"Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних"
методическая разработка
Наиболее чувствительными к изменению социальных, культурных, экономических условий являются подростки, которым достаточно часто требуется социальная помощь. Подростковый возраст — труднейший период полового созревания и психологического взросления. В этот период подросток чувствует себя взрослым. Появляется непреодолимое желание если не быть, то хотя бы казаться взрослым. При отстаивании новых прав, подросток отгораживается от многих сфер своей жизни, например, от контроля родителей, часто идет на конфликты с ними.
Столкнуться с социальными рисками могут любые подростки, как из благополучных, так и из не благополучных семей. Конечно, для детей из благополучных семей, которые не имеют проблем в материальном плане и растут в благоприятных условиях, процесс формирования социальной компетентности чаще всего проходит гораздо легче и быстрее. Дети, которые с младенчества воспитываются в группе риска, в трудной жизненной ситуации, с доходами ниже прожиточного минимума, родители которых могут совсем забывать про их воспитание, чаще подвержены социальным рискам, ведь уже с малого возраста им приходится встречаться со взрослыми проблемами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материалы методических объединений | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Вебинар
«Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних»
10.12.2020г. г. Барнаул
Социальный педагог КГБОСУВУ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» Лазарева О.М.
Наиболее чувствительными к изменению социальных, культурных, экономических условий являются подростки, которым достаточно часто требуется социальная помощь. Подростковый возраст — труднейший период полового созревания и психологического взросления. В этот период подросток чувствует себя взрослым. Появляется непреодолимое желание если не быть, то хотя бы казаться взрослым. При отстаивании новых прав, подросток отгораживается от многих сфер своей жизни, например, от контроля родителей, часто идет на конфликты с ними.
Столкнуться с социальными рисками могут любые подростки, как из благополучных, так и из не благополучных семей. Конечно, для детей из благополучных семей, которые не имеют проблем в материальном плане и растут в благоприятных условиях, процесс формирования социальной компетентности чаще всего проходит гораздо легче и быстрее. Дети, которые с младенчества воспитываются в группе риска, в трудной жизненной ситуации, с доходами ниже прожиточного минимума, родители которых могут совсем забывать про их воспитание, чаще подвержены социальным рискам, ведь уже с малого возраста им приходится встречаться со взрослыми проблемами.
В нашем учреждении находятся подростки в основном из неполных, малообеспеченных неблагополучных семей и оставшиеся без попечения родителей. Помочь подростку преодолеть трудности адаптации, пребыванию в необычных для него условиях, подготовить к выпуску в социум - наша задача.
Наряду с психологической и эмоциональной деятельностью, педагоги различными методами влияют на поведение и деятельность индивида. Это очень важно, ведь при принятии таких установок, подростку будет легче разобраться, в каком направлении двигаться, и он самостоятельно будет искать выходы из создавшихся ситуаций.
Подготовка к выпуску начинается за 3 месяца до окончания срока обучающегося, социальный педагог вывешивает «График выпуска». За 1,5 месяца до окончания срока в КДН и ЗП по месту жительства отправляет «Уведомление о выпуске» и «Выпускную характеристику» учащегося с целью уточнения места жительства родителей и учебного заведения, где продолжит обучение выпускник.
Зачастую, подростки еще не готовы к тому, что может произойти в их жизни после выпуска из учреждения, не готовы нести ответственность за свои поступки, не готовы вернуться в ту школу, где были конфликты, пропуски занятий. Поэтому, получив консультативную помощь, обращаются с ходатайством о продлении срока пребывания в спецшколе. Одна из важных задач, которую выполняет социальный педагог в учреждении закрытого типа – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, нуждающегося в завершении учебного процесса в спецшколе до окончания 9 классов, некоторые продлевают срок, потому что знают о неблагополучной обстановке дома, не все родители готовы выполнять свои родительские обязанности.
У некоторых детей родители лишены родительских прав, когда несовершеннолетний был определен в учреждение закрытого типа. После выпуска подростку предстоит пребывание в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, где он никогда не был. Это опять стресс для подростка. Зачастую он делает выбор в пользу спецшколы, где уже адаптировался, приобрел учебные навыки, соблюдение режима и дисциплины.
За последние 8 лет воспитанниками было подано 20 подобных обращений, что составляет 11% от общего количества обучающихся. Данная работа является одним из самых эффективных методов работы по формированию ответственного отношения подростка к планированию своей дальнейшей жизни, принятию самостоятельных решений, взрослению, профилактикой социальных рисков.
После выпуска подростков администрацией спецшколы регулярно отслеживается их адаптация в социуме через взаимодействие с КДН и ЗП, ПДН, образовательными учреждениями по месту проживания путем анкетирования.
