Проект: «Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития двигательной активности подростков в условиях Севера»
проект по физкультуре

Вольф Марина Владимировна

    Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точек планеты. Сегодня нужно говорить не об инвестициях в оздоровлении, а об использовании и развитии природных задатков ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  Алданский лицей муниципального образования «Алданский район» РС(Я)  

Республиканский дистанционный конкурс исследовательских проектов среди учащихся 10-11 классов

Тема:

«Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития

двигательной активности подростков в условиях Севера»

Выполнила: Зоркальцева Мария

Владиславовна

ученица 11 «а» класса

Руководитель: Вольф Марина Владимировна,

учитель физической культуры

Алдан, 2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Физическое развитие и физическая подготовленность детей и подростков……………………………………………………………………………………...4

Глава II. Влияние двигательной активности на физическое развитие и

физическую подготовленность детей и подростков………………………….......................6

Заключение……………………………………………………………………………………10

Литература…………………………………………………………………………………….11

Приложение…………………………………………………………………………………...12-14

Вступление

            Актуальность нашей работы в том, что отсутствие оптимального объема двигательной активности приводит к ухудшению состояния здоровья детей, что в свое время сказывается на умственной работоспособности.

Как сделать, чтоб ученье в пользу шло.

Гармония нужна, здесь нет сомненья.

От умственной нагрузки под крыло

Физических активных упражнений!

        Цель: Доказать зависимость уровня физической активности при введении дополнительного оздоровительного урока по плаванию.

Задачи:

 1. Выявить возрастную динамику показателей физического развития                        

       абсолютных значений погодовых приростов;

   2. Определить уровень физической подготовленности пловцов и  

       школьников 12-15 лет;

 3. Провести сравнительный анализ данных показателей.

  Объект исследования: уровень физического развития учащихся и пловцов 12-15 лет.

  Предмет исследования: динамика уровней физического развития учащихся 12-15 лет; факторы, влияющие на увеличение двигательной активности.

  Методы исследования:

1. Антропометрия;

2. Тестирование функциональных показателей физической                                                   подготовленности;

3. Методы математической обработки данных;

4. Методы наблюдения.

Введение

Физические упражнения могут

заменить множество лекарств,

но ни одно лекарство не заменит

                                                                                физических упражнений.

Физиолог Анджело Моссо.

    Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точек планеты. Сегодня нужно говорить не об инвестициях в оздоровлении, а об использовании и развитии природных задатков ребенка.

    Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда  удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

   Природа, если говорить строго научно, через специфические физиологические механизмы (в частности утомление) сама регулирует темпы движений и их количество, поэтому бояться перегрузки надо в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для нормального развития детей.

   Двигательный опыт – это, по существу, многочисленные вариации движений, в основе которых обратные акты, связанные в определенном порядке в новое действие. Физическая активность – это уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств.

   В работе многих физиологов и педагогов подчеркивается, что такое движение является свидетельством интеллектуальной работы мозга. Поэтому умение ребенка правильно выполнять движения – косвенный показатель его умственного развития.

   Великий врач древности Авиценна образно сказал, что человек, умеренно и последовательно занимающийся упражнениями, не нуждается ни в каком лечении.

Глава I. Физическое развитие и физическая подготовленность детей и

подростков.

Одной из основных проблем педагогической науки и практики является поиск наиболее эффективных путей совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста.

Двигательная деятельность, в особенности движения рук, является одним из необходимых условий нормального развития мозга, его речевой функции. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов.

Проблематика состояния здоровья и снижения его уровня всегда была актуальна в условиях Севера.

Север неравноценен по комфортности с условиями жизни других регионов страны. Районы Севера рассматриваются как экологически неблагоприятные районы с точки зрения экологосредовых и климатогеографических исследований. Уровень развития социальной сферы на Севере компенсирует негативное воздействие региональных факторов на условия жизнедеятельности и здоровье.

Недостаток физической нагрузки ведет к нарушениям в развитии организма: ухудшается деятельность центральной нервной системы, снижается работоспособность, нарушается обмен веществ, что, в свою очередь, ведет к избыточному или недостаточному весу и, как следствие, - к развитию различных заболеваний.

Ведущее место в укреплении здоровья молодежи принадлежит системе физического воспитания и знаниям оздоровительной направленности. Совершенно очевидно, что неоспоримым фактором является и то, что оптимальная физическая нагрузка вызывает в организме положительные реакции, оптимизирующие функциональное состояние систем организма.

Организм человека – сложная система, и большое значение для его развития имеет двигательная активность в виде различных физических упражнений.

Физические упражнения благотворно влияют на функции центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов и, в конечном результате, на умственную деятельность. Вот почему учащиеся, постоянно занимающиеся спортом, лучше успевают по общеобразовательным предметам.

Спортсмены не боятся резких охлаждений, меньше болеют простудными заболеваниями, в том числе ангинами и гриппом. Вследствие этого реже пропускают занятия, что также положительно отражается на успеваемости. Важно, что под влиянием физических упражнений повышается устойчивость организма к перегреванию, переохлаждению, укачиванию, шуму и вибрации, влиянию различны токсических веществ.

