
Обучение чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй коротко – АП. Если открытый слог, ребенок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.
Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова нужно произносить плавно не деля их при произношении на слоги. Читая с ребенком первые слова, подчеркивайте и смысловую сторону прочитанного.
Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребенка письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учить ребенка читать
Как помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма и какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?...
Конспект урока по теме "Учимся выразительно читать"
План-конспект урока во 2 классе по теме "Учимся выразительно читать"...

Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»
Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...

Технологическая карта к уроку английского языка "Учимся выразительно читать стихотворение"
Данная технологическая карта разработана к уроку английского языка по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English". Интересный урок , связанный с прочтением стихотворения А.С. Пушкина Winter morning на а...

Учимся любить читать 5-6 класс
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, ...