Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности
материал на тему
Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kompyuternyh_tehnologiy_v_deyatelnosti_uchitelya.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль компьютерных технологий в деятельности учителя
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность - система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.
Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности учителя является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. Иногда ученики не в полной мере владеют основными программными продуктами Microsoft, однако легко составляют программы, например, для решения математических и физических задач. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.
Опыт применения ИКТ показал:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Современное образование таково, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает[1] с каждым учебным годом. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки, получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету.
Поэтому на современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Овладение навыками использования компьютерных технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Компьютер универсален. При работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.
Базовые ИКТ технологии
21 век – век новых информационных технологий, книга перестала быть главным источником информации.
Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Информатизация – это важнейшее направление модернизации системы образования, это процесс технологического оснащения школы, широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Для эффективной реализации ИКТ в обучении необходимы 3 основных компонента: аппаратно – программный базис, подготовленный преподаватель, электронные учебные материалы.
Обновление информации происходит настолько стремительно, что справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам, а книге не хватает оперативности. Интернет объединяет человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети интернет, можно получить практически любую информацию.
Проводимые опросы показали, что более 90% учеников для получения дополнительной информации пользуются интернетом, используют электронные книги и учебники. Начало 21 века отмечено бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства.
Ключевым моментом формирования базовой ИКТ- компетентности является освоение учителем информационно – коммуникационных технологий общего назначения, опыт использования которых должен осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально - ориентированных компонентов образовательной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе уже имеющейся.
Например, вы пишите доклад с помощью компьютера, при этом используете информацию, которую нашли в сети интернет в ранее написанных работах по данной теме у других авторов. Чтобы ваш доклад был авторским нужно переработать найденную информацию и кроме нее включить в текст собственные мысли. Современные программы позволяют проверить вашу работу на уникальность, тем самым определить вашу роль в написании работы, чтоб дать вам объективную оценку.
Наш курс направлен на обучение учителя –предметника. Перед вами стоит задача овладения базовой компетентностью в сфере ИКТ, то есть некоторым минимумом знаний, умений и навыков, который обеспечивает достаточно уверенное владение соответствующими технологиями (базовая ИКТ-подготовка, базовая ИКТ-компетентность).
Базовая подготовка - базовая ИКТ-грамотность - получение основных знаний в области информационно-коммуникационных технологий, на которых впоследствии строится профессиональная деятельность специалиста.
Базовая ИКТ-компетентность — понятие гораздо более широкое, чем простая ИКТ-грамотность, это не только овладение базовыми навыками, но и умение творчески применять эти навыки.
Профессиональная направленность образования и самообразования учителя-предметника стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности, необходимый в учебном процессе.
Перечень компетенций учителя-предметника образовательного учреждения в сфере ИКТ включает в себя следующие моменты:
Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации федеральных целевых программ.
Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательного пространства как файловой системы, основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
а) вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования;
б) подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы,
типовыми приемами работы с инструментами векторной графики;
приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов);
в) приемами построения графиков и диаграмм;
г) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).
Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
а) приемами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и на веб-страницах;
б) приемами вывода изображений на печать, записи на CD.
Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
а) приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями;
в) приемами работы с файловыми архивам.
Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает:
а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
б) наличие представлений о структуре веб-страницы;
в) владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта —файловой системы;
г) владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.
Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...
Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности школьников
Описание использования компьютерных технологий на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Пример исследовательского проекта ученика, в котором отражены все этапы ученического проектирован...
Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ
Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/ учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....
Роль компьютерных технологий в образовательном процессе.
Анализ современных информационных источников и практический личный опыт показал, что на данном этапе развития образовательного процесса и государство, и общественность в лице педагогов и родителей про...
Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы
В статье говорится о роли компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы....
Роль компьютерных технологий на уроках французского языка
Роль компьютерных технологий на уроках французского языка...
Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы
Интенсивно развивающиеся в настоящее время педагогические технологии во многом связаны с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, поскольку именно комп...