Родительское собрание в 5 классе на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Садакова Наталья Дмитриевна

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы  детско-родительского общения, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школьника.      Выбранная форма проведения классного родительского собрания, семинар-общение, позволяет каждому родителю высказать своё мнение, поделиться положительным опытом воспитания, проанализировать своё родительское поведение и познакомиться с наиболее эффективными способами взаимодействия с ребёнком. Собрание сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                    Вахтанская средняя общеобразовательная школа.

                               Родительское собрание в 5 классе на тему

         «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»

                                                                          Выполнила воспитатель Садакова

                                                                          Наталья Дмитриевна.

                                             

                   пос. Вахтан Шахунского района Нижегородской области

                                                    2013 год

                                      Пояснительная записка.

 В современных условиях большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, на школу. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы.

 Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы  детско-родительского общения, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школьника. Успешный родитель, должен иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности. Педагог, должен стремиться  к сотрудничеству с родителями, проявлять интерес к объединению усилий с ними по воспитанию ребёнка.

     Выбранная форма проведения классного родительского собрания, семинар-общение, позволяет каждому родителю высказать своё мнение, поделиться положительным опытом воспитания, проанализировать своё родительское поведение и познакомиться с наиболее эффективными способами взаимодействия с ребёнком.

    Многие родители испытывают затруднения  и не умеют строить доверительные отношения с детьми, поэтому одна из важнейших функций родительского собрания - ознакомление родителей с различными подходами к воспитанию и практикум. Научившись конструктивности в построении взаимоотношений в школе с педагогом и друг с другом, родители привнесут это и в семье.

Тема собрания: «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»

Цель собрания: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах    

                           воспитания детей по данной проблеме.

Задачи:

   Обучающие:        - Повысить общую коммуникативную культуру      

                                    родителей.

                                 - Помочь родителям в выборе методов и средств                                                

                                    воспитания  детей.

   Развивающая:      - Содействовать развитию родительского чувства ответственности за

                                    воспитание детей.

   Воспитательная: - Способствовать созданию благоприятной атмосферы

                                   общения в семье.

                                 - Привлекать родителей к активному участию в воспитательном

                                   процессе.

Оборудование:  плакат с эпиграфом собрания, компьютер, мультимедийный проектор,

                           мультфильм «Опыт общения», презентация « Общение в семье, как    

                           средство формирования личности ребёнка» (авторская разработка),      

                           карточки –  задания, памятки «Общие правила эффективного общения    

                           взрослого и ребенка».                           

Тип собрания: семинар-общение

                                                          Структура собрания

Этапы собрания

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности

Методы и приёмы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Мотивацио

   нный

2.Диагности

  ческий

3. Основной

4. Подведе

   ние итогов

( рефлексия)

-создать благоприятную, доброжелательную атмосферу;

-обеспечить мотивацию и принятие

цели собрания.

-познакомить родителей с результатами анкетирования детей;

- помочь им

проанализировать своё родительское поведение.

-познакомить с психологическими особенностями младшего школьного возраста;

- обучить наиболее эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

- выявлять положительный опыт семейного воспитания;

- содействовать развитию коммуникативных навыков родителей.

-помочь оценить в целом результаты родительского собрания;

- дать возможность сделать выводы, сформулировать необходимые решения по данной проблеме.

Игра,

беседа.

Исследование

Рассказ,

беседа,

групповой анализ трудных ситуаций.

Беседа, само

анализ.

- «Игра в имена»;

- просмотр мультфильма.

Анкетирование.

- создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями

-предоставь

ление

возможности родителям поделиться собственным опытом;

-вовлече

ние родителей в активное обсуждение проблемы.

Работа с памятками

Мультфильм «Опыт общения», презентация.

Анкета «Общение в семье», мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

Презентация,

карточки с проблемными ситуациями

Памятки «Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка», презентация.

11 мин

20 мин

35 мин

14 мин

                               Перечень используемых на данном собрании ЭОР

  Название    

   ресурса

 Тип, вид

  ресурса

     Форма    

предъявления    

 информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

Программа психологического образования родителей «Мы вместе»

«Общение. Значение общения. И»

С. Соловейчик

«Педагогика для всех»

Методическая разработка

Образовательная программа

Открытая образовательная мультимедийная система

Книга

Анкета для родителей «Общение в семье»

Слайды 8-13

«Что мешает слушать ребёнка?»

