Материал для подготовки к ОГЭ
консультация (9 класс)

Материал для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_zadanie.pptx152.83 КБ
Файл oge_2024_zadanie_6.pptx1.89 МБ
Файл punkt._analiz._zadanie_5_oge_.pptx452.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина

Слайд 2

А или О 20 40 60 80 Е или И 20 40 60 80

Слайд 3

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А . Д.. (1) леко у в.. (2) ды т.. (3) рчали скалы. Над ними сер.. (4) ми стаями н.. (5) сились кулики. Между к.. (6) мнями в.. (7) рочался прибой, кач .. (8) я листья м .. (9) рской капусты.

Слайд 4

168 Вернуться к выбору тем→

Слайд 5

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О . Н.. (1) чёвки в п.. (2) латке вплоть до ноября на глухих .. (3) зерах , п.. (4) ходы на зап. . (5) ведные реки, цветущие безбрежные луга, крики птиц, волчий вой, — всё это п.. (6) гружало нас в мир н.. (7) родной п.. (8) эзии , почти в сказку и вместе с тем в мир прекрасн .. (9) й реальности. Узнать ответ

Слайд 6

Вернуться к выбору тем→ 1345689

Слайд 7

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. Сколько мы наслыш ..(1) лись р..(2) ссказов и небылиц, к каким б..(3) гатствам народн ..(4) го языка мы прик ..(5) снулись , сколько было споров и смеха, и ..(6) сенних н..(7)чей, когда особенно легко писалось в бревенч ..(8)том доме, где на стенах пр..(9) зрачными каплями тёмного золота окаменела смола.

Слайд 8

Вернуться к выбору тем→ 128

Слайд 9

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. В отд.. (1) лении мы увидели небольшой домишк .. (2) с штукатуренными стенами. Это и было не что иное, как мельница, где мы рассчитывали ост.. (3) новиться на ноч .. (4) вку . Весело выглядывают из ярко-зелёной листвы камыш.. (5) вые крыши построек, без уст.. (6) ли вращается обвешанное маслянистыми каплями замшелое колесо, стучит в амбаре ж… (7) рнов , с приглушённым ш.. (8) потом плещется реч .. (9) нка .

Слайд 10

Вернуться к выбору тем→ 259

Слайд 11

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Н..(1)возможно пр..(2)помнить и сосч ..(3)тать, сколько ночей мы пров ..(4)ли то в палатках, то в избах, то на с..(5) новалах , то просто на з..(6) мле на б..(7) регах Мещёрских озер и рек, в л..(8) сных чащах.

Слайд 12

Вернуться к выбору тем→ 145678

Слайд 13

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Какие только суда н..(1) встречаются на Волге! Тяж..(2) ло проплывает огромная нефт ..(3)наливная баржа, зам..(4) няющая собой множество ц..(5) стерн . Вслед за ней тянутся широкие баркасы с невысокими бортами, доверху нагруж ..(6) нные камыш..(7) нскими арбузами. Взгл ..(8) ните издали с берега — точь-в-точь огромное блюдо с плодами плывёт по реке. А навстречу движ ..(9) тся длинная улица, мощённая брёвнами.

Слайд 14

Вернуться к выбору тем→ 157

Слайд 15

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Нас объед ..(1) нила любовь к поэзии и литератур..(2). Мы просиж ..(3)вали ночи напролёт в моей тесной каморк ..(4) и ч..(5)тали ст..(6)хи. За разбитым окном шумело во мрак..(7) море, крысы упорно прогрызали пол, порой вся наша еда за день состояла из жидкого чая и куска чурека, но жизнь была пр..(8)красна.

Слайд 16

Вернуться к выбору тем→ 1356

Слайд 17

Узнать ответ Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Было совершенно т..(1) мно , но, как н..(2) странно, от прожорл ..(3) вых комаров и мош ..(4)к, летавш ..(5)х впер..(6)мешку вокруг нас, спасения не было так же, как и днём. Н..(7)чего не было видно, и нам пришлось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушк ..(8), в которой мы рассчитывали заноч ..(9) вать , оставалось идти недолго.

