Причины учебной неуспещности
презентация к уроку

Ивакина Екатерина Алексеевна

Презентация для педагогов и психологов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины учебной неуспешности у детей младшего школьного возраста

Слайд 2

Что такое трудности в обучении или школьная неуспеваемость? более низкий по сравнению с предусмотренным программой уровень усвоения учащимися содержания образования. поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.

Слайд 3

Причины школьной неуспеваемости Биологические - Темпы биологического созревания - Соматические заболевания - Неврологические заболевания Социальные - Неправильное воспитание - Педагогическая запущенность

Слайд 4

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека

Слайд 5

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития Несформированность : 1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. 2. Функциональная несформированность левой височной доли. 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). 4. Функциональная несформированность правого полушария. Дефицитарность : 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. 7. Атипия психического развития.

Слайд 6

Синдромы дефицитарности Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга Жалобы родителей на лень, невнимательность, неуправляемость Эмоциональная лабильность, быстрая пресыщаемость , неадекватность, неврозоподобные расстройства ( энурез , логоневроз ) Нарушение моторики, праксиса позы, обилие синкенезий , дистоний , вычурных поз и ригидных телесных установок Хорошо развитая вычурная, резонерская речь Снижение общей нейродинамики и эмоционально-аффективного аспекта психической деятельности упрямство, гримасничание ; нарушения внимания нарушения обмена веществ (недостаток веса или излишняя полнота), заикание; нарушения плавности, переключаемости, тонуса психической деятельности.

Слайд 7

Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром Основные трудности: дизэмбриогенетические и неврологические стигмы: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, обилие пигментных пятен и ангиом, дисплазии, соматические (органные) дизритмии . глазодвигательные дисфункции: неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции обилие истинных и псевдопатологических синкинезий (орально-мануальных, оптооральных и т.д.), сочетающиеся с постоянными девиациями языка. Нарушения речи: ЗРР, ОНР, дисграфия , дислеклия Задержка дебюта доминантного по речи полушария до 10-12 лет Неспецифические дефекты избирательности памяти при относительно сохранном объеме и прочности, феномен реминисценции Амбидекстрия и псевдолеворукость в двигательной сфере, дефицит динамического праксиса Инверсия горизонтального и вертикального вектора в оптико-гностической сфере, фрагментарность восприятия при сканировании большого перцептивного поля с тенденцией к левостороннему игнорированию Грубая патология всех уровней и аспектов пространственных представлений с обилием реверсий (90-градусных) и отчетливыми латеральными различиями в правой и левой руке Дефекты фонетико-фонематического анализа на фоне стертой дизартрии, тенденция к аномии, несформированность и обедненность самостоятельной речи с обилием вербальных штампов и аграмматизмов , задержка становления обобщающей и регулирующей функций слова Вторичная дефицитарность правого полушария и третичная левого ( фономен «обкрадывания») Механизм системной задержки и искажение цереброгенеза как комиссуральных , так и полушарных систем

Слайд 8

Атипия психического развития Синдром генