Доклад «Детская журналистика как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
проект

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maushevoy_1.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

(МАДОУ «ЯГОДКА»)

Тема  проекта

«Детская журналистика как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

2017-2019г.

сроки реализации проекта

Ф. И.О. автора: МаушеваЗаремаСолтанхановна

ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день перед педагогами остро стоит проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Исходя из этого, особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю речевому развитию детей. Время не стоит на месте, меняются стандарты и, требования к образованию, кроме традиционных форм обучения в развитии детей мы постоянно ищем новые пути, стараемся шагать в ногу со временем. В соответствии с ФГОС дошкольного образования диалог, творчество, познание, саморазвитие – главные составляющие в вопросах развития дошкольника, в том числе речевого. Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет – ресурсы освещающие вопросы речевого развития дошкольников предположила, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности интервьюирования, усилит речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников.Детская журналистика дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста. Вот так я вышла на детскую журналистику.

   Цели: Повысить свой профессиональный уровень.

 Совершенствование и расширение связной, диалогической речи старших дошкольников.

Задачи:

  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • развитие связной диалогической речи;
  • Развивать коммуникативность при личном взаимодействии друг с другом.
  • Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
  • Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.
  • Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыков.
  • сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Реферативная часть.

Перспективное планирование по реализации основного этапа проекта.

  Сентябрь

Знакомство с детскими журналами. Познакомить детей с журналами, их внешним обликом, внутренним содержанием.

Октябрь

Беседа «Кто издает журнал»Знакомство с профессиями – журналист, фотограф, редактор, корректор, а также с орудиями их труда.

Знакомство с профессиями – журналист, фотограф, редактор, корректор, а также с орудиями их труда; умение общаться с героями передачи, умение задавать вопросы собеседнику.

Ноябрь

Игра «Угадай, о ком я говорю». Закрепление знаний о различных профессиях.

Декабрь

Встреча с журналистом из газеты «Вестник заполярья» Знакомство с профессиями – журналист, фотограф, редактор, корректор, а также с орудиями их труда; умение общаться с героями передачи, умение задавать вопросы собеседнику.

Игра «Подбери то, что тебе нужно для работы». Систематизация знаний детей об орудиях труда издателей журнала.

Январь

Занятие «Мы – журналисты». Дать знания о том, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Отметить, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Пополнение развивающей среды группы.

Февраль-март

Игра «Не пропусти профессию». Развитие у детей способностей к переключению внимания, закрепление знаний о профессиях.

Создание карточек – символов к умению брать интервью. Пополнение развивающей среды дидактическим пособием.

Апрель - май

Беседа-игра «Интервью». Развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом.

Просмотр презентации «Игры по журналистике». Закрепление знаний о профессиях – журналист, фотограф, редактор, корректор, а также об орудиями их труда.

Игра «Телевизор». Установление «обратной связи» при взаимодействии с другими людьми.

Игра «Журналист». Умения вести диалог.

  • Развитие связной диалогической речи;

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.В работах Галицких Е.О. указано, что диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и,  если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении  основными её видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, заданный план и т.д..Для реализации поставленных целей в группе нужно создать условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повышает интерес и мотивацию отражению в свободной деятельности, игре, на занятиях полученного опыта. Положительные отношения к журналистам у детей формируются из-за взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью ,от тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.Поставленные задачи проекта можно решать в форме занятий, игр, различных методов, т.к. моделирование ситуаций, наблюдения, развивающих игр, тренинговых упражнений, импровизаций, рассматривание рисунков и фотографий, Это позволит развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи, связной-монологической речи.

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. На занятиях можно проводить такие игры, как «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Журналист – профессия творческая».

Дети научатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, выделять смысловые звенья диалога.

  • Развитие  коммуникативности при личном взаимодействии друг с другом.

Занятия нужно строить на коммуникативно-познавательной основе, что предоставит детям творческую самостоятельность. При этом развитие речи, словесно-логическое мышление, память, фантазия позволит воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.