Слайд 18

Вернуться к выбору тем→ 23578


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и практика к заданию 6 ОГЭ 2024

Слайд 2

Правописание корнеи ̆ Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне – написание безударной гласной определяется подбором формы слова или подбором однокоренного слова , в котором эта гласная находится под ударением ; непроверяемые гласные в корне – в корне слова пишутся безударная(- ые ) непроверяемая (- ые ) буква(-ы) чередующиеся гласные в корне –написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ……(использовать правило)

Слайд 4

Правописание корней. Ловушки Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове. Ловушка №1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-): хорОший – прихорАшИВАться . Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться. Ловушка №2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: вОРОта – привРАтник , хОРОнить – охРАна , зОЛОто – зЛАто , хОЛОдный – прохЛАда . Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ . Если в проверяемом - оро -/- оло (русское слово) – ищем однокоренное с – оро -/- оло . Таким же образом поступайте со словами на - ра -\-ла- (старославянское). Ловушка № 3! Всегда думайте о значении корня гОристый-гОры рОсистый-рОсы кОсить (траву)- кОсы мИрить (друзей) – мИр примЕрять (костюм) – примЕрка ЭТО ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ! Не путайте с чередованием! Например: горелый, зарос, прикоснуться, вымирание, замер

Слайд 5

Правописание корнеи ̆ Выделите корень, укажите вид гласной в корне 1. Проверяемые 2. Непроверяемые 3.Чередующиеся Подг .. рел , прод .. вец , расст .. латься , предл .. гает , к.. сательная , выр …щенное, апл .. дисменты , бл .. стит , в..т..ран , оч .. рование , выр ..стать, прим.. рять (платье), забл ..стал, заг .. релый , к..т..лог , разл ..жить, ст .. мулировать , к.. саться , р..стащить , ск .. кать , посп .. вающие , с..деть (на лавочке), заб .. рают , разр .. стается , з.. рница .

Слайд 6

Правописание корнеи ̆ Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне – написание безударной гласной определяется подбором формы слова или подбором однокоренного слова , в котором эта гласная находится под ударением ; непроверяемые гласные в корне – в корне слова пишутся безударная(- ые ) непроверяемая (- ые ) буква(-ы) чередующиеся гласные в корне –написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ……(использовать правило)

Слайд 7

Правописание корнеи ̆ Напишите правило , где есть чередование Подгорел - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. В безударной позиции пишется О. Расстилаться - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А. Предлагает - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. Перед Г пишется А Доделать работу с остальными словами

Слайд 8

Ответы Подгорел(3), продавец(1), расстилаться(3), предлагает(3), касательная(3), выращенное(3), аплодисменты(2), блестит(3), ветеран(2), очарование(1), вырастать(3), примерять(платье)(1), заблистал(3), загорелый(3), каталог( 2 ), разложить(3), стимулировать(1), касаться(3), растащить, скакать(3), поспевающие(1), сидеть(на лавочке)(1), забирают(3), разрастается(3), зарница(3)

Слайд 9

Формат ОГЭ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 1.БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных. 2.УКРОЩАТЬ (животных) – в корне слова пишется непроверяемая гласная. 3.ПРИМЕРЯТЬ (платье) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге 4.ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-. 5.ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-

Слайд 10

Задание 2 Распределите словосочетания по группам . Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило, весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

Слайд 11

Формат ОГЭ Синонимия словосочетаний. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Замените словосочетание «утренняя пробежка» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 12

Грамматическая основа предложения. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Указать вид сказуемого. 1.Как же это могло так случиться? 2.Мне надо доделать упражнение. 3.В комнате были дети, которые не обращали на нас внимание. 4.Она ненавидела все, что было связано с футболом. 5.У любознательных учеников возникает масса вопросов. 6.Сестра с братом учатся в разных школах. 7.Я рад побывать на конференции. 8.Все просили ее спеть что-нибудь. 9.Он пришел узнать информацию о предстоящих экзаменах. 10.Охота странствовать напала на него.

Слайд 13

Ответы Подгорел - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. В безударной позиции пишется О. Расстилаться - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А. Предлагает - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. Перед Г пишется А Касательная- написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А. Выращенное - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. Перед СТ пишется А Блестит- написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А. Вырастать- написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. Перед СТ пишется А Заблистал- написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А.

Слайд 14

Ответы 9. Загорелый - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. В безударной позиции пишется О. 10. Разложить - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. . Перед Ж пишется О 11. Касаться- написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А. 12. Скакать - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. . Перед К пишется А 13. Забирают- написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А. 14. Разрастается - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной в корне. Перед СТ пишется А 15. Зарница - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. В безударной позиции пишется А

Слайд 15

Правописание корнеи ̆

Слайд 16

Правописание корнеи ̆ Определите правильное объяснение написания Цифры- буква И обозначает мягкость предшествующего согласного Цыпленок - буква Ы обозначает мягкость предшествующего согласного Цыганский – в корне написание Ы послеЦ не определяется правилом ( является исключением) Цитата – после Ц в корнях всегда пишется И Ненавистный – непроизносимый согласный в корне слова проверяется краткой формой НЕНАВИСТЕН, в которой он слышится отчетливо

Слайд 17

Правописание приставок Правописание приставок можно разделить на правила: Неизменяемые Приставки , оканчивающиеся на –З, -С – на конце приставки перед звонким согласным пишется З, перед г лухим согласным пишется С Приставки ПРЕ-, ПРИ- - написание приставки определяется ее значением: приближение, присоединение и т. д. Приставки РОС-(РОЗ-), РАС-(РАЗ-) – написание приставки определяется ударением . В ударной позиции всегда пишется А Буквы И – Ы после приставок – написание приставки определяется ее происхождением.

Слайд 19

Правописание приставок Выделите приставку, укажите вид приставки 1.Неизменяемая 2. Зависит от глухости-звонкости последующего согласного 3. Зависит от значения Прибрежный, расценивать, премудрый, бесшумный, прилег, надломить, прибывать, приуныл, бесформенный, отход, списать, расценить, пререкаться, отдалить, рассмешил, здешний, преградить, презирать( труса), безграничный, приглушить, приехать, беззубый, исподлобья, отдалиться, сделать. Какое слово не подписали?

Слайд 20

Правописание приставок Напишите правило по образцу Прибрежный – написание приставки определяется ее значением – РАСПОЛОЖЕНИЕ ВБЛИЗИ РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С Премудрый - написание приставки определяется ее значением, близким приставке ПЕРЕ- Прилег - написание приставки определяется ее значением – НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ НАДЛОМИТЬ – на конце неизменяемой приставки пишется буква Д Доделать работу с остальными словами

Слайд 21

Буквы И - Ы после приставок Буква И в корне меняется на Ы после русскоязычных приставок, заканчивающихся на согласный ( кроме СВЕРХ- и МЕЖ- ). Исключение: взимать. Примеры иноязычных приставок: ПОСТ-, ИН-, КОНТР-, АД-, ДЕЗ-, ДИЗ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ИНТЕР-, СУБ-, ПАН- и др. Обратите внимание: двух-, трех-, четырех- не являются приставками! Примеры: Предыстория, сызмала, разыскать – И заменилась на Ы Контригра, сверхидеальный , поискать – замена не происходит!

Слайд 22

Буквы И и Ы после приставок Определите правильное объяснение написания 1)Подыскать – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется Ы 2)Подыграть - после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется Ы 3) Суперигра - после русской приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется И 4)Розыгрыш - после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется Ы 5)Сверхинтересный - после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется И

Слайд 24

Правописание разделительных Ъ и Ь Определите правильное объяснение написания Предъюбилейный – буква Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Ю Вьюга - буква Ь пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Ю Въедливый – буква Ъ обозначает твердость предшествующего согласного Обезьяна - буква Ь пишется в корне перед буквой Я Двухъярусный - буква Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я

Слайд 25

Ь после шипящих укажите верное объяснение написания РЕЖЬ – в форме повелительного наклонения на конце глагола буква ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. НАСТЕЖЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква ь. (много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3 склонения после шипящего буква ь не пишется. НОЧЬ – в имени существительном 3 склонения после шипящего пишется буква ь. СТЕРЕЧЬ – на конце глагола в форме повелительного наклонения после шипящего пишется буква ь

Слайд 27

Дайте верное объяснение написания слова с буквой Ь или без буквы Ь после шипящих По волчьему (следу), нарежь, невтерпеж, училищ, беречь, молодежь, кирпич, наотмашь, розыгрыш, тягуч, решаешься, лишь, ружьецо Не после шипящих Восемьсот, стекольщик, барьер, нян_чить , тоньше, больной, просьба, фонарь, пятьдесят, пьедестал

Слайд 29

Укажите верное объя c нение НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется. ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь. ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного. НОЧЬЮ (уехать) – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного. РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.

Слайд 30

Укажите верное объя c нение КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь. БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного. ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. БРУСЬЯ – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука. СЕМЬДЕСЯТ – в середине числительных от 50 до 80 пишется буква Ь.

Слайд 33

Укажите верное объянение (на) БОЧОК – в окончании имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О. С ПЛАЩОМ – в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О. С ВРАЧОМ – в суффиксе имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О. С МЯЧОМ – в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О. БОЛЬШОЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.

Слайд 34

Укажите верное объя c нение (говорил) ТЯГУЧЕ – в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е. Шёпот – в корне после шипящих пишется Ё, потому что можно подобрать однокоренное слово с Е- ШЕПТАТЬ Кумачовый - в окончании имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О. Жонглер - в корне после шипящих пишется О, потому что можно подобрать однокоренное слово с Е Общо - в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква О.

