Причины учебной неуспещности
презентация к уроку
Презентация для педагогов и психологов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое трудности в обучении или школьная неуспеваемость? более низкий по сравнению с предусмотренным программой уровень усвоения учащимися содержания образования. поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.
Причины школьной неуспеваемости Биологические - Темпы биологического созревания - Соматические заболевания - Неврологические заболевания Социальные - Неправильное воспитание - Педагогическая запущенность
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека
Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития Несформированность : 1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. 2. Функциональная несформированность левой височной доли. 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). 4. Функциональная несформированность правого полушария. Дефицитарность : 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. 7. Атипия психического развития.
Синдромы дефицитарности Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга Жалобы родителей на лень, невнимательность, неуправляемость Эмоциональная лабильность, быстрая пресыщаемость , неадекватность, неврозоподобные расстройства ( энурез , логоневроз ) Нарушение моторики, праксиса позы, обилие синкенезий , дистоний , вычурных поз и ригидных телесных установок Хорошо развитая вычурная, резонерская речь Снижение общей нейродинамики и эмоционально-аффективного аспекта психической деятельности упрямство, гримасничание ; нарушения внимания нарушения обмена веществ (недостаток веса или излишняя полнота), заикание; нарушения плавности, переключаемости, тонуса психической деятельности.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром Основные трудности: дизэмбриогенетические и неврологические стигмы: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, обилие пигментных пятен и ангиом, дисплазии, соматические (органные) дизритмии . глазодвигательные дисфункции: неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции обилие истинных и псевдопатологических синкинезий (орально-мануальных, оптооральных и т.д.), сочетающиеся с постоянными девиациями языка. Нарушения речи: ЗРР, ОНР, дисграфия , дислеклия Задержка дебюта доминантного по речи полушария до 10-12 лет Неспецифические дефекты избирательности памяти при относительно сохранном объеме и прочности, феномен реминисценции Амбидекстрия и псевдолеворукость в двигательной сфере, дефицит динамического праксиса Инверсия горизонтального и вертикального вектора в оптико-гностической сфере, фрагментарность восприятия при сканировании большого перцептивного поля с тенденцией к левостороннему игнорированию Грубая патология всех уровней и аспектов пространственных представлений с обилием реверсий (90-градусных) и отчетливыми латеральными различиями в правой и левой руке Дефекты фонетико-фонематического анализа на фоне стертой дизартрии, тенденция к аномии, несформированность и обедненность самостоятельной речи с обилием вербальных штампов и аграмматизмов , задержка становления обобщающей и регулирующей функций слова Вторичная дефицитарность правого полушария и третичная левого ( фономен «обкрадывания») Механизм системной задержки и искажение цереброгенеза как комиссуральных , так и полушарных систем
Атипия психического развития Синдром генетического левшества Меньшая дифференциация и избирательность внутри- и межполушарных связей, несовпадение фактора и локализации в отличие от правшей Высокий потенциал опосредованного и многоканального формирования функции Диссоциация разработанности структурно-топологического фактор при несформированности координатных и квазипространстенных представлений Нарушение моторных компонентов и динамики психических функций Задержка становление межполушарных связей – задержка речевого развития Несформированность уровня психических операций и автоматизмов – повышение функции самоконтроля, гиперфункция префронтальных отделов Ненадежность адаптивных механизмов и склонность к «изнашиванию» нервной системы – аффективные колебания, психосоматические симптомы Конкретный психологический фактор у левшей может быть совмещен с абсолютно неадекватной ему зоной мозга: например, оптико-гностический – с левой височной долей, а фонематический слух – с теменными структурами. К тому же у левшей менее предсказуема определенная последовательность факторо - и функциогенеза . Поэтому такие дети вынуждены выискивать внешние и внутренние средства, без опоры на традиционный первичный фактор, решать проблемы по его актуализации. Кинетический фактор остается у левшей постоянно дифицитарным . Для них типичен поздний дебют моторных компонентов любой функции, и в течении всей жизни обнаруживаются чисто динамические трудности в речи, памяти, движениях и т.д. При атипии проблематично становление межполушарных взаимодействий. В следствии этого часты задержки речевого развития, овладения чтением, письмом, так как эти функции требуют организованной парной работы полушарий. Обнаруживаются трудности в упрочивании пространственно-временных отношений. В мире истинного левши читать, писать, рисовать считать, вспоминать, описывать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. При сканировании большого перцептивного поля типичны явления фрагментарности и хаотичности восприятия.
Алгоритм обеспечения успешного психического развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра в помощь учителю начальных классов "Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков"
В брошюре приведены феноменология школьных трудностей при формировании учебных навыков и возможные психологические причины этих трудностей....
Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...
Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"
Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...
разработка учебных занятий по теме "Банки и причины их появления. Виды банков"
Данная методическая разработка учебных занятий по теме "Банки и причины их появления. Виды банков." включает в себя разработку 3-х занятий, в том числе разбираются Центральный банк и коммерческие банк...
Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно-воспитательном процессе
Презентация подготовлена для слушателей "Школы педагогического мастерства"....
Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»
Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...
Статья "Причины учебных конфликтов в средней и старшей школе "
Конфликты "ученик-учитель" значительно ухудшают мотивацию, а следовательно, и результат обучения. В учебниках по психологии и педагогике причины обобщены, оторваны от реальности. В дан...