Вся система работы должна быть направлена на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. В течение года проводятся  сюжетно-ролевые игры: «Интервью литературного героя», «Мы журналисты», «Выступление на собрании сказочных героев», «Защити Золушку от мачехи», «Проведи интервью с месяцами» (по сказке С. Маршака «12 месяцев»). Так же в практической части можно провести экскурсию в редакцию  города. Побеседовать с людьми разных профессий, взять у них интервью. Провести занятия по ознакомлению с профессиями специального корреспондента, оператора, фотооператора, диктора, дизайнера. Дети получат опыт самостоятельно активно брать интервью, последовательно рассматривать газеты, журналы. Выделять для себя интересные рубрики, читать их или играть в предложенную автором игру.

  • Творческое  и социальное  самовыражение  дошкольников.

Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.

Самовыражение ребенка старшего дошкольного возраста в определенной деятельности, есть реализация естественной потребности в самореализации, самопрезентации, определении себя как успешного. Цель самовыражения - конструирование своей уникальности и доведение ее до сознания других людей в различных формах поведения и деятельности. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые, скорее стать старше. И очень важно развивать эту тягу, дать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.
Как мы знаем, в дошкольном возрасте игра – является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые ребенка назвать личностью, хотя конечно личность еще не сложилась, но способна к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игроваядеятельность. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование
.

– В игре развивается мотивационно- потребностная сфера.

– Развивается произвольность поведения.

– Развивается умственные действия.

Результатом игры в журналистов может быть выпуск газеты, которая должна издаваться совместно со взрослыми по подгруппам. Каждая подгруппа выбирает для себя рубрику в газете, которую они оформляют.Для газеты дети придумывают рисуют  комиксы, сказки. Готовые статьи и фотографии необходимо будет  обрезать, расположить на газетных полосах в соответствии с рубрикой, приклеить. Так же можно  посетить типографию, школу.

. Дети получат  опыт самостоятельно активно брать интервью, последовательно рассматривать газеты, журналы. Выделять для себя интересные рубрики, читать их или играть в предложенную автором игру.

  • Развитие  умения слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.

Вся система работы должна быть направлена на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие,  привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание, умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе, слушать и слышать собеседника.

  • Формирование  начального представления о профессиональных журналистских качествах, навыков.

Занятия помогают детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей. Дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука.

Дети научатся выделять понятия: «интервью, речь, риторика, диалог, корреспондент, диктор, пресс-центр». Игра – вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, нужно провести беседу на эту тему, поиграть в дидактические игры «Играем в профессии», «У кого микрофон», «Кем быть?». В ходе речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем.

  • Сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

В данной деятельностью можно заинтересовать родителей.

Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Поэтому особое внимание можно уделить  работе с родителями, предлагать  им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения воспитателя по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого нами были составлен  долгосрочный проект « Юные журналисты котором принимают участие и родители.

В ходе проекта  можно заметить , как у детей появятся необходимые формы общения со сверстниками, они будут грамотнее осуществлять диалог, составлять интересные события. Речь станет громкой, яркой, выразительной, которая позволит детям стать хорошими собеседниками и выступать перед большой аудиторией.

                        Проектная часть.

  1. Изучить необходимую литературу по дошкольной журналистике.
  2. Продукты совместного творчества детей, взрослых: книги, газеты, альбомы.
  3. Обогащение сюжетов ролевых игр.
  4. Децентрализация поведения – проявление интереса  к людям, их деятельности.
  5. Анализ работы за 2 года.

Заключение:

В ходе проекта «Юные журналисты» дети  приобретут  знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, уметь  вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай по схемам. Речь станет громкой, яркой, выразительной, которая позволит детям стать хорошими собеседниками и выступать перед большой аудиторией Воспитанники станут  относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшиться  число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатится их лексический запас. Участие в проекте позволит сделать вывод,  что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес.

Список литературы:

Педагогика,1989 Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: изд-во Инта психотерапии,

1.Журнал « Семья и детский сад»2009г.

2.Журнал « От А до Я»№2 2009г.

3. Журнал « Воспитатель»№10 2012г.

4.Журнал « Управление ДОУ»№6 2003 г.

5.БочинаТ.Л.Терехова Н.Г. « Режим дня в детском саду»1987г.

6.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....

Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать ...

«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

       Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь р...

"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...