Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности
материал на тему

Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kompyuternyh_tehnologiy_v_deyatelnosti_uchitelya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль компьютерных технологий в деятельности учителя

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность - система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности учителя является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. Иногда ученики не в полной мере владеют основными программными продуктами Microsoft, однако легко составляют программы, например, для решения математических и физических задач. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.

Опыт применения ИКТ показал:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Современное образование таково, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает[1] с каждым учебным годом. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки, получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету.

Поэтому на современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Овладение навыками использования компьютерных технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

Компьютер универсален. При работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

Базовые ИКТ технологии

21 век – век новых информационных технологий, книга перестала быть главным источником информации.

Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Информатизация – это важнейшее направление модернизации системы образования, это процесс технологического оснащения школы, широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Для эффективной реализации ИКТ в обучении необходимы 3 основных компонента: аппаратно – программный базис, подготовленный преподаватель, электронные учебные материалы.  

Обновление информации происходит настолько стремительно, что справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам, а книге не хватает оперативности. Интернет объединяет человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети интернет, можно получить практически любую информацию.

Проводимые опросы показали, что более 90% учеников для получения дополнительной информации пользуются интернетом, используют электронные книги и учебники. Начало 21 века отмечено бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства.

Ключевым моментом формирования базовой ИКТ- компетентности является освоение учителем информационно – коммуникационных технологий общего назначения, опыт использования которых должен осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально - ориентированных компонентов образовательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе уже имеющейся.

Например, вы пишите доклад с помощью компьютера, при этом используете информацию, которую нашли в сети интернет в ранее написанных работах по данной теме у других авторов. Чтобы ваш доклад был авторским нужно переработать найденную информацию и кроме нее включить в текст собственные мысли. Современные программы позволяют проверить вашу работу на уникальность, тем самым определить вашу роль в написании работы, чтоб дать вам объективную оценку.

Наш курс направлен на обучение учителя –предметника. Перед вами стоит задача овладения базовой компетентностью в сфере ИКТ, то есть некоторым минимумом знаний, умений и навыков, который обеспечивает достаточно уверенное владение соответствующими технологиями (базовая ИКТ-подготовка, базовая ИКТ-компетентность).

Базовая подготовка - базовая ИКТ-грамотность - получение основных знаний в области информационно-коммуникационных технологий, на которых впоследствии строится профессиональная деятельность специалиста.

Базовая ИКТ-компетентность — понятие гораздо более широкое, чем простая ИКТ-грамотность, это не только овладение базовыми навыками, но и умение творчески применять эти навыки.

Профессиональная направленность образования и самообразования учителя-предметника стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности, необходимый в учебном процессе.

Перечень компетенций учителя-предметника образовательного учреждения в сфере ИКТ включает в себя следующие моменты:

Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.

Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации федеральных целевых программ.

Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.

Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательного пространства как файловой системы, основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

а)   вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования;

б)   подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы,

типовыми приемами работы с инструментами векторной графики;

приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов);

в) приемами построения графиков и диаграмм;

г) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).

Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:

а) приемами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и на веб-страницах;

б) приемами вывода изображений на печать, записи на CD.

Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

а) приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями;

в) приемами работы с файловыми архивам.

Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает:

а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;

б) наличие представлений о структуре веб-страницы;

в) владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта —файловой системы;

г) владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в  Интернете.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности школьников

Описание использования компьютерных технологий на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Пример исследовательского проекта ученика, в котором отражены все этапы ученического проектирован...

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....

Роль компьютерных технологий в образовательном процессе.

Анализ современных информационных источников и практический личный опыт показал, что на данном этапе развития образовательного процесса и государство, и общественность в лице педагогов и родителей про...

Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы

В статье говорится о роли компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы....

Роль компьютерных технологий на уроках французского языка

Роль компьютерных технологий на уроках французского языка...

Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы

Интенсивно развивающиеся в настоящее время педагогические  технологии  во многом связаны с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, поскольку именно комп...