Погружение в языковую среду в условиях разновозрастной группы.
статья по английскому языку по теме
Внедрение в практику работы общеобразовательных школ и системы дополнительного образования способов организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия, на мой взгляд, является перспективным направлением модернизации Российского образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Строганова Елена Яковлевна, учитель Английского языка,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Абазинская средняя общеобразовательная школа №49".
655750, Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина,31А, (8 39047) 2-37-57
Погружение в языковую среду в условиях разновозрастной группы.
Скажите, пожалуйста, прочитав и услышав тему моей статьи, какие ассоциации у вас возникли в связи с термином « разновозрастная группа»? Я думаю очень похожие на те, что возникли в моём воображении, когда я в свою очередь приготовилась слушать лекцию о технологии разновозрастного обучения. Дело в том, что в сентябре 2012 года, я в составе большой группы школьных управленцев из разных школ Республики Хакасия отправилась на курсы повышения квалификации по проблемам внедрения ФГОС ООО в Иркутскую область, в город Саянск. Одним из наших лекторов был директор Усть-Илимского экспериментального лицея, кандидат педагогических наук Мусса Мазанович Батербиев. Лицей является федеральной экспериментальной площадкой по разработке технологии организации образовательного процесса по типу погружения в предметы в ходе межвозрастного взаимодействия подростков. Мне сразу представился класс с разновозрастными детинами, где 10- классник Вася соседствует на парте с 6- классником Петей и учитель ходит между ними и даёт задания : тебе, Вася, нужно то-то сделать, а тебе, Петя вот это…… Как же далеки оказались мои представления о разновозрастной группе и методах работы в ней от того, что я услышала от директора Лицея! И чем больше я его слушала, тем больше понимала: чтобы применить эту технологию в общеобразовательной школе, нужно изменить буквально всё в школьном укладе: проект-концепт, расписание, методическую подготовку учителя, нужен заранее подготовленный полный пакет учебно-методического комплекса, нужна соответствующая материально-техническая база, а главное – перевернуть сознание учителей, учеников и родителей….
Фантастика..…невозможно.. И вдруг…пока слушала блестящее выступление Батербиева, у меня возникла мысль – Если не в системе общеобразовательной школы…То может быть во внеучебной работе, или в системе дополнительного образования по различным предметампопробовать эту технологию в нашей школе???… Ведь согласитесь, наших микроскопических часов внеучебной работы- 1, в лучшем случае 2 часа в неделю и масса классов- от 5 до 11 с задачами : подготовка к ЕГЭ, конкурсы, олимпиады, отстающие детки, хорошо бы при этом к предметной недели приготовиться : песни, флешмобы, постеры, шоу, баттлы и т.д. порой не хватает времени и сил на самые насущные проблемы, и часто многие даже мотивированные дети остаются без внимания учителя. Естественно сразу отмела мысль о том, что возможно объединение в одной группе учащихся старших и средних классов. Но , имея в этом учебном году учебную нагрузку в 5 и 7 классах, я подобрала группу детей из этих двух параллелей и мы начали вместе осваивать технологию межвозрастного взаимодействия подростков в условиях внеучебного погружении в английский язык…Сразу сделала себе установку, что образовательный процесс в разновозрастной учебной группе нужно выстроить на идеях педагогики сотрудничества: учение без принуждения, трудной цели, учение свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля.
Образовательную программу курса дополнительного образования составила из 4 блоков:
- Блок теоретический (лекции, самостоятельная и групповая работа с портфолио материалов).
- Блок практический (имитационные, ролевые, организационно-деятельностные игры, карты памяти «mind maps», круглый стол «roundtable», «американская мозаика» (jigsaw- метод), метод кластеров, мозговой штурм, арт-технология, эмпатия или вживание, синема-технология).
- Блок проектировочный (индивидуальные и групповые проекты).
- Зачёты (стажировка)
При этом соотношение теоретической и практической частей образовательной программы 1 : 3 в пользу практических видов деятельности.
Проработав в течение 6 месяцев с разновозрастной группой, могу выделить ряд преимуществ в сравнении с работой в одновозрастной группе :
- Основной формой организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия подростков в разновозрастных учебных группах является диалогическая форма, общение, которая позволяет учащимся устанавливать связи с одним, двумя и большим количеством учащихся. При этом следует учесть, что учитель тоже является полноправным членом разновозрастной группы и он принимает участие в межвозрастном взаимодействии. При этом стираются грани между возрастами. Могу привести пример, когда одна из моих учениц, увлеченная работой в составе разновозрастной группы даже не заметила, когда она на какой- то мой вопрос ответила «не мешайте, Елена Яковлевна». Еще одним преимуществом разновозрастного обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка, без особого труда я смогла обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями.
- Позитивная взаимозависимость, которая заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы при условии, что:
- задание строю таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала;
- за каждым из участников группы заранее закрепляю определенную роль;
- вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
- успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
- участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
- участники группы располагаются за одним столом.