Слайд 35

Укажите верное объя c нение Горячо -в окончании наречия после шипящего под ударением пишется буква О. Холщовый - в суффиксе имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О. Тягучего - в окончании имён прилагательных после шипящих без ударения пишется буква Е. Шорох - в корне после шипящих пишется О, потому что можно подобрать однокоренное слово с Е- ШЕРОХОВАТЫЙ Свинцовый -в суффиксе имён прилагательных после Ц под ударением пишется буква О.

Слайд 36

Дайте верное объяснение написания слова с буквой Ь или без буквы Ь ( Домаш . Задание) после шипящих По волчьему (следу), нарежь, невтерпеж, училищ, беречь, молодежь, кирпич, наотмашь, розыгрыш, тягуч, решаешься, лишь, ружьецо Не после шипящих Восемьсот, стекольщик, барьер, нян_чить , тоньше, больной, просьба, фонарь, пятьдесят, пьедестал

Слайд 37

1. БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных. 2. В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е. 3. (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. 4.ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи. 5. СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

Слайд 38

1. БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-. 2. ПРИБЕЖАТЬ - написание приставки определяется её значением – приближение. 3. ПРЕДЛАГАЮТ - безударная гласная в корне слова непроверяемая. 4. ДОЧЬ - буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного. 5. НА ЦЫПОЧКАХ - в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

Слайд 39

1.В ПРОДОЛЖЕНИЕ (часа) – в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е. 2.КОМАНДОВАТЬ – правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола. 3. ЗАДАЧА – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь. 4.ПРЕДЫДУЩИЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы. 5.ПЯТЬДЕСЯТ – в имени числительном пишется разделительный Ь.

Слайд 40

1. В ПРОДОЛЖЕНИИ (книги) – в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЕ пишется буква И 2.ИЗУМРУДНО-ЗЕЛЁНЫЙ – сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис. 3. ОБЕССИЛИТЬ (противника) – в переходном глаголе II спряжения со значением лишить силы пишется суффикс -И-. 4. СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ – после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква И. 5. ОЛОВЯННЫЙ – НН пишется на стыке корня и суффикса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пунктуационный анализ (задание 5 ОГЭ)

Слайд 2

Задание № 5 представляет собой пунктуационный анализ текста и нацелено на проверку умения применять теоретические знания при расстановке знаков препинания в предложении. В ответе необходимо записать те цифры, на месте которых стоит тот знак препинания, который указан в формулировке задания.

Слайд 3

В вариантах этого задания могут встретиться следующие знаки препинания : запятая; д в ое т оч ие ; тире; кавычки

Слайд 4

Повторим теорию о постановке знаков препинания в простых и сложных предложениях, при прямой речи и цитировании

Слайд 5

Знаки препинания в простом предложении

Слайд 6

Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая ставится: 1.Если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег. 2.Если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: Мал, да удал. 3.Если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни , то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег. 4 . П ри повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег. 5.Если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.: Не только дождик, но и снег. 6. Если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.

Слайд 7

Запятая не ставится: 1.Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег 2.В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др. 3.Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол. Двоеточие ставится: Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины. Тире ставится: Е сли обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом: Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю. Два тире ставится: Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова: Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом. Но возможен вариант: Все произведения писателей : Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

Слайд 8

Знаки препинания при обособленных определениях Определение обособляется: Если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова: Я взял книгу, лежавшую на полке , и отнес ее сестре. Если оно выражено двумя и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова: Цветок, благоухающий и красивый , рос под окном. В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению: Сытый , он отправился гулять. Он, сытый , отправился гулять. Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный .

Слайд 9

Знаки препинания при обособленном приложении Запятыми выделяется: 1. Приложение, относящееся к личному местоимению: Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире. 2. В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному: Звезды, живые цветы неба, горели над нами. 3. Любые приложения, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ: Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике. 4. Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук Тире ставится: Перед приложением, стоящим в конце предложения: Мне не очень нравятся эти цветы – ромашки.

Слайд 10

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Обстоятельство обособляется: В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием. Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять. Обстоятельство не обособляется: 1 . Если деепричастие утратило глагольность : Он читал лежа. 2 . Если деепричастие входит в состав фразеологизма: Работал спустя рукава Обратите внимание! Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая. Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и, вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные) Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

Слайд 11

Знаки препинания при сравнительных оборотах 1.Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются: К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным. 2.Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Честолюбие есть не что иное, как жажда власти . Не ставится запятая : 1. Если союз как имеет значение «в качестве». Он пошел с нами в лес как проводник. 2. 2. Если сравнительный союз входит в состав сказуемого. Она словно ожила.

