Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников
консультация

Сорокина Светлана Юрьевна

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

                                 К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispol.mnemotablits.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:


         “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Актуальность выбранной темы:

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
  • Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

  • помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
  • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
    учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
  • снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
  • развивать мелкую моторику у детей.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того,
что на ней изображено.
Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они

выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

Опираясь на опыт педагогов, я использую  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  5. Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях  экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Виды коллажей:

  • Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;
  • Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

Таким образом, развиваются самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

Разработала презентации по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда. Которыми пользуюсь на занятиях как по развитию речи, таки по познавательному развитию.

 В нашем детском саду используется технология «Детский сад – открытая система», в раках этой технологии разработала перспективный план работы на два года. Первый год был посвящён русским народным сказкам, второй – обучению заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц, и познавательному развитию детей.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

 В нашем саду создан «Клуб заботливых родителей», который работает 1 раз в квартал. Для родителей подготовила два выступления :

  1. «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»;
  2. «Использование мнемотаблиц  для составления описательных рассказов  на занятиях по развитию речи» с показом фрагмента занятия по теме «Дикие животные».

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы:

  • Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
  • Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  • Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  • Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
  • Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования мнемотаблиц-схем по развитию связной речи у детей.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и ув...

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Презентация по самообразованию "Использование художественного слова в познавательно - речевом развитии детей"

Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи...

Семинар-практикум« Познавательно-речевое развитие дошкольников с помощью методов сказкотерапии »

Целью моей работы является повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ и знакомство с методами сказкотерапии....

«Проектная деятельность - как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольника».

Метода проектов позволяет:·         развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;&midd...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников. (консультация для воспитателей) «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовател...