Учимся любить читать 5-6 класс
проект по литературе (5, 6 класс) на тему
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_lyubit_chitat_6_klass.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить обучающихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Ведущие принципы кружка:
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического; литературоведческого; коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно- художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Предполагаемые результаты:
Личностные результаты:
- проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине;
- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;
- вести учебный диалог в соответствии с нормами (отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога).
Предметные результаты:
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
Метапредметные результаты:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Произведения устного народного творчества | 4 |
2 | Произведения отечественных писателей | 26 |
3 | Произведения зарубежных писателей | 4 |
Итого | 34 |
Календарно-тематический план кружка «Учимся любить книгу»
в расчёте на 1 час в неделю
№п\п | ТЕМА | Кол-во часов |
1 | С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц». А.Плещеев «Чему в школе учат». | 1 |
2 | В. Сутеев «Мышонок и карандаш». | 1 |
3 | Сеф «Ключ от сказки». | 1 |
4 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». | 1 |
5 | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 1 |
6 | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука». | 1 |
7 | В.Катаев « Цветик – семицветик». | 1 |
8 | Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко». | 1 |
9 | С.Михалков «Аисты и лягушки». | 1 |
10 | Итальянская сказка «Как осел петь перестал». | 1 |
11 | Могилевская «Сказка о громком барабане». | 1 |
12 | Д.Хармс « Иван Торопышкин». | 1 |
13 | Русская народная сказка «Мужик и Медведь». | 1 |
14 | Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | 1 |
15 | Русская народная сказка «Солдатская загадка». | 1 |
16 | В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко». | 1 |
17 | Ш.Перро «Красная шапочка». | 1 |
18 | Э.Мошковская «Хитрые старушки». | 1 |
19 | В.Берестов « Мастер птица». | 1 |
20 | М.Зощенко «Самое главное». | 1 |
21 | Е.Чарушин «Кошка Маруська». | 1 |
22 | С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». | 1 |
23 | Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка». | 1 |
24 | Б.Житков « Помощь идет». | 1 |
25 | А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне». | 1 |
26 | С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике». | 1 |
27 | Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», «Отчего у елового медведя нос черный». | 1 |
28 | А. Гайдар «Чук и Гек». | 1 |
29 | Слава русским воинам. Чтение произведений о ВОВ. | 1 |
30 | Слава русским воинам. Чтение произведений о ВОВ. | 1 |
31 | Слава русским воинам. Чтение произведений о ВОВ. | 1 |
32 | Н. Носов «Приключения Незнайки и его | 1 |
33 | Выставка «Книги для летнего чтения». | 1 |
34 | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | 1 |
Итого | 34 |
Литература
1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
2. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
3. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
4. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
6. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
7. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах. М. Просвещение, 1985.
8. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
10. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему ребенок не любит читать и плохо пишет
В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....
Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)
Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....
Чтобы ребенок любил читать
Советы родителям....
Твоческая работа "Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Ф.М.Достоевский".
Творческая работа...
Читательская конференция « Надо учиться любить и учиться ненавидеть…»
Читательская конференция « Надо учиться любить и учиться ненавидеть…»...
Мастер-класс на тему «Любите читать!»
Данный мастер-класс будет полезен учителям русского языка и литературы. В своей работе я делюсь опытом, как с помощью технологии проектного обучения привить ученикам любовь к чтению и повысить их инте...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Любите читать!"
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Любите читать!"...