Получив ответ, анализируем полученные данные, подводим итоги анкетных наблюдений за выпускниками специальной школы:
Результаты за 5 лет: по окончании срока пребывания в учреждении все выпускники, не закончившие 9 классов, продолжили обучение в школе, либо на дому. Закончили 9 классов -17 человек, один привлечен к уголовной ответственности сразу после выпуска, 2 человека – подрабатывают, поступили в ПУ, колледж -10, четыре обучающихся, закончивших 9 классов, переведены в специальное училище закрытого типа до окончания срока, установленного судом до направления в спецшколу. Спецшкола не предоставляет профессиональное образование. В детский дом выбыли 2 детей, оставшихся без попечения родителей. У одного из них мать восстановилась в родительских правах, забрала сына в кровную семью.
За 8 лет рецидив у 2 подростков, поступивших в спецшколу. Первый срок у них был по 1 году.
По запросам правоохранительных органов на бывших выпускников различного года выпуска, привлеченных к уголовной ответственности в текущем календарном году, невозможно установить процентное соотношение «выпущенных» и «привлеченных». Поэтому ведем учет по количеству человек, привлеченных. В среднем, за год от 3 до 5, (в том числе из Красноярского края, республики Алтай) это всегда печальная статистика. Делаем для себя выводы: в работе с воспитанниками необходимо делать упор на воспитание законопослушного гражданина, на воспитание правовой культуры с приглашением специалистов правоохранительных органов; продолжить работу по взаимодействию педагогов с родителями.
Отзывы выпускников о школе в большинстве положительные: «хорошие бытовые условия, интересные мероприятия, спортивные занятия, кружки и конкурсы, отзывчивые и понимающие педагоги, хорошее питание. Не нравились утренние пробежки, далеко от родителей, скучали по дому».
Вывод: Пребывание подростка в учреждении закрытого типа способствует устранению негативного влияния на него окружающих факторов - семьи, улицы, а также предупреждению повторных правонарушений. Помещение несовершеннолетнего с девиантным поведением в спецшколу закрытого типа дает возможность остальным законопослушным детям и педагогам спокойно учиться и работать. Подростку в спецшколе дается шанс пересмотреть свое неадекватное поведение, поработать над своими ошибками, забыть о вредных привычках, встать на путь исправления. Если он это осознает, то успех обеспечен. Условия в учреждении созданы. Вся работа по профилактике девиантного поведения направлена на позитивные изменения личности воспитанника, основана на сочетании принципов убеждения и добровольности с принципами принуждения и обязанности с использованием методов поощрения и наказания. Таким образом, деятельность педагогов с трудными детьми направлена на социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для их адаптации и жизнеустройства, саморазвития и социализации личности.
Положительные примеры: выпускник 2011 года (Свиридов Геннадий) кандидат в мастера спорта по лыжам, закончил педагогический колледж, заочно получил высшее образование;
Выпускник 2012 года, (Раздъяконов Никита) мастер спорта по греко-римской борьбе, высшее образование;
Выпускник 2013 года (Андреев Будулай) – вожатый в всероссийском лагере «Артек», закончил педколледж, заочно получает высшее образование.
Один из выпускников (Ионов Василий Юрьевич) работает учителем в нашей школе с 1988 года, отслужил в армии, работал в режиме, воспитателем, получил высшее образование, работает учителем, педстаж 26 лет – оформил льготную выслугу.
На сегодняшний день социальная компетентность расценивается как сложное, многоаспектное, многокомпонентное явление, которое включает умение, знание, способность, навыки и практические действия, формирующиеся в ходе социализации, которые позволяют человеку успешно адаптироваться к требованиям, выдвигаемым обществом и благополучно функционировать в социальном окружении.
Результаты исследования показали, что основными факторами формирования устойчивости к социальным рискам у подростков являются увлечения подростка, т.е. хобби, в котором он способен проявить себя и получить всеобщее одобрение. Так же наличие близких людей (друзья, партнёры) и решение внутрисемейных конфликтов, играет самую значительную роль и способствуют успешному завершению случая. Помимо этого, решение проблем с обучением и устройство на работу, что способствует построению планов на будущее подростка. Общение со специалистами, как фактор формирования устойчивости, важен из-за того, что подросткам, столкнувшимся с какими-либо трудностями, необходимо высказаться, попросить совета или просто пообщаться с кем-нибудь. Им важно, чтобы этот человек не осуждал их и сохранял в тайне всё, сказанное ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Советую использовать в своей работе социальным педагогам школ по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 120 ф-з....
Роль социального партнерства в работе образовательного учреждения по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
В наше время особую тревогу вызывает рост количества безнадзорных детей. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто...
Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...
Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....
Методическая разработка. Роль семьи в профилактике социальных рисков у детей и подростков
Психологический климат в семье , как определяющий фактор в профилактике адиктивного поведения детей и подростков. Основные принципы и правила семейной профилактики....
"Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних"
Наиболее чувствительными к изменению социальных, культурных, экономических условий являются подростки, которым достаточно часто требуется социальная помощь. Подростковый возраст — труднейш...
"Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних"
Наиболее чувствительными к изменению социальных, культурных, экономических условий являются подростки, которым достаточно часто требуется социальная помощь. Подростковый возраст — труднейш...