В то же время могу уже отметить и некоторые недостатки: например, формирование группы - количественный и качественный состав, способы формирования группы, долгосрочность существования группы????? Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в группе. Именно поэтому периодически меняла состав микро групп.
В ходе нашей совместной работы так же встал вопрос об оценивании учащихся в рамках группового обучения. Я поняла, что как нигде необходимо проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Оценки в журнал не выставлялись, так как это внеучебный курс, но у меня сформировались несколько вариантов оценки, поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощряла учеников по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, и т.д.
Использовала следующие виды контроля:
- Традиционный контроль со стороны учителя
- Самопроверка (этот вид контроля можно использовать при изучении легких тем, где учащиеся редко допускают ошибки; учащиеся проверяют свои работы честно и кропотливо)
- Взаимопроверка (этот вид контроля очень нравится детям, и они очень ответственно к нему подходят, стараются указать на ошибки товарища тактично, чтобы не обидеть чувства другого)
Заключение
Внедрение в практику работы общеобразовательных школ и системы дополнительного образования способов организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия, на мой взгляд, является перспективным направлением модернизации Российского образования.
Уже сейчас я могу видеть образовательные эффекты данной технологии, которые выражаются в том, что:
- разработка оригинальной программы образования помогла мне избавиться от излишнего и ненужного дублирования учебного материала. При этом появилась возможность определения более логичного маршрута его изучения;
- изменение предметного содержания программы, использование передовых приемов организации образовательного процесса, ориентированных на усвоение знаний в ходе учебного взаимодействия, несомненно, повысило положительную мотивацию учения школьников;
- у детей появилась возможность получать образование в более комфортных условиях, а значит, появилась реальная возможность коренного улучшения общеобразовательной подготовки учащихся.
- и с очень большой долей уверенности могу предположить, что улучшится подготовка выпускников к осуществлению своей социальной роли в новых условиях жизни.
Основные шаги для перехода от традиционных форм организации образовательного процесса дополнительного образования к разновозрастному обучению
На мой взгляд, необходимыми условиями реализации разновозрастного обучения являются:
- Коллективное обсуждение концептуальных идей, проектирования образовательного учреждения. На данном этапе следует четко определить, для чего необходимо разновозрастное обучение (цели и задачи), какие результаты ожидается получить (прогнозируемые результаты) и какими путями это можно достигнуть (формы и методы работы при реализации данных идей).
- Принятие идей разновозрастного обучения коллективом учителей, учеников и родителей.
- Научно-теоретическая и методическая подготовка учителей - предметников и преподавателей предметов эстетического цикла. К учителям, работающим с разновозрастными учебными группами, предъявляются достаточно высокие требования и как к предметнику, и как к проектировщику и организатору образовательного пространства. Большое значение имеют коммуникативные способности.
- Подготовка полного пакета учебно-методического комплекса, необходимого для четкой организации работы педагогического коллектива. Еще до запуска педагогического эксперимента те учителя, кто решится на такой эксперимент должны быть обеспечены программами, учебной и методической литературой, определен распорядок работы, расписание занятий и т. д. В процессе работы этот методический комплекс может пополняться и совершенствоваться.
- Организация научно-методической и экспериментальной работы учителей. Надо помнить, что только творческая личность может организовать творческое взаимодействие детей.
- Создание соответствующего материально-технического обеспечения. При организации дополнительного образования в ходе межвозрастного взаимодействия немаловажное значение имеет наличие соответствующего оборудования, учебно-наглядных пособий, средств обучения, оргтехники.
Предварительный просмотр:
Строганова Елена Яковлевна, учитель Английского языка,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Абазинская средняя общеобразовательная школа №49".
655750, Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина,31А, (8 39047) 2-37-57
Интернет- проект как дополнительный источник мотивации учащихся.
( из опыта работы по Интернет-технологиям в профильной школе старшей ступени)
Использование служб Интернета в качестве инструментов образования имеет немало преимуществ перед традиционными формами работы учителей иностранного языка:
- Большой выбор виртуальных образовательных услуг, удовлетворяющий потребности учеников и учителей с разной языковой и методической подготовкой, интересами и опытом работы, способствует индивидуализации процесса образования;
- Интерактивный характер значительной части виртуальных образовательных услуг гарантирует необходимую обратную связь;
- Наличие аутентичной информации высокого качества при сравнительно низких финансовых затратах.
В настоящее время самой большой популярной службой Интернета являются обучающие Интернет - проекты. Своей доступностью и богатством форм они усовершенствуют учебный процесс. Я занимаюсь Интернет - проектами через I*EARN, International Education and Resource Network- "Международное образование и ресурсы компьютерной сети"(
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната
* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Количество людей, нуждающих...
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ (презентация)
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Количество людей, нуж...
Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.
В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...
Социальные сети как метод погружения в языковую среду
В наши дни многие не представляют своей жизни без социальных сетей и Интернета в целом. В статье рассмотрено, как их применение может помочь людям всех возрастов в изучении иностранных языков....
Образовательная среда музыкального руководителя разновозрастной группы
Презентация рабочего кабинета...