Двигательная активность, как необходимое условие развития всесторонней личности
материал (5 класс)
Методические рекомендации по организации и проведению игр спортивно- туристической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура-одна из основных частей учебно - воспитательного процесса в образовательной организации. Будучи хорошо и правильно поставленной, она поможет школе воспитать обучающихся в духе любви к Родине и преданности своей стране, вырабатывать у детей положительные качества характера и навыки должного поведения; в то же время физическая культура, как самостоятельная школьная дисциплина, сумеет обеспечить решение некоторых, только ей свойственных задач:
-заложить основы всестороннего физического развития, укрепить здоровье и физически закалить детей;
- развивать ловкость, меткость, скорость, выносливость, быстроту ориентировки, решительность, инициативность и умение действовать в коллективе (группе, команде);
-создать привычку к ежедневным физическим упражнениям, вызвать интерес и любовь к играм, гимнастике, лыжам, легкой атлетике;
-привить необходимые санитарно-гигиенические навыки при занятиях физическими упражнениями.
Успешно разрешить проставленные задачи возможно только тогда, когда в дополнение к урокам физической культуры будет систематически проводиться ещё ряд мероприятий, например гимнастика до занятий, физкультминутки, игры на переменах, прогулки, а также будет обращено должное внимание на занятия с кружком физической культуры, на проведение простейших игр и спортивных упражнений на спортивной площадке, туристско-ориентированных игр на местности, прогулок и походов, спортивных соревнований, выступлений, массовых игр – состязаний на праздниках и мероприятиях.
Весь этот комплекс занятий гимнастикой, играми с элементами спорта, имеющий большое воспитательное и оздоровительное значение и повышающий качество работы по физической культуры.
Учитель физической культуры с разрешения администрации образовательного учреждения, может привлечь к себе для помощи при занятиях с детьми гимнастикой до занятий, при прогулках, играх и других внеклассных мероприятиях лиц из учительского персонала, а также и обучающихся старших классов.
Учитель физической культуры обязан поддерживать постоянную связь с врачом, советуясь с ним по вопросам физической нагрузки обучающихся на занятиях и направляя к нему для осмотра обучающихся, сомнительных по состоянию здоровья, так как право освобождения от физической культуры принадлежит только врачу.
Существенную помощь школе при проведении прогулок, игр в выходные и внеклассные мероприятия, на каникулах могут оказать родители (законные представители) обучающихся.
Проводя с обучающимися внеклассную работу, следует уделять большое внимание воспитанию актива из среды школьников. Надо приучать детей оказывать помощь учителю физической культуры, давая некоторым из них различные задания, начиная с самых простых. Таким путем дети постепенно будут развивать организаторские способности, больше заинтересовываться занятиями и втягиваться в физкультурно- оздоровительную деятельность, становясь в конце концов хорошими помощниками учителя физической культуры. При этом очень важно, чтобы помощники приучались проявлять всегда собственную инициативу и самостоятельность, помогать товарищам, отстающим, умели организовать работу по поддержанию в чистоте спортивной площадки, умели производить мелкий ремонт и поделку спортивного инвентаря, следили, чтобы на занятиях все соблюдали санитарно- гигиенические навыки.
Вся спортивно- оздоровительная работа должна основываться на заинтересованности детей и на привлечении их к самодеятельности; но это, конечно, не значит, что они должны быть предоставлены самим себе; наоборот, этот участок работы требует не менее квалифицированного руководства, чем проведение учебных занятий. Внеклассные мероприятия должны приучать детей к дисциплине, требовать от них подтянутости в поступках и поведении, точного и четкого выполнения распоряжений учителя физической культуры и других учителей.
В занятиях следует удовлетворять и развивать стремление детей к патриотизму, романтике, широко используя для этого игры на местности, рассказывая о доблести и мужестве физкультурников и спортсменов на полях битв Великой Отечественной войны.
Не следует упускать из вида богатейшие возможности, таящие в использовании игр, прогулок, походов, стараясь знакомить с особенностями родного края, окружающей природы, постепенно прививая обучающимся простейшие, жизненно-необходимые навыки, полезные для туриста.
Учитель физической культуры должен широко использовать соревновательные элементы в играх, развивающие у детей интерес к борьбе, к преодолению трудностей и вызывающие чувство долга, заставляющие выручить товарищей из затруднительных положений. Полезно преднамеренно ставить детей в затруднительные положения. Чтобы они практиковались самостоятельно находить правильные выходы, получая одновременно с этим хорошую физическую тренировку и закалку.
Обучающихся следует воспитывать так, чтобы они не зазнавались при победах и не унывали при поражениях.
В настоящее время в школах не достаточно широко используются туристско-оздоровительные, спортивно-ориентированные игры на местности, которые призваны создавать детям разумный и полезный отдых, способствующий их физическому развитию и закалке, являющиеся важной составляющей воспитания подрастающего поколения.
Туристско-оздоровительные спортивно-ориентированные игры на местности содействуют:
-развитию способностей «видеть», «слышать», «запоминать» и иcскуства скрытно передвигаться, маскироваться, ориентироваться в условиях естественной обстановки;
-выработке самостоятельности поведения на местности, бесстрашия, сплоченности, физической тренировке и закалке;
-закреплению и проверке знаний и навыков, полученных на уроках физической культуры.
