Основные принципы работы воспитателя в условиях разновозрастной группы
консультация

Коломейцева Инна Фёдоровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznovozr._gruppa.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные принципы работы воспитателя в условиях разновозрастной группы»



1-2 слайды ФОТО Д/С


Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности.
Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого
ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя 
разновозрастной группы детского сада.
3 сл.
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д.
Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво:
Одни считают, что в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей».
По мнению других - разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим, рано становятся самостоятельными», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются».
4-6 сл.
Возникают вопросы:
-Возможно ли обеспечение целостного развития дошкольника в условиях совместного воспитания детей разного возраста?
-Возможно ли полноценное развитие детей одного возраста без ущерба для развития детей другого возраста?
-Возможно ли использование сферы разновозрастного взаимодействия и общения в целях обогащения эмоционально-нравственного и другого развития ребенка-дошкольника?


7 сл.


Исследования педагогов убедительно показывают, что это возможно и что разновозрастная дошкольная группа имеет значительный развивающий потенциал.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе.


Воспитатель (если постарается) может «сделать» из РВГ большую семью, в которой:

  • дети могут научиться выполнению различных ролей;
  • может развиться устойчивая групповая культура;
  • имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи;
  • имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы.


8 сл.
Разновозрастная группа представляет собой особую социально-психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок:

  • «ребенок-взрослый»,
  • «ребенок-сверстник»,
  • «ребенок — младший ребенок»,
  • «ребенок-старший ребенок»;

Этим определяется специфика воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе. Эффект развития ребёнка в такой группе обеспечивается освоением его реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, уровень освоения которой служит важнейшим интегрированным показателем его социального развития.


9 сл.
Итак, в РВГ есть дети старшие и младшие.
Создаются широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности.
Большое значение приобретает пример старших для малышей. Здесь старшие заботятся о младших: помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика. Старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственнее.
Даже самый робкий старший ребенок, заботясь о младших, чувствует себя более взрослым, становится увереннее. И, напротив, агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы. Ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша- разные вещи. Старшие должны расти и вырасти в таком коллективе чуткими, доброжелательными и отзывчивыми…

Малыши охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. В силу склонности к подражанию постоянно перенимают все положительные качества старших, обучаются навыкам гораздо быстрее (одеваться- раздеваться, КГН и др.). Они стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. То есть смотрят на шаг вперед. Видят, к чему нужно стремиться, становятся более самостоятельными.
Воспитателю же нужно только позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.


10 сл.
Организация жизнедеятельности в разновозрастных группах имеет с одной стороны 
МИНУСЫ :

  • Трудности в организации воспитательно-образовательного процесса (построение только с учетом психических и физических особенностей детей разного возраста , так как постоянное общение с младшими, может иногда несколько ограничить интересы и кругозор старших детей, в их развитии могут наблюдаться отставания )
  • трудности в организации режима дня: в организации учебной деятельности педагогам приходится тратить в два, а то и в три раза больше времени, чем в одновозрастной группе
  • трудности в построении предметно-развивающей среды: требуется разработка концепции предметно- развивающей среды для таких групповых сообществ детей.
  • время занятий разделяется на занятия с малышами и занятия со старшими... в результате старшие дети могут оказаться менее подготовленными к школе, нежели дети в группах ровесников.
  • Старшие могут обижать младших, задирать их, высмеивать то что те чего-то еще не могут, что негативно скажется на самооценке малыша.. в последующем этот малыш став старше начнет так же задирать младших.


ПЛЮСЫ:
11сл.

  • Создаются широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
  • Постоянное общение младших детей со старшими формирует заботливость, дружеские отношения, самостоятельность.
  • Старшие и младшие не вступают в сопернические отношения между собой, место ребенка в группе уже определено возрастом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.


12 сл.
А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы - это зависит только ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ. Здесь роль воспитателя очень важна ... Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал.. где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и «разруливать» возникшие конфликты..
Воспитание и образование детей в условиях разновозрастной группы ДОУ обязательно будет иметь положительный эффект если:
- воспитатель владеет знаниями закономерностей организации и функционирования разновозрастных детских групп;
- в ДОУ создана соответствующая среда;
- содержание, формы и методы работы педагога – воспитателя ориентируются на специфические условия деятельности.
И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.
13 сл.
Наш детский сад – это маленький островок для детей дошкольного возраста. Работает в детском саду две разновозрастных группы: группа основногод/с и семейная группа.
Моя группа состоит из 18 человек.
В целях рационального построения педагогического процесса, я определила состав группы, выделила 2 подгруппы (мл.3-4 года, ст. 5-6 лет) и в соответствии с ними построила образовательную работу, которая осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т. д.), а также в образовательных процессах.
В группе установлен общий режим, который отвечает возможностям и потребностям всех детей, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
Положительные моменты: общение младших со старшими. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «не кричи, когда говоришь», «попроси вежливо» и другие; учатся быть самостоятельными. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.


Мы установили некоторые правила и стараемся следовать им:
1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.
2. Младшие не мешают старшим работать и играть.
3. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.
4. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.


Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.
14сл.
Я в своей работе определила принципы:
-Принцип максимального учета возрастных возможностей детей.
-Учета дифференцированного подхода к обучению, которое осуществляется, во-первых, с учетом возраста детей, во-вторых, с учетом уровня усвоения знаний, умений и навыков каждого ребенка в отдельности.
-Уважения к старшим детям (очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам)
-Принцип постепенности - от простого к сложному, т.е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению (например, у детей 3-5 лет умение правильно одеваться и раздеваться формируется, а перед старшими ставится задача делать это быстро).
-Принцип педагогического воздействия (в зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы), (в одних случаях - показ, в других – напоминание, обсуждение и т.п.)
-Контроля (старшие следят за качеством выполнения навыков младших детей, видят, когда им нужно помочь и др.)
15 сл.
Я стремлюсь:
- создавать условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка,
- воспитывать поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми,
-уточнять детский опыт и представления,
-закреплять имеющиеся знания, расширять кругозор ребенка.

-организовать и развивать познавательную деятельность всех детей,
-формировать умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями,
-планомерно и последовательно обучать детей новым знаниям, умениям,
- заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.


При определении общего режима для детей четырех возрастов (от 3 до 6 лет) за основу я взяла режим среднего возраста (4-ый год жизни) и с учетом режима для остальных детей внесла некоторые изменения в длительность режимных процессов.


Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди, например, при умывании.

Образовательную деятельность (например, по рисованию и лепке, конструированию) мы начинаем одновременно со всеми детьми, но младшие заканчивают раньше и идут играть под присмотром помощника воспитателя.

16 сл.
Осуществление образовательно–воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, в условиях смешанной группы организуется главным образом в форме трёх типов занятий:

  1. Общее занятие для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы (однотемные)
  2. Общее занятие для всех подгрупп по разным разделам (комбинированные)
  3. Занятие с одной возрастной подгруппой


17 сл.
Практика показывает, что однотемная образовательная деятельность в разновозрастной группе наиболее целесообразна и эффективна. Это положение распространяется на все виды деятельности.
Так, например, в процессе ФЭМП- детей четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда.

Педагогу легче подготовиться к однотемному занятию: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Такие занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация занятия помогает воспитателю осуществлять полноценную индивидуальную работу с детьми. Однотемная образовательная деятельность дает нам возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.. Например, если ребенок пяти лет слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешить ему выполнять те задания, которые запланированы для четырехлетних детей. И наоборот, если ребенок четырех лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей группы.
Образовательные ситуации организуем по подгруппам, мы заранее продумываем, что будут делать дети, пока остальные занимаются.
18сл.
Комбинированные занятия.
В подборе удобного сочетания работы для подгрупп надо учитывать характер деятельности детей. Комбинированные занятия можно проводить в тех случаях, если деятельность детей одной подгруппы не будет отвлекать внимания других. Нельзя, например, с одной подгруппой заниматься пением, а двум другим в это время дать рисование или сочетать занятие по родному языку с занятием гимнастикой.
Планируя занятия этого типа, следует учитывать и характер деятельности воспитателя. Он не может одновременно вести два занятия, если в том и другом случае от начала до конца требуется его непосредственное участие
19 сл.
С 
одной подгруппой занятия проводятся по обычной традиционной методике, в соответствии с программным содержанием и возрастом занимающихся.
Опыт показывает, что использование в процессе обучения занятий всех трёх типов позволяет воспитателю разновозрастной группы успешно выполнять программные требования по отношению ко всем детям группы. Если занятия с детьми разного возраста проводятся правильно, они воспитывают у детей навыки поведения, расширяют кругозор, формируют навыки учебной деятельности.
20 сл.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и нод, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.
Игра
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети —  играя, учатся.
В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет 
общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается нод.
НОД.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.


21- 24 сл.
Виды организации учебной деятельности
I вид — ступенчатое начало занятия
На первом этапе роботу начинают дети старшей подгруппы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия
Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей подгруппы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.
После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей старшей подгруппы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей старшей подгруппы составляет  20 — 25 минуты.


ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию 

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.
После выполнения заданий подгруппы меняются местами.
ІV вид — отдельная деятельность детей
В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.
25 сл.
Педагогами отмечено, что более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
26 сл.
Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
27 сл.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
28-29сл.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы работы на компьютере

Рассказываются основные принципы работы на компьютере,устройство хранения информации, работа с папками и мышью....

Погружение в языковую среду в условиях разновозрастной группы.

Внедрение в практику работы общеобразовательных школ и  системы дополнительного образования способов организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия, на мой взгляд,...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Основные принципы работы с текстом"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе« Основные принципы работы с текстом » Создана на основе  образовательной программы    основного  общего...

Основные принципы работы над полифонией И.С.Баха

Открытый урок с ученицей 7 класса. Подробный разбор проиведения, анализ....

Принципы работы воспитателя группы выходного дня: опыт системного анализа.

Теореттическая работа, посвященная системному анализу моей деятельности в качестве воспитателя группы выходного дня....

Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому

При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...