Консультация для родителей по теме:"Развитие связной монологической речи, как один из факторов хорошего обучения в школе."
консультация (5 класс) по теме

ЛАЗАРЕВА ТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА

Влияние развития связной монологической речи на обучение в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной монологической речи, как один из факторов хорошего обучения в школе.

Цель:  Разъяснение  родителям  важности развития связной монологической речи у школьников. Что от ее сформированности   зависит успешное обучение в школе.

Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.

Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе. Адекватное восприятие и  воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои  суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного развития связной (диалогической и монологической) речи.

Монологическая речь  понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи,  особо выделяют такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность.

Монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи.

Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее точно и полно передающие мысль говорящего. Особенность этой формы речи состоит в том, что её содержание заранее задано и предварительно планируется. Результатом речевой монологической деятельности является текст.

Выделяет основные характеристики текста: целостность и связность. Целостность текста в его тематическом единстве. Оно проявляется в заголовке, отражающем предмет высказывания или коммуникативную цель, которую преследует автор, в специальном отборе слов, связанных с темой .

Связность, как один из самых значимых признаков текста, характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры. Связность устного речевого сообщения достигается за счёт использования лексико-грамматических и интонационных средств. К ним относятся: местоимения, союзы и союзные слова, частицы и формы глаголов, порядок слова, неполнота предложений, повторы отдельных лексических единиц, синонимы.

Тексты могут быть различными по своим функционально-смысловым характеристикам. Различают следующие типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это сообщение о событиях и явлениях, развёртывающихся во времени. Эти тексты имеют сюжет, действующих лиц, экспрессивно – эмоциональную окраску.

Описание не имеет сюжета и действующих лиц. В нём даётся перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию. В художественном описании широко используются образные средства языка.

Рассуждение – в нём развивается и доказывается определённая мысль. По своей структуре и лексико-грамматическим средствам текст-рассуждение приближается к научному стилю речи. Наряду с существующими различиями отмечается определённая общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребёнка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, в беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию. Устная монологическая речь может допускать неполноту высказывания и тогда, её грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

«Высказывание  служит как бы переходным «мостиком» от таких компонентов речевой деятельности, которые являются лишь формальными средствами построения осмысленной и целенаправленной речи, к тексту как содержательно – функциональному единству. Таким образом, высказывания следует понимать как наименьшую коммуникативную единицу, законченную со стороны содержания и интонации  и характеризуемую грамматической и смысловой структурой».

Часто называют высказыванием и краткий ответ на вопрос, и развёрнутый монолог. В каждом высказывании  выделяют  как бы три плана – «собственно предметный план, план смыслового содержания и план его языкового оформления».

Предметный план высказывания характеризуется полнотой, правильностью и точностью отражения действительности. Предметный план высказывания находит отражение в самих словах. Выбор слов, характер их использования отражают в то же время и тот смысл, который придаёт им  сам говорящий. Другими словами, «в характере используемых при говорении слов отражается и смысловой план высказывания».

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между членами предложения, логические и грамматические связи между предложениями, связь между членами предложения и законченность мысли говорящего.

Другая важнейшая характеристика развёрнутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановки, смешение разных рядов последовательности. Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания, отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует чёткому, спланированному изложению мысли.

Все выше описанное влияет на успешное обучение в школе и общению как со сверстниками, так и с преподавателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи

Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи....

Развитие связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ

В статье систематизирован материал по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ....

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Развитие связной монологической речи глухих обучающихся

В работе раскрываются умения. которыми должны овладеть глухие школьники впроцеесе построения текста....

Развитие связной монологической речи как одно из направлений развития коммукативной компетентности.

Российская школа призвана не только формировать у молодого человека целостное представление о мире, но и воспитать его способным найти свое место в сложной системе экономического производства и общест...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Презентация по теме:" Развитие навыков монологической речи у младших школьников через проектную деятельность"

В презентации отражен опыт учителя английског языка по применению проектной деятельности в начальной школе на уроках английского языка по УМК "СПОТЛАЙТ"Приводятся темы для возможных проектов...