Значение личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности
методическая разработка
Выступление на районной августовской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_lichnostno-orientirovannogo_podhoda_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа №3»
Доклад на августовскую конференцию учителей Лаганского района.
Значение личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности
Атешев Юрий Зельданович Учитель физической культуры МКОУ «Лаганской общеобразовательной школы №3»
г.Лагань
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе .Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств Во- первых Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного ,сколько ярко индивидуального дозволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во —вторых , психологи отмечают ,что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность ,а это, в свою очередь , требует от педагогов и методов во взаимодействии с учащимися. В третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Для этого необходимо систематизировать уже накопленные исследования и практиками знания о данном подходе. Значит, настало время ответить на следующие вопросы:
- Что такое личностно ориентированный подход?
- Чем отличается от традиционных подходов?
- Из каких компонентов он складывается?
Правильно ответить даже на первый вопрос нелегко, хотя частично ответ содержится в самом вопросе. Как ни покажется банальным, личностно ориентированный подход- это прежде всего подход. Он стоит в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами. Тогда следует определить ,что такое подход вообще. Изучение педагогической литературы не позволило в полной мере выяснить ,что же все-таки педагоги —исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Это обстоятельство заставило обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использовать педагогической наукой и практикой. Философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с такой ориентацией человека, при которой преобразования рассматриваются как система. В большинстве случаев человеческая деятельность строится на основе не одной , а нескольких ориентации, которые должны быть не взаимно исключающимися, а дополняющими друг друга. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация всегда является
приоритетной, благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека. Большинство исследователей считают, что подход включает в свой состав три основных компонента.
7. Основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования.
- Принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности.
- Приемы и методы построения процесса познания или преобразования.
Опираясь на воззрения философов, дадим определение личностно ориентированного подхода. Личностно ориентированный подход- это методологическая ориентация в педагогической деятельности ,позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само строительства ц самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
В сформулированном определении мы попытались отразить сущность личностно ориентированного подхода и выделить наиболее важные его аспекты, такие, как:
- личностно ориентированный подход является, прежде всего ориентацией а педагогической деятельности;
- он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- данный подход связан с устремлениями педагога, содействовать развитию индивидуальности учащегося.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующее:
-индивидуальность- неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт ,отличающее их от других индивидов и человеческих общностей; -личность- постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
-самоактуализированная личность- человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
-самовыражение- процесс и результата развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
-субъект- индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
/
-субъектностъ -качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
-Я-концепция- осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
-выбор- осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
-педагогическая поддержка- деятельность педагогов по оказанию превентивной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением.
Принципы личностно ориентированного подхода.
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных,
коммуникативных, художественных физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога- это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка ил взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
Принцип доверия и поддержки .Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного
г-
процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
Следующая составляющая - технологическая. Она включает в себя наиболее соответствующие данной ориентацией способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода ,по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как :
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- представление учащемуся необходимого пространства, свобода для принятия самостоятельных решений, творчества ,выбора содержания и способов учения и поведения.
- Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников,как полагает Т.В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А.П.Тряпицына считают метод создания ситуации успеха средством личностно ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методологические разработки ТВ.Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.
- Наличие у педагога представлений о сущности строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Активизация мыслительной деятельности.
Задания для развития логического мышления у учеников в ходе обучения, активизация учебной деятельности. Основной целью современной школы становится принцип не «заставить выучить», а «помочь разви...
Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Актуальный педагогический опыт, обобщен на муниципальном уровне в 2010г....
Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности социального педагога
Развитие современного общества требует формирование в ребенке больше индивидуального, развития личностных особенностей. Формула личносто0ориетированного подхода: "Индивидом рождаются. Личностью станов...
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...
Статья «Личностно-ориентированное обучение как один из современных подходов в педагогической деятельности в свете реализации ФГОС»
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегос...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....