Слайд 5 фотография

Слайд 15  

текст

www.openclass.ru/node/331865

www.openclass.ru/node/150849

http://fcior.sstu.ru/card/23238/obshenie-znachenie-obsheniya-i.html

http://1001.vdv.ru/books/pdv/

                                                               Ход собрания.

     « Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальности различия между Я и ТЫ.

Л. Фейербах.

1. Мотивационный этап.

        Добрый вечер, уважаемые родители! Я предлагаю начать нашу встречу с небольшой разминки.  

Игра в имена. Родители по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например, имя Олег - ослепительная улыбка, имя Надежда – настоящий друг).

      Я хочу предложить вам посмотреть одну из серий мультсериала «Барбоскины», она называется «Опыт общения».

( После просмотра родителям предлагается ответить на вопросы)

 - Почему Гена стал разговаривать с кактусом? (Потому что ему не хватало общения в семье)

- Чего же не хватало ему в общении с родными? ( Искренности, заботы, внимания, любви)

- Как отреагировал кактус на заботу, внимание к нему Гены? ( Он расцвёл)

-Можете ли вы сейчас назвать одну из основных потребностей человека? (Потребность в общении)

Слайд1

     «Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский. С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным, но… И речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка любви и внимания.

     Уважаемые родители! Возможно, вы считаете, что проблема, поднятая на собрании, выдумана, но на минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, читаете мораль, допрашиваете, высмеиваете и ворчите? Эти распространённые методы обращения с детьми даже при самых хороших намерениях родителей приводят к потере теплых отношений, затрудняют общение.

   Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком.

   Итак, тема нашего родительского собрания « Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»

2.Диагностический этап.

    По данной теме я провела анкетирование среди учащихся (Приложение 1). Получены следующие результаты:

- нравится рассказывать родителям о прожитом дне 10 ученикам, иногда- 6 ученикам, не нравится- 3 ученикам;

- родители всегда выслушивают до конца 8 учеников, иногда – 8 учеников, нет- 3 учеников;

- своим секретом скорее поделится с мамой 11 учеников, с папой- 2 ученика, с подругой- 6 учеников;

- вежливыми в общении считают себя 12 учеников, иногда- 7 учеников.

На вопрос о том, какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях, дети ответили: «Молодец! Умница! Если получу 5, уберусь в комнате».

Самыми любимыми праздниками в семье были названы день рождения и Новый год.

На вопрос « Если бы ты был волшебником, что бы ты хотел изменить в своей семье?» дети отвечали:

- чтобы у родителей было больше свободного времени;

- чтобы в семье было больше денег;

- чтобы родители не ссорились;

- чтобы их меньше ругали, наказывали;

- чаще гулять с родителями.

То есть большинству наших ребят необходимо общение со взрослыми, а точнее ваше, родители, внимание, ваша любовь, ваше понимание.

Слайд 2 - 3.

• Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Общение в семье» (Приложение2), затем зачитывается оценка результатов анкеты.

Первый шаг к общению уже сделан. Пора сделать и второй.

Слайд 4.    Мини- анкета «Общение детей и родителей в лицах».

      Уважаемые мамы и папы! Внимательно посмотрите на мимические позы, лица (предлагаются фото) и ответьте на следующие вопросы:

1. С каким лицом вы чаще всего обращаетесь к своему ребенку?

 2. С каким лицом чаще всего обращается к вам ваш ребенок?

 3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

 4. Какие лица вы бы исключили при общении в вашей семье?

Этот опрос дает нам возможность задуматься, выделить главное, а может быть, увидеть свои недочеты во взаимоотношениях с детьми.

3. Основной этап.

Слайд 5.

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Слайд 6.

    В современном мире общение – не роскошь, а насущная необходимость. Тот, кто умеет эффективно общаться достигает успеха в карьере, учебе и личных отношениях. Кто не умеет всегда и везде будет вторым.

     Как указывают учебники по возрастной психологии, в младшем подростковом возрасте  в районе 10 лет у школьников меняется ведущий вид деятельности. Если в начальной школе это была учеба, то теперь - общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на задний план. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Процесс взросления не всегда проходит безболезненно. Несмотря на противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Ребёнок испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

Слайд 7.

