Развитие связной монологической речи
консультация по теме

Гончарова Марина Анатольевна

Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Развитие связной монологической речи»

          Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника.

          Интересно мнение известного ученого Ф.А. Сохина о том, что при стихийном речевом развитии ребенок не может достичь высокого уровня связных высказываний, необходимо целенаправленное научное, системное их формирование.

Значение связной речи:

1. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению

От уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения).

3. Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.

             Связная речь – смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ.

             С точки зрения характера рассказывания выделяют следующие виды рассказывания:

- рассказ повествование,

- рассказ описание,

- рассказ рассуждение.

С точки зрения реальности события рассказы делятся на:

- фактические (реальные события);

- творческие (воображение ребенка).

            Для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:

- наглядность

- зрительный план высказывания.

            Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.

            Л.С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, заключающей последовательность этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено сменялось последующим».

Первый вид рассказывания – воспроизведение рассказа, составление по демонстрируемому действию.

            Наглядность представлена максимально – в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей.

Составление рассказа по следам демонстрированного действия.

           Наглядность и план рассказа те же, что и предыдущем этапе. Упражнение достигается за счет отсутствия речевого образца взрослого. Рассказ дети составляют по его вопросам.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.

            В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

         На начальном этапе формирования связной речи предлагаются следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

- пересказ рассказа с использованием магнитной доски;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

          Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.

- Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по  памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.

Основные направления развития связной речи

Выделяют пять обязательных направлений:

- Определение мотива (для чего рассказывать).

- Активизация познавательных процессов (как рассказать).

- Уточнение замысла (о чем рассказывать) – анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

- Составление плана (в какой последовательности рассказывать) – для дошкольников используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы-заменители.

- Отбор языковых средств (что рассказывать) – отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, более четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.

Стимульный наглядный материал

  1. Тексты с картинками включениями
  2. Натуральные предметы и объекты
  3. Фотографии
  4. Пиктограммы
  5. Иллюстрации
  6. Опорные сигналы
  7. Фигурки от  киндерсюрпризов
  8. Настольные игрушки
  9. Коллажи
  10. Предметы заменители
  11. Видеоматериалы
  12. Слайды
  13. Диафильмы
  14. Детские рисунки

Список литературы

1. Воробьева В.К Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.

2. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. – М., 2006.

3. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Развитие связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ

В статье систематизирован материал по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ....

Развитие связной монологической речи глухих обучающихся

В работе раскрываются умения. которыми должны овладеть глухие школьники впроцеесе построения текста....

Развитие связной монологической речи как одно из направлений развития коммукативной компетентности.

Российская школа призвана не только формировать у молодого человека целостное представление о мире, но и воспитать его способным найти свое место в сложной системе экономического производства и общест...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Развитие и коррекция связной монологической речи у обучающихся 2-4 классов с ЗПР посредством театрализованных игр.

Для полноценного формирования и развития связной монологической речи используются разнообразные методы, приемы, средства. Одним из эффективных средств является театрализованная игра....