Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи через пересказывание сказок».
учебно-методический материал

Федорова Анастасия Сергеевна

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказываю, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие связной монологической речи через пересказывание сказок».

I Этап. "Рассказывание";

II Этап. "Пересказывание";

III Этап. "Играем в сказку";

IV Этап. "Сочинялки".

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказываю, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методов, которые позволяют пополнить словарный запас малыша, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок. Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки и рисовать содержание сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев сказок на рисунке и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал.

Дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях. Приносим шкатулку, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагаю детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки. Обращаем особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу. Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки, при этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей. Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике появляются много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.

Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрал...

Развитие связной монологической речи

Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи....

Развитие связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ

В статье систематизирован материал по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ....

Развитие связной монологической речи как одно из направлений развития коммукативной компетентности.

Российская школа призвана не только формировать у молодого человека целостное представление о мире, но и воспитать его способным найти свое место в сложной системе экономического производства и общест...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...