Рекомендаии родителям по здоровьесбережению детей с ОВЗ
консультация
Рекомендаии родителям по здоровьесбережению детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendaii_roditelyam_po_zdorovesberezheniyu_detey_s_ovz.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 344 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 344 г. Челябинска»)
ИНН 7448025699 КПП 744801001
Юр. Адрес 454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 63 тел.: 7411874, 7403732
Картотека игр по здоровьесберегающим технологиям детей с ОВЗ
Составила
Учитель – дефектолог:
Летунова Н.С..
Г. Челябинск 2024
Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Выделяется несколько компонентов здоровья :
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним. Таким образом, возрастает потребность реализации педагогами технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми.
Цель здоровьесберегающих технологий в образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей обучающемуся самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
В настоящее время на занятиях реализуются следующие здоровьесберегающие технологии :
1. Сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, (минутки, релаксация, подвижные и спортивные игры);
2. Эстетической направленности ( гимнастика: пальчиковая, язычковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая);
3. Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика);
4. Коррекционные (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика).
В данной рекомендации я предлагаю Вам ознакомиться с небольшой картотекой по здоровьесберегающим технологиям детей с ОВЗ, для Ваших домашних занятий!
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Капустка
Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки)
Посуда
Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши)
Дружные пальчики
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки )
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга )
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем- братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.Гимнастика для глаз необходима для:
• снятия напряжения;
• предупреждения утомления;
• тренировки глазных мышц;
• укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Упражнение №1:
и.п. — стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, положенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Облегчает работу на близком расстоянии.
Упражнение №2 “Метка в стекле”:
Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.
Упражнение №3:
и.п. — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10-15 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
• проведение психофизической разрядки;
• развитие познавательных психических процессов;
• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
• коррекция отклонений в поведении или характере.
І фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Фаза носит психопрофилактический характер.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх,в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• самовыразиться;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Пройти по веревочке. Веревка (длиной 10 м) укладывается на пол (в круг, зигзагообразно, петлей). Участники должны пройти по веревке в носках или босиком с закрытыми глазами. • Навык воспринимать «вслепую», чувствовать, осязать, концентрироваться, телесный контакт, моторная сенсорика, расслабление, покой. Рекомендуется использовать в сочетании с другими играми.
Грохочущий оркестр. Для проведения игры следует найти предметы, с которыми можно производить звуки, шумы и звон. Родители и дети разделяются на группы по характеру звучания: дребезжание, шуршание, топанье, хлопанье, треск, звон, вой, скрип, стук и т.п. Каждая группа по команде и на заданную тему «играет» дребезжащую, стучащую и т.п. музыку.
Удержать равновесие. Расположитесь вместе с ребёнком на ровной поверхности на расстоянии вытянутой руки друг против друга. Исходное положение: ноги вместе, ладони прижаты к ладоням партнера в течение всей игры. Цель – не разрывая контакта вывести противника из равновесия, не допуская при этом резких и неожиданных движений. По своему характеру игра похожа скорее на танец, чем на борьбу.
Таким образом, используемые в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной "встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и родителей и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"
План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...
Анализ работы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению детей
Здоровьесберегающая технология -это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ...
План работы с родителями по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста
Планирование работы с родителями по здоровьесбережению детей в детском саду...
ЗАНЯТИЯ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ
В данном сборнике представлен опыт коррекционно-развивающей работы государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет...
Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации
В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....
Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
Доклад на тему:Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема...
Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные с...