Слайд 12

3. Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п. , если они употребляются не при сравнении, н апример: Мне пришлось превратиться в рака не более как на час. Меньше чем через минуту прозвенел звонок. 4.Е сли оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: Бледный как смерть. Сидеть как на иголках. Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

Слайд 13

Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения Запятыми выделяются слова и группы слов , ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.: От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. Над ним часто посмеивались, и справедливо. Кроме него, пришло еще пять человек.

Слайд 14

Знаки препинания при обращениях Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами. Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович? Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой. Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов). Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение: ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь: Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

Слайд 15

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях Вводные слова выделяются запятыми, реже тире. Одним словом, оставалось только ждать. Если вводные слова образуют неполную конструкцию (пропущено слово, восстанавли-ваемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий. Вставные конструкции выделяются тире или скобками: Н есмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под мостами мгновенные отблески звёзд в тёмной — не то болотной, не то речной — воде. В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом… Если внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они сохраняются, включая вопросительный и восклицательный знаки в конце вставной конструкции: Всё помню: фонари на шторах… Здесь — рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветный писем ворох, напоминающий — не сжечь! )

Слайд 16

З наки препинания в сложном предложении Запятая в ССП ставится: перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев: Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем. ПРИМЕЧАНИЕ. Между частями ССП иногда ставится тире перед союзом И, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий: Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима. (А.Пушкин) Запятая в ССП не ставится: 1. Если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член На улице ярко светит солнце и поют птицы. 2.Если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных предложения. Кто вы такие и что вам здесь нужно? Да будет свет и пусть скроется тьма! Как мне все нравится и как здесь хорошо!

Слайд 17

Знаки препинания в СПП Придаточная часть может находиться перед главной частью: (...),[...]. (Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями) - После главной части: [...],(...). Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями) - В главной части (разрывать ее): [...,(...),...]. Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми ) Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи: Последовательное подчинение: Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП) Параллельное подчинение: Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице. (запятой отделяется каждая часть СПП) Однородное подчинение: Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами) Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

Слайд 18

Знаки препинания в БСП Запятая ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП. Метель не утихала, небо не прояснялось . Точка с запятой ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля . Двоеточие ставится : 1.Если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО). Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины. 2.Если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Печален я: со мною друга нет. 3. Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что) Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком. Тире ставится: 1.Если вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО) Я смотрел все напряженнее - их все не было. 2.Если в первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ Вышли на обрыв - подуло свежим ветром. 3. Если вторая часть является следствием Он подал знак рукою - все притихли.

Слайд 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Запятая ставится ( между союзами): если придаточное предложение можно изъять или переставить Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой. Запятая не ставится ( между союзами): если нельзя переставить или изъять придаточную часть. Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...

Слайд 20

Знаки препинания при прямой речи, цитировании Слова автора предшествуют прямой речи А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». Прямая речь предшествует словам автора: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/ п ) “П, – а, – п ”. “ Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. “П, – а. – П”. “ Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. “П! – а. – П”. “ Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься” . “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. “П, – а: – П”. “ Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/ а ) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

Слайд 21

Знаки препинания при цитировании Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Эпиграфы , как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками Береги честь смолоду. Пословица Пословица.

Слайд 22

Алгоритм выполнения задания №5 1.Прочтите предложение полностью. 2.Найдите грамматическую( ие ) основу(ы) предложения. 3.Определите тип предложения: ПП, ССП, СПП, БСП. 4.Если предложение сложное, расставьте знаки препинания на границе предложений. 5.Если предложение простое, обратите внимание, чем оно осложнено( однородными членами, обособленными определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами, сравнительными оборотами). 6.Обязательно проанализируйте каждую синтаксическую конструкцию, вспомните правила постановки знаков препинания каждой из них. 7.Расставьте все знаки препинания. 8. Перечитайте ещё раз предложение. 9. Укажите номера тех знаков препинания , которые необходимо поставить в предложении.

Слайд 23

ТРЕНИНГ Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые . За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

Слайд 24

Пояснение. Расставим знаки препинания: За 75 лет,(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей,(4) в печати появились десятки статей,(5) легенд,(6) фантастических и псевдонаучных публикаций,( 7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. 1) и 4) запятые выделяют причастный оборот. 5) и 6) запятые при однородных подлежащих. 7) запятая выделяет причастный оборот. Ответ : 14567.

Слайд 25

Залог успешного выполнения заданий по пунктуации: Умение видеть структуру предложения. Умение производить синтаксический анализ. Умение находить грамматическую основу (грамматические основы) предложения. Знание формулировок пунктограмм . Знание исключений из правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике

Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....

методический материал по подготовке к ЕГЭ

Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...