Погружение в языковую среду в условиях разновозрастной группы.
статья по английскому языку по теме

Строганова Елена Яковлевна

Внедрение в практику работы общеобразовательных школ и  системы дополнительного образования способов организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия, на мой взгляд,  является перспективным направлением модернизации Российского образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Строганова Елена Яковлевна, учитель Английского языка,

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

"Абазинская средняя общеобразовательная школа №49".

655750, Республика Хакасия,  г. Абаза, ул. Ленина,31А, (8 39047) 2-37-57

abaza-sch-49@yandex.ru

Погружение в языковую среду в условиях разновозрастной группы.

        Скажите,  пожалуйста, прочитав и услышав тему моей статьи, какие ассоциации у вас возникли в связи с термином « разновозрастная группа»? Я думаю  очень похожие на те, что возникли в моём воображении, когда я в свою очередь приготовилась слушать лекцию  о технологии разновозрастного обучения. Дело в том, что в сентябре 2012 года, я в составе большой группы школьных управленцев из разных школ  Республики Хакасия отправилась на курсы повышения квалификации по проблемам внедрения ФГОС ООО в Иркутскую область, в город Саянск. Одним из наших  лекторов был  директор Усть-Илимского экспериментального лицея, кандидат педагогических наук  Мусса Мазанович  Батербиев. Лицей является федеральной экспериментальной площадкой по разработке технологии организации образовательного процесса по типу погружения в предметы  в ходе межвозрастного взаимодействия подростков.  Мне сразу представился класс с разновозрастными детинами, где 10- классник Вася соседствует на парте  с 6- классником Петей и учитель ходит между ними и даёт задания : тебе, Вася, нужно то-то сделать, а тебе, Петя вот это…… Как же далеки оказались мои представления о разновозрастной группе и методах работы в ней от того, что я услышала от директора Лицея! И чем больше я его слушала, тем больше понимала: чтобы применить эту технологию  в  общеобразовательной школе, нужно изменить буквально всё в школьном укладе: проект-концепт, расписание,  методическую  подготовку учителя, нужен заранее подготовленный полный  пакет учебно-методического комплекса, нужна соответствующая  материально-техническая база, а главное – перевернуть  сознание учителей, учеников и родителей….

Фантастика..…невозможно.. И вдруг…пока слушала  блестящее выступление  Батербиева, у  меня возникла  мысль – Если не в системе общеобразовательной школы…То может быть во  внеучебной    работе, или в системе дополнительного образования по различным предметампопробовать эту технологию в нашей  школе???… Ведь согласитесь, наших  микроскопических  часов  внеучебной работы- 1, в лучшем случае 2 часа в неделю  и масса классов- от 5 до 11 с задачами :  подготовка к ЕГЭ, конкурсы, олимпиады, отстающие детки, хорошо бы при этом к предметной недели приготовиться : песни, флешмобы, постеры, шоу, баттлы и т.д. порой не хватает времени и сил  на самые насущные проблемы, и  часто  многие  даже мотивированные дети остаются без внимания учителя. Естественно сразу отмела мысль о том, что возможно объединение в одной группе учащихся старших и средних классов. Но , имея в этом учебном году учебную нагрузку в 5 и 7 классах, я подобрала группу детей из этих двух параллелей и мы начали вместе осваивать технологию межвозрастного взаимодействия подростков в условиях  внеучебного погружении в английский язык…Сразу сделала  себе установку,       что образовательный процесс в разновозрастной  учебной  группе нужно  выстроить на идеях педагогики сотрудничества: учение без принуждения, трудной цели,  учение свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля.

 Образовательную  программу курса дополнительного образования   составила    из 4  блоков:

  1. Блок теоретический (лекции, самостоятельная и групповая работа с портфолио материалов).
  2. Блок  практический  (имитационные, ролевые, организационно-деятельностные  игры, карты памяти «mind maps»,  круглый стол «roundtable», «американская мозаика» (jigsaw- метод), метод кластеров, мозговой штурм, арт-технология, эмпатия или вживание, синема-технология).
  3. Блок проектировочный (индивидуальные и групповые проекты).
  4. Зачёты (стажировка)

При этом соотношение теоретической и практической частей образовательной программы 1 : 3 в пользу практических видов деятельности.