Физические упражнения в подростковом возрасте весьма важны для обеспечения гармонического физического развития. Они активизируют психические процессы, стимулируют рост, способствуют укреплению костей и развитию мускулатуры, повышает силу и эластичность мышц, их способность к расслаблению и сокращению, формируют правильную осанку и предупреждают деформации позвоночника и стопы, улучшая ее внешний вид.

Антропометрические показатели у учащихся - спортсменов значительно выше, чем у их не занимающихся физкультурой сверстников. Это, в свою очередь, сопровождается более быстрым равномерным развитием функциональных систем организма, в частности кровообращения и дыхания. Последнее особенно существенно в связи с отмечающимся в настоящее время явлением акселерации – ускоренным развитием организма, сопровождающимся часто диспропорциями между показателями физического развития и развитием внутренних органов.

У спортсменов увеличивается объем грудной клетки, становится более глубоким вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует лучшему снабжению нервной системы и особенно головного мозга кислородом. Это также сказывается на умственной работоспособности.

 Но отмечается ухудшение общего состояния здоровья большинства учащихся школ, снижение резервных сил организма. Незрелые телесно и психически, молодые люди способны родить еще более ослабленное потомство.

 В последнее время в нашей стране получило широкое распространение -  образование по выбору. Появились нетрадиционные формы общеобразовательных учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи), созданы образовательные комплексы, типа: «детский сад – начальная школа»; «детский сад – гимназия» и т.п.

Одной из важнейших задач этих образовательных учреждения является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это тем более необходимо, что вследствие падения экономического благосостояния народа, несоответствия условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям детей и подростков состояние их здоровья значительно ухудшилось.

Глава II. Влияние двигательной активности на физическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков.

  Понятие «физические, или двигательные качества» объединяет стороны моторики человека, проявляющиеся в одинаковых движениях, требующих одинаковых проявлений психики и имеющие один и тот же измеритель.

  В теории и практике физической культуры выделены основные физические качества:

  • Сила;
  • Гибкость;
  • Ловкость;
  • Выносливость;
  • Быстрота.

   Эти качества могут развиваться в большей или меньшей степени параллельно, как нерегулируемым естественным путем во время движения в повседневной жизни, так и иметь целенаправленное развитие определенных, более характерных для данного ребенка качеств при правильно разработанном комплексе упражнений.

   Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

   Спорт высших достижений – удел очень многих. Известно, что между этим спортом и хорошим здоровьем нет прямой связи. Именно поэтому роль учителя физической культуры в школе очень значима, ведь он может показать доступно большинству своим примером, ведя школьников иногда – к высоким спортивным достижениям, всегда – к здоровой, а значит полноценной жизни. Для этого он должен научить правильному, в полном смысле слова «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие человека.

    Физическое развитие – это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма человека. В ходе развития можно выделить три фразы: повышение его уровня, относительная стабилизация и постепенное снижение физических возможностей человека. Наиболее бурное развитие приходится на дошкольный и младший возраст, но продолжается в течение всего периода обучения в школе. Физическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является закон единства развития организма и среды. Применительно к школьникам следует учитывать условия учебы, труда и самостоятельной работы, организации досуга. Все это сказывается на физическом развитии детей.

   Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый ученик. Но каждый может хорошо развить себя физически при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий.

   В исследованиях, которые проводились в СОК «Энергетик», приняли участие юные пловцы (мальчики и юноши) 12-15 лет и учащиеся 7-10 классов лицея.

 

Результаты исследований.

   На протяжении периода с 12-15 лет тотальные размеры тела увеличиваются у детей обоих групп, но их абсолютные значения во всех возрастных группах больше у пловцов. Весоростовой индекс также оказался больше у пловцов.

   Сравнение других показателей выявило следующее: пловцы имеют большие силовые возможности, о чем говорят различия в величине показателей абсолютной становой силы, которые больше у пловцов во всех возрастных группах. Занятия плаванием позволяют хорошо развивать дыхательную систему: показатели ЖЭЛ у пловцов за весь период увеличивается в 2, 3 раза, в то время как у школьников в 1,8-2 раза. Величина жизненного индекса как интегрального показателя у пловцов больше, что позволяет им выполнить большой объем физической работы.

   Различия обнаружены также в величине обхватных размеров плеча и предплечья, большие абсолютные значения, которые демонстрируют пловцы 14-15 лет.

   Хорошо развитые мышечные группы верхних конечностей и туловища вносят существенный вклад и в общее количество мышечной массы.

   Таким образом, юные пловцы к 15 годам имеют лучший уровень физического развития по сравнению со школьниками: у детей, занимающихся плаванием, показатели физического развития достоверно отличаются от показателей физического развития (их увеличение происходит в период естественного роста детей – пубертатный период). Особое внимание в этот период нужно обратить на гетерохронность изменения различных показателей. По данным  величины приростов можно судить о возрасте, в котором их изменение происходит более интенсивно.

