Консультация для педагогов на тему: "Использование наглядного материала по развитию речи"
консультация
Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету», говорил Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_naglyadnogo_materiala_v_dou_po_razvitiyu_rechi.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Составитель: Чирухина М.Л. воспитатель
Использование наглядного материала по развитию речи.
Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету», говорил Ушинский.
В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.
Что такое наглядность?
Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям.
Методы развития речи бывают двух видов:
- Непосредственные (Метод наблюдения. В основном мы его используем на прогулке)
- Опосредованные. Метод используем на занятиях по развитию речи.
К нему относятся:
- Объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты)
- Графические наглядные пособия (мнемотаблицы, таблицы, планы). Описание животного для старших групп, для младших описание овощей.
- Натуральные наглядные пособия. Предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель, животные, растения, овощи, фрукты и т. д., т. е.)
- Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т. д.).
- Показ изображений с использованием информационно – коммуникационных технологий.
В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований:
-при использовании панели на занятиях с детьми старшего возраста необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия.
-после завершения занятия с детьми необходимо проводить гимнастика для глаз.
-продолжительность непрерывной работы с панелью на занятиях: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.
-положение экрана должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.
-ребенок, который носит очки, должен находиться в них.
- Образная — иллюстративная наглядность, отображающая предметы и явления (картины, фотографии, рисунки).
В процессе подготовки к занятию необходимо учитывать уровень знаний и речевых навыков детей, их интересы и склонности, особенности характера.
Приведем примеры:
• Вова чаще других ошибается в использовании существительных множественного числа,
Начать игру с него, чтобы была возможность спросить его 2–3 раза;
• утром, до занятия предложить Олегу составить рассказ по картине. Это поможет ему
спокойнее держаться у мольберта и рассказывать увереннее;
• Олю пока спрашивать с места;
• Егора и Машу посадить сегодня ближе, чтобы можно было видеть, как они артикулируют.
Условия эффективности использования наглядности в обучении детей:
1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т. е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
2. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям должно предоставляться достаточно времени. Иногда рекомендуется размещать наглядность до занятия, чтобы у детей была возможность посмотреть подойти.
3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.
4. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествам. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.
5. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста.
6. Для детей младшего возраста используем простые картины, на которых изображены большие, яркие предметы (люди, животные) с небольшим количеством деталей.
Например: картина «Дети играют в кубики»
7. Чем старше ребенок, тем больше на картине должно быть предметов, деталей. Например: картина «Лето»
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объясняется малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).
В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой.
Какие же главные задачи по наглядности выделяет ФОП:
- 1 Младшая группа
Педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке.
- 2 младшая группа
Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины.
- Средняя группа.
Составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию
сюжетной картины.
- Старшая группа
Формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу).
- Подготовительная группа
Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала.
Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....
Наглядный материал для развития связной речи и памяти на уроках естесствознания и биологии. 5-7 классы
На уроках географии и биологии на этапах огранизационного момента используется логопедический материал (скороговорки, четверостишья) по закреплению различных звуков с опорой на зрительные анализаторы....
Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...
Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией»
Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией». ...
Консультация для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"
Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...
Консультация для педагогов на тему: "Использование дидактических игр для развития речи у дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом часу...