        Проработав   в течение 6 месяцев с разновозрастной группой, могу выделить ряд преимуществ в сравнении с работой в одновозрастной группе :

  • Основной формой  организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия подростков в разновозрастных учебных группах является диалогическая  форма, общение, которая позволяет учащимся устанавливать связи с одним, двумя  и большим количеством учащихся. При этом следует учесть, что учитель тоже является полноправным членом разновозрастной группы и он принимает участие в межвозрастном взаимодействии. При этом стираются грани между возрастами. Могу  привести пример, когда одна из моих учениц, увлеченная работой в составе разновозрастной группы даже не заметила, когда она на какой- то  мой вопрос ответила «не мешайте, Елена Яковлевна». Еще одним преимуществом разновозрастного  обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка, без особого труда я смогла  обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями.
  • Позитивная  взаимозависимость, которая  заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы при условии, что:
  1. задание строю таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала;
  2. за каждым из участников группы заранее закрепляю определенную роль;
  3. вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
  4. успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
  5. участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
  6. участники группы располагаются за одним столом.                                 

В то же время могу уже отметить  и некоторые недостатки: например, формирование группы - количественный и качественный  состав, способы формирования группы, долгосрочность существования группы?????  Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в группе. Именно поэтому периодически меняла состав  микро групп.        

В ходе нашей совместной работы так же встал вопрос об оценивании  учащихся в рамках группового обучения. Я поняла, что как нигде  необходимо проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Оценки  в журнал не выставлялись, так как это внеучебный курс, но у меня сформировались несколько вариантов оценки, поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощряла учеников по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, и т.д.

Использовала следующие виды контроля:

  • Традиционный контроль со стороны учителя
  • Самопроверка (этот вид контроля можно использовать при изучении легких тем, где учащиеся редко допускают ошибки; учащиеся проверяют свои работы честно и кропотливо)
  • Взаимопроверка (этот вид контроля очень нравится детям, и они очень ответственно к нему подходят, стараются указать на ошибки товарища тактично, чтобы не обидеть чувства другого)

Заключение

Внедрение в практику работы общеобразовательных школ и  системы дополнительного образования способов организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия, на мой взгляд,  является перспективным направлением модернизации Российского образования.

Уже сейчас я могу видеть  образовательные  эффекты данной технологии, которые  выражаются в том, что:

  • разработка оригинальной  программы  образования помогла мне избавиться от излишнего и ненужного дублирования учебного материала. При этом появилась возможность определения более логичного маршрута его изучения;
  • изменение предметного содержания программы, использование передовых приемов организации образовательного процесса, ориентированных на усвоение знаний в ходе учебного взаимодействия, несомненно, повысило  положительную мотивацию учения школьников;
  • у детей появилась  возможность получать образование в более комфортных условиях, а значит, появилась  реальная возможность коренного улучшения общеобразовательной подготовки учащихся.
  • и с очень большой долей уверенности могу предположить, что улучшится подготовка выпускников к осуществлению своей социальной роли в новых условиях жизни.

Основные шаги для перехода от традиционных форм организации образовательного процесса дополнительного образования к  разновозрастному  обучению 

На мой взгляд, необходимыми   условиями реализации  разновозрастного обучения являются:

  1. Коллективное обсуждение  концептуальных идей, проектирования образовательного учреждения. На данном этапе следует четко определить, для чего необходимо разновозрастное обучение   (цели и задачи),  какие результаты ожидается получить (прогнозируемые результаты)  и какими путями это можно достигнуть (формы  и методы работы при реализации данных идей).
  2. Принятие  идей разновозрастного обучения  коллективом  учителей, учеников и родителей.  
  3. Научно-теоретическая и методическая подготовка учителей - предметников и преподавателей   предметов эстетического цикла. К учителям, работающим с разновозрастными учебными группами, предъявляются достаточно высокие требования и как к предметнику, и как к проектировщику и организатору образовательного пространства. Большое значение имеют коммуникативные способности.
  4. Подготовка полного пакета учебно-методического комплекса, необходимого для четкой организации работы педагогического коллектива. Еще до запуска педагогического эксперимента  те учителя, кто решится на такой эксперимент должны быть обеспечены программами, учебной и методической литературой, определен распорядок работы,  расписание занятий и т. д.  В процессе работы этот методический комплекс может пополняться и  совершенствоваться.  
  5. Организация научно-методической и экспериментальной  работы учителей. Надо помнить, что только творческая личность может организовать творческое взаимодействие детей.
  6. Создание соответствующего материально-технического обеспечения.  При организации  дополнительного образования в ходе межвозрастного взаимодействия немаловажное значение имеет наличие соответствующего оборудования, учебно-наглядных пособий, средств обучения, оргтехники.