• Родителям предлагается слайд с перечислением качеств личности человека, помогающие его общению или усложняющие его. Необходимо определить качества, которые помогают общению, и которые ему мешают:

   Доброта,                              Открытость                    Подозрительность

   Внимание                            Душевность                    Грубость

   Тактичность                        Зависть                           Скупость,

   Искренность                       Лицемерие                     Лживость,

   Порядочность                      Эгоизм                           Доверчивость

   Честность и т. д.

     Я предлагаю поговорить о том, что мешает нам услышать ребенка, каковы наши автоматические, стереотипные реакции при разговоре с ребенком. Попробуйте предсказать, какие чувства испытает ребёнок в ответ на такую реакцию.

     • Родители высказывают своё мнение, педагог корректирует и дополняет ответы.

Слайд 8 - 13.

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

      В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

    Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

    Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется оттого, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

     Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя: «Когда я был в твоем возрасте...» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!»

 Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Такая позиция родителей – позиция «сверху» – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».

    И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».

 Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту – ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник.

7. Похвала. 

     После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

 Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее («А почему ты меня сегодня не похвалила?»). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

 А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?

 Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты».

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!».

      Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Небось, опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»

     Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило сына в ярость.

 И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».

      Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Удивительно, как одно, совсем, казалось бы, незначительное изменение в ответе взрослого (вместо: «Почему же ты злишься?» – «Я чувствую, что ты злишься») может повернуть разговор иначе.

 Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребенка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза – как понимание и участие.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

     Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. Отшучивание, уход от разговора.

     Проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».

   

 Доверие, контакт, поддержка, обсуждение важных вопросов, родительский авторитет - это те необходимые компоненты, которые помогают ребенку стать, счастливым, успешным, интересующимся не только тусовками, но и учебой. Если проанализировать детско-родительские отношения на каждом возрастном этапе, то, безусловно, можно заметить ту неизменную составляющую, влияющую на прохождение школьных кризисов. Это детско-родительское общение, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школьника. Так что, уважаемые родители, как это не парадоксально, но чем легче в общении, тем легче в обучении!

   Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.

   Проанализируйте типичные ситуации воспитания. Определите оптимальные стратегии поведения в них, ответив на предложенные ниже вопросы (Приложение 3).

   • Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Учитель читает первый вопрос на карточке, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.

 Родители делятся на группы по числу вопросов. Каждая группа выбирает одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы под этим номером.

Затем полученные ответы систематизируются, и полученная информация записывается на карточку. После обсуждения каждая группа зачитывает полученную информацию по рассматриваемому вопросу для всех участников.

Слайд 14.

Я хочу выразить уверенность в том, что вместе мы справимся с любыми проблемами.

Пусть принципами воспитания в ваших семьях станут:

     • Принятие

     • Признание ребёнка

     • Родительская любовь

     • Быть доступным

     • Воспитание ответственности и самодисциплины

     • Родительский авторитет

Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка.

Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место для его поделок, грамот, благодарственных писем.

Родительская любовь – не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок подросток не допускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье –

Принцип доступности. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.

Воспитание ответственности и самодисциплины напрямую зависят от стиля поведения родителей в семье, их способности эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой – то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку "нет”.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания. Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается” автоматически с появлением ребенка он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 15.    

    Завершая наш разговор, мне хочется прочитать вам слова советского писателя и педагога С. Соловейчика:  «Трудные дети — те, у кого нет душевных контактов со взрослыми.

   Трудные родители — те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, не ищет общего языка с детьми, а добивается, чтобы ребенок хорошо учился и хорошо себя вел только потому, что «сколько раз тебе говорить?

   У нас полчаса в день на ребенка? Наш сын может быть прекрасно воспитан и в эти полчаса, если мы будем помнить, что воспитание — это не уход, не надзор, а душевное и духовное общение. Уход в полчаса труден, надзор невозможен, а сила общения измеряется не временем».

Слайд 16.

    Семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.

Воспитывая ребёнка, необходимо иметь в виду, что чаша поощрений должна перевешивать чашу наказаний в несколько раз. Только тогда ребёнок будет ощущать себя комфортно. Пополните чашу поощрения.  Воспитывая ребёнка, необходимо научить его летать, а не ползать!

    Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями!

• Родителям раздаются памятки «Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка» (Приложение 4).  

   - Какие из этих советов вы используете на практике, и они дают положительные результаты? (ответы родителей)

Слайд 17.

• Родителям предлагается поделиться своими впечатлениями о собрании, ответив на вопросы:

-Что вам особенно понравилось?

-Что хотелось бы сделать иначе?

-Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?

-Что оказалось полезным лично для вас?

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», М., 2005.

2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя: 5-9 классы»,

    М., ВАКО, 2007.

3. Саляхова Н.И. «Родительские собрания», М., Глобус, 2007.

4. http://1001.ru/

5. http://artzenter.ru/cliparts/raster/24435-siluety-cheloveka-3d-figurki.html

6. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/9/hps/20/hp/2/p/page.html

7. http://www.ironbp.front.ru/content.html

8. http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/rab_s_rodit_rodit%20sobr.htm

9. http://www.openclass.ru/

10. http://lib.exdat.com/docs/1258/index-5664.html

11. http://dimulik.ru/home/138-barboskin/3025-barboskin49.ht

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Приложение 1.

                              Анкета для детей «Общение в семье»

Прочитай внимательно предложенные вопросы и выбери либо один из  предложенных ответов, либо  сформулируй ответ самостоятельно.

 1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?

  А) Да                Б) Нет

2. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?

   А) Да                Б) Нет

3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?

   А) С мамой         Б)  С папой     В) С другом    Г) С подругой

4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?

5. Считает ли семья праздником твой день рождения?

А) Да                Б) Нет

6. Какие праздники в своей семье ты любишь?

7. Если  бы  ты  был  волшебником,  что ты хотел бы изменить в своей семье?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Приложение 2.

                                Анкета для родителей «Общение в семье»

Вопросы

   «Да»

 «Нет»

«Иногда»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребёнком?

Говорит ли с вами ваш ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?

Интересуется ли он вашей работой?

Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

Бывают ли они у вас дома?

Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах?

Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?

Проверяете ли вы, как он учит уроки?

Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам?

Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?

Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги?

А телевизионные передачи и фильмы?

Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах?

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?

Оценка результатов анкеты.

 За каждое «да» ставиться 2 балла, за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл, за «нет» - 0. Далее подсчитывается количество набранных баллов.

 Более 20 баллов. Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

 От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

 Менее 10 баллов. Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Приложение 3.

                               Карточки – проблемные ситуации.

      Ситуация 1.

  Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

       

      Ситуация 2.

   Пятиклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая      

              белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки  

              приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он

              постирал вместе с белыми вещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители

              возвратились домой, он виновато признался в случившемся.

- Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?! — возмутилась мать.

Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было

обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.

     Какие ошибки допустили родители в данной ситуации? Как бы вы поступили в подобном случае?

      Ситуация 3.

Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

В чем сложность данной ситуации? Попробуйте ее разрешить.

      Ситуация 5.

Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает на экран телевизора, где идёт её любимый сериал. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.

Надо ли вникать в такие ситуации и пытаться решить «детские проблемы»?

      Ситуация 6.

         Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня. Но как только девочка входит домой мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Какую ошибку допустила мама? Как её можно исправить?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Приложение 4.

       Памятка «Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка»

● В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребёнком.

● Советуйтесь с ним, невзирая на возраст.

● Признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершённой по отношению к нему (ней).

● Извинитесь перед ребёнком в случае вашей неправоты.

● Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить  

   ребёнка.

● Пытайтесь устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз,

   мимолётная прихоть.

● Не стесняйтесь рассказывать поучительные истории из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете.

● Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребёнка вас вывел из себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Родительское собрание "Книга и её роль в формировании личности ребёнка"

Родительское собрание о роли книги в формировании личности ребёнка, его характера и мировоззрения. Данные социологов. Советы родителям и паматка для детей....

«Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы детско-родительского общения, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школьника...

Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де...

Сценарий родительского собрания "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Тема родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"Цель собрания - познакомить родителей с понятием «авторитет», рассмотреть виды авторитета родителей; раскрыть...