Развитие связной монологической речи
консультация по теме
Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Развитие связной монологической речи»
Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника.
Интересно мнение известного ученого Ф.А. Сохина о том, что при стихийном речевом развитии ребенок не может достичь высокого уровня связных высказываний, необходимо целенаправленное научное, системное их формирование.
Значение связной речи:
1. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению
От уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения).
3. Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ.
С точки зрения характера рассказывания выделяют следующие виды рассказывания:
- рассказ повествование,
- рассказ описание,
- рассказ рассуждение.
С точки зрения реальности события рассказы делятся на:
- фактические (реальные события);
- творческие (воображение ребенка).
Для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:
- наглядность
- зрительный план высказывания.
Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.
Л.С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, заключающей последовательность этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено сменялось последующим».
Первый вид рассказывания – воспроизведение рассказа, составление по демонстрируемому действию.
Наглядность представлена максимально – в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей.
Составление рассказа по следам демонстрированного действия.
Наглядность и план рассказа те же, что и предыдущем этапе. Упражнение достигается за счет отсутствия речевого образца взрослого. Рассказ дети составляют по его вопросам.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.
В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.
На начальном этапе формирования связной речи предлагаются следующие виды рассказывания:
- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
- составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
- пересказ рассказа с использованием магнитной доски;
- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;
- составление рассказа по одной сюжетной картине.
Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.
- Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
- Составление рассказов по прослушанному тексту.
- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.
- Составление рассказов по памяти.
- Составление рассказов по схемам.
- Составление рассказов по символам.
- Составление рассказов по предметам и объектам.
- Составление рассказов по предметным картинкам.
- Составление рассказов по заданным слова.
Основные направления развития связной речи
Выделяют пять обязательных направлений:
- Определение мотива (для чего рассказывать).
- Активизация познавательных процессов (как рассказать).
- Уточнение замысла (о чем рассказывать) – анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
- Составление плана (в какой последовательности рассказывать) – для дошкольников используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы-заменители.
- Отбор языковых средств (что рассказывать) – отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, более четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.
Стимульный наглядный материал
- Тексты с картинками включениями
- Натуральные предметы и объекты
- Фотографии
- Пиктограммы
- Иллюстрации
- Опорные сигналы
- Фигурки от киндерсюрпризов
- Настольные игрушки
- Коллажи
- Предметы заменители
- Видеоматериалы
- Слайды
- Диафильмы
- Детские рисунки
Список литературы
1. Воробьева В.К Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.
2. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. – М., 2006.
3. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Консультация для родителей по теме:"Развитие связной монологической речи, как один из факторов хорошего обучения в школе."
Влияние развития связной монологической речи на обучение в школе....
Развитие связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ
В статье систематизирован материал по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ....
Развитие связной монологической речи глухих обучающихся
В работе раскрываются умения. которыми должны овладеть глухие школьники впроцеесе построения текста....
Развитие связной монологической речи как одно из направлений развития коммукативной компетентности.
Российская школа призвана не только формировать у молодого человека целостное представление о мире, но и воспитать его способным найти свое место в сложной системе экономического производства и общест...
Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"
Статья раскрывает ответы на вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....
Развитие и коррекция связной монологической речи у обучающихся 2-4 классов с ЗПР посредством театрализованных игр.
Для полноценного формирования и развития связной монологической речи используются разнообразные методы, приемы, средства. Одним из эффективных средств является театрализованная игра....