Предварительный просмотр:

Строганова Елена Яковлевна, учитель Английского языка,

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

"Абазинская средняя общеобразовательная школа №49".

655750, Республика Хакасия,  г. Абаза, ул. Ленина,31А, (8 39047) 2-37-57

abaza-sch-49@yandex.ru

Интернет- проект как дополнительный источник мотивации учащихся.

( из опыта работы по Интернет-технологиям в профильной  школе старшей ступени)

Использование служб Интернета  в качестве инструментов образования имеет немало преимуществ перед традиционными формами работы учителей иностранного языка:

  • Большой выбор виртуальных образовательных услуг, удовлетворяющий потребности учеников и учителей с разной языковой и методической подготовкой, интересами и опытом работы, способствует индивидуализации процесса образования;
  • Интерактивный характер значительной части виртуальных образовательных услуг гарантирует необходимую обратную связь;
  • Наличие аутентичной информации высокого качества при сравнительно низких финансовых затратах.

В настоящее время самой большой популярной службой Интернета являются  обучающие Интернет - проекты. Своей доступностью и богатством форм они усовершенствуют учебный процесс. Я занимаюсь Интернет - проектами через I*EARN, International Education and Resource Network- "Международное образование и  ресурсы компьютерной сети"(www.iearn.org>). В эту организацию сегодня входят более 4000 школ из 80 стран. Каждый месяц мы по электронной почте получаем новости на английском языке, где указано, кто и в какой стране заявляет проект, кому требуются партнёры, объём работ учащихся и сроки их подачи. Участвовать можно либо через Интернет, располагая труды учеников на сайте, либо по электронной почте. Разнообразие и многоаспектность тем проектов отвечает запросам учеников с разной знаниевой базой,  интересами и увлечениями. Например: "Моя школа", "Дом, где я живу", "Взгляд из окна", " Мой мир", "Моя семья", "О тех, кто рядом", "Колесо будущего", "Вся планета - соседи", "Законы жизни" и т.д. Подобные проекты легко вписываются в школьную программу в любом классе. Подростки- старшеклассники любят работать на компьютере, у них есть уже навыки работы в Интернете (набрать Интернет- адрес, пользоваться проверкой перед отправкой эссе). У меня одна группа старшеклассников (9 учеников). После обсуждения возможного проекта для участия мы сошлись на мнении, что проект "Круги обучения" интересует нас больше всего. Мы написали сообщение о нас (возраст, состав участников, увлечения, любимые предметы, особенности школьного режима) и с любопытством читали ответы партнёров- ребят из Германии, Канады,  Франции, Марокко.  Координаторы проекта  рассылали всем участникам (нас объединили в группы) типовые формы и задания: анкеты, вопросники, темы  для обсуждения. Для наших партнёров английский язык тоже не был родным, и русские школьники почувствовали себя равными в этой увлекательной игре-общении. Мы обменивались мнениями,  фотографиями, обсуждали взгляды на  жизненные проблемы.  Наше участие было оценено как активное, плодотворное. Ребята приобрели много друзей, с которыми у них завязалась личная переписка, а также навыки международного, межкультурного общения. Когда в нашем городе случилась беда- наводнение, именно наши друзья по проекту стали первыми, кто предложил свою помощь. Как приятно было осознавать, что нам сопереживают, о нас знают, за нас волнуются. В целом одна сессия или период участия  в проекте "Круги обучения " занимает одно учебное полугодие. Очень удобно работать по проекту, когда в школе, кроме учителя  иностранного языка, есть системный администратор, готовый прийти на помощь при возникновении технических проблем. Для каждого ученика участие в Интернет - проекте становится особым этапом в изучении английского языка. Дети понимают, что язык нужен не для оценки в журнале, а для реального общения и не с вымышленным "Майком", а с реальными ребятами- ровесниками,  с которыми связывает   много общего и интересного.  Интернет – проекты становятся мощным стимулом к дальнейшему изучению языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Количество людей, нуждающих...

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ (презентация)

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Количество людей, нуж...

Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.

В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...

Социальные сети как метод погружения в языковую среду

В наши дни многие не представляют своей жизни без социальных сетей и Интернета в целом. В статье рассмотрено, как их применение может помочь людям всех возрастов в изучении иностранных языков....