   Так, при анализе динамики приростов длины тела  обнаружены их пики у пловцов в    14-15 лет и у школьников в 15 лет; увеличение массы тела у пловцов происходит в 13-15 лет, у школьников в 14 лет. Характерно также, что абсолютные величины приростов у пловцов больше.

   Максимальный прирост силовых показателей у пловцов отмечен в 15 и 16 лет, у школьников в 16 лет. Большие абсолютные величины приростов почти всех показателей зафиксированы у пловцов.

   Можно говорить, что у них процессы роста происходят более интенсивно.

   Для оценки уровня двигательной подготовленности нами использовались тесты и контрольные нормативы по программе «Эрэл».

   Отдельно для каждого тела по всем возрастным группам определилось количество результатов: низкий, средний, высокий.

   Затем выявилась возрастная динамика результатов по каждому из предложенных тестов, соответствующая разным уровням подготовленности.

   По результатам большинства тестов («бег на 60 м.», «прыжок  в длину», «подтягивание»)  двигательная подготовленность пловцов была высокой, у школьников средняя и низкая.

   В качестве примера приведем результаты тестов с наибольшими различиями в уровне подготовленности пловцов и школьников.

   Рассмотрим тесты: бег на 1500 м. и подтягивание на перекладине, в которых у школьников выявлена ухудшающая динамика (с увеличением возраста результаты ниже среднего уровня).

   Полученные данные, вероятно, можно объяснить объемом двигательной активности, который у школьников на протяжении возрастного периода 12-15 лет меньше по сравнению с пловцами.

   Одна из важнейших причин, которая способствует сохранению нормального уровня физического развития, - должный объем физической активности.

   Отмеченная в нашем исследовании ухудшающаяся динамика показателей физического развития школьников дает яркую картину снижения уровня физического развития современных школьников в условиях Севера.

Заключение.

   Только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека. Исследования привели к следующим выводам. В ходе эксперимента мы:

  •  Выявили возрастную динамику показателей физического развития пловцов и школьников 12-15 лет абсолютные значения, величины погодовых приростов, возрастные зоны наибольших темпов процесса;
  • Установили достоверные различия в уровне физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-15 лет (наибольшее различие отмечается в старшем школьном возрасте), что определяется объемами двигательной активности, предусмотренными программами.

   Опираясь на мнение авторитетных авторов, мы пришли к выводу, что традиционные способы малоэффективны и поэтому должны быть инновационные подходы к модернизации физического развития.

   Мы считаем, что введение оздоровительных тренировок по плаванию ведет к повышению устойчивости организма к перегреванию, переохлаждению, также влияет на центральную нервную систему. Мы предложили администрации, чтобы с нового учебного года был введен дополнительный оздоровительно-тренировочный урок во всех классах.

   Таким образом, жизнь каждого школьника должна быть интересной, наполненной разными движениями и спортивными играми, эмоционально насыщенной, чтобы появилось убеждение в необходимости вести здоровый образ жизни.

Утверждают, что жизнь наша - игра

Все играют – актеры, спортсмены и дети,

Но уходит тихонько игра со двора,

Умещаясь компактно в компьютерной сети.

Все логично. Компьютер, файл, сайт, Интернет…

Век другой – актуально, сомнения нет!

Преломляя игру сквозь компьютерный след,

Верим, вырастут новый Сабонис,

Новый Едешко, новый Белов

Вы не против? Я тоже, конечно же, нет!

Литература

1. Бальсевич В.К. физическая активность человека. Здоровье, 1987 г., стр.224

2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов-М; ФИС, 1986 г., стр. 1191

3. Година Г.З. Некоторые тенденции роста и соматического развития московских школьников за последние десятилетия (Вопросы антропологии: научные статьи и материалы) – М; МГУ 1988 г., стр. 39-48

4. Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников.

II физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996 г., стр.6-9

5. Лях В.И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков.

II физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002 г., сб. 1, стр.10

6. Тобакова Е.А. Физическое развитие с разным объемом двигательной активности

II физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

7. Филимонова С.И. Теория и практика физической культуры. 2004., стр. 250

                                           

Прирост жизненный Объем Легких (мл)                                              

Пловцы

2500

3300

3600

4500

Обычные

2200

2900

3400

4000

 

Физические показатели в %

                         

Пловцы

60

90

58

68

Обычные

50

60

80

43

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные критерии проведения занятия по плаванию в группах детей дошколного возраста. Освещается важность проблеммы укрепления здоровья подрастающего поколения....

Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...

Доклад на тему Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении....

Презентация: "Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ".

Презентация на тему" Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ". Для методического объединения....

Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся....

Развитие социальной активности подростков в условиях ЦССВ.

Потребность в социальной активности — одна из острейших проблем подросткового возраста. Как справедливо писал Е. А. Аркин, «когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда вспл...