ЭТИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
статья
Рассматриваются нормативно-правовые аспекты профессиональной этики педагога, основные принципы позитивного общения педагога с обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti_dlya_ns.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Этика в педагогической деятельности: значение и роль
Кернасовская В.В., методист ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района
Этика играет важную роль в педагогической деятельности, поскольку педагог является авторитетом и примером для подражания. Его поведение влияет на взаимоотношения с обучающимися, их родителями, а также на психологический климат в коллективе. Педагог развивает навыки общения и следует профессиональной этике, изучая детскую психологию, методику, педагогику и право.
На сегодняшний день правовые аспекты профессиональной этики педагога регулируются международными документами и нормативными актами, такими как «Конвенция о правах ребёнка» и Рекомендации ЮНЕСКО. Федеральные законы и профессиональные стандарты также определяют обязанности педагогов в отношении правовых, нравственных и этических норм.
Согласно этим документам педагоги должны быть корректными, тактичными и внимательными в общении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть открытыми и доброжелательными для общения. Рекомендуется соблюдать культуру речи и избегать грубости, оскорбительных выражений и реплик.
Неэтичное поведение педагога, такое как несправедливость, обсуждение личной жизни ученика с посторонними людьми или предвзятое отношение, может привести к снижению мотивации, недоверию к педагогу и учебному заведению в целом, отказу посещать занятия.
Хотелось бы отметить, что родители часто оценивают преподавателя через призму восприятия своего ребёнка. Даже небольшие нарушения этикета или несправедливое отношение к ребенку могут негативно сказаться на взаимодействии между преподавателем и семьёй, а также на самом ребёнке.
Предлагаем рассмотреть основные принципы позитивного общения педагога с обучающимся:
- Установление визуального контакта: помогает создать атмосферу доверия и понимания.
- Жестикуляция: жесты должны быть адекватными и соответствовать произносимым словам.
- Диалоговое взаимодействие: предоставление ребёнку права выражать своё мнение и выслушивать ответы на вопросы.
- Уход от упрёков: избегайте негативных эмоций в общении.
- Сохранение вежливости и спокойствия: контролируйте свои эмоции и проявляйте уважение к ребёнку.
- Такт в общении: проявляйте тактичность в комментариях и оценке детской речи и мнений.
- Игровое взаимодействие: используйте игру для формирования личности ребёнка и устранения напряжения.
- Включение фантазии: это поможет сделать процесс общения увлекательным и интересным.
- Проявление эмоций: адекватно реагируйте на поведение и поступки ребёнка, выражайте соответствующие эмоции.
Таким образом, установление доверительных отношений между педагогом и родителями очень важно, но это непростой процесс. Поэтому крайне важно соблюдать педагогическую этику, чтобы избежать отрицательного отношения к учёбе как у ребёнка, так и у его родителей.
Литература:
- Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; — М.: Мысль, 2010.
- Лаврентьева Н. Б, Нечаева А.В. Педагогическая этика. — Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
- Шмырева Н.А., Ткачева О.Н. Основные направления воспитания в современной школе: учебно-методическое пособие / Кемеровский государственный университет, межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. — Кемерово, 2013.
- Яровова Т.В., Сергеева Е.И.// Роль этики в профессиональной деятельности педагога / Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Под редакцией Е.И. Артамоновой. 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».
Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...
Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения
А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...
Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности
Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности...
Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.
Статья о роли взаимодействия музыкальных структур различного уровня и направлений в деле музыкального просветительства молодежи...
Стендовый доклад-презентация на тему "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"
Презентация к статье "Значение и роль просветительской деятельности музыканта на современном этапе"...
Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией
Дата проведения: 2 ноября 2015г. Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль...
Значение личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности
Выступление на районной августовской конференции...