Со школьниками 2-4 классов проводятся элементарные игры, которые носят характер отдельных заданий, выполняемых в соревновательном порядке. Учащимся среднего звена можно предложить более сложные, комбинированные игры, в содержание которых одновременно входит несколько задач в различных вариантах. Для старших обучающихся проводятся не только игры на местности, но и целый комплекс мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания. Это и встречи с ветеранами, походы по местам боевой и трудовой славы, шефство над семьями погибших воинов и инвалидов, различные сборы и экскурсии.
При проведении игр с обучающимися 2-4 классов, спортивная площадка должна быть оборудована должным образом. Летняя площадка, защищена от ветров хвойными насаждениями, может быть приспособлена и для зимних игр. На зимней площадке можно проводить почти все игры, исключая те, в которых одни бегают, а другие стоят некоторое время без движения; для зимнего сезона не подходят также игры с волейбольным мячом и игры с прыжками. Этот изьян искупается тем, что существуют специальные игры: «Лисья тропинка», «Снежная змея», «Лунки», «Три ямки», «Котел», «Снежный тир». Из упражнений и игр на коньках можно рекомендовать следующие: «Змейка», «Гонки с обручем», «Пистолет», «Ласточка», «Поезд», Гонка городков.Катание на санках с горы, ледянках и лыжах. Примеры игр на лыжах с горы: «Под препятствием», «возьми флажок», «Ворота»
Игры на местности для обучающихся среднего возраста организуются в походах и в порядке самостоятельных массовых внеклассных мероприятий: «По следам», «Невидимка», эстафета «морзисты», «Оборона и нападение», «Не давай соединиться, «Разведка в походе».
Игры старшего возраста напоминают организацию военно-спортивной игры «Зарница», носят прикладной характер и направлены на общую подготовку. Она включает строевую, физическую, туристическую и гражданскую оборону.
Игры можно проводить как односторонние, так и двусторонние. Другая сторона обозначает отсутствующего «противника». Для этой цели выделяются и готовятся специальные команды детей. Команды занимают отведенные им позиции и действуют по указанию руководителя игры.
Наиболее живо и интересно проходят двусторонние игры. Каждая сторона носит ясно видимые знаки отличия (ленты на головном уборе, знак на груди, повязка на рукаве). Снимать знаки отличия сторон и прикреплять знаки другой стороны во время игры запрещается. Отличительные знаки сообщаются до начала игры всем участникам. Во время игр не следует допускать эпизодов, вызывающих физическую борьбу участников, пользоваться предметами, могущими нанести травму. В зимние время надлежит позаботится о том, что не допустить переохлаждения и обморожения детей. Возникает необходимость создания в районе проведения игр пункт обогрева, требуется усиленный врачебный надзор. Участок местности, выбранный для игры, ограничивается хорошо видимыми ориентирами ( дорога, проселок, опушка леса, населенный пункт). На местности, выбранной для игры, не должно быть участков, могущих привести к несчастным случаям. Если же они имеютс, подходы к ним ограничиваются и о расположении их заранее сообщается участникам игры. Выход участников игры за пределы установленного района запрещается. Примерные темы и содержания игры могут быть:
-марш колонн по маршрутам и азимутам на среднепересеченной местности;
-преодоление простейших искусственных и естественных препятствий и заграждений;
-поддержание постоянной связи на месте и в движении, умение пользоваться сигналами, составлять, быстро и скрытно передавать донесения и приказы;
-использование индивидуальных средств защиты;
-оказание помощи «пострадавшим»;
-расположение на месте биваком с соблюдением мер безопасности и санитарных норм.
Разумеется, что не все они могут быть включены в одну игру. Руководитель выбирает те, которые соответствуют уровню подготовки обучающихся и задачам, стоящим перед игрой. Надо стремиться, чтобы в игре участвовали все и она была увлекательной, учить действовать инициативно, скрытно, внезапно. Подготовка игры проводиться по плану, в ней участвуют все привлеченные к игре посредники, а также участники игры. Руководитель и посредники должны вести игру, активно, но не подменять командиров, сохраняя спокойствие и выдержку, путем вводных настойчиво добиваться достижения поставленных целей. Они должны учитывать все положительные и отрицательные моменты в действиях играющих и обьективно оценивать их. Подведение итогов имеет большое воспитательное значение.При разборе руководитель дает оценку за организованность и дисциплину, за согласованность действий, за хорошую подготовку к игре, указывает, что именно привело к победе одних и неудаче других, останавливается на положительных и отрицательных действиях сторон, обобщает высказывания играющих, обосновывает присуждение победы той или иной команде.
Вот несколько вариантов игр, но каждый может быть изменен и дополнен в зависимости от местных условий: «Измерь расстояние», «По следу», «Кто лучший разведчик», «Поиски пакета», « Борьба за флаг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"
Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...
Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...
Развитие межкультурной коммуникации и вовлечение учащихся международные проекты- необходимое условие воспитания нравственной личности.
Развитие кругозора, осознание своего места в мире, который становится все более «тесным», выдвигают требования межкультурной интеграции. Владение иностранным языком является тем необходимым условием, ...
"Единство воспитания и обучения - необходимое условие развития личности учащегося"
Когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается систем...
Проект: «Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития двигательной активности подростков в условиях Севера»
Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точек планеты. Сегодн...
Двигательная активность как основной фактор развития человека
Одним из основных факторов гармоничного развития ребёнка является его физическая активность, которая включает в себя определённые двигательные навыки и качества, которые получает ребёнок в ходе освоен...
Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника
В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в нашем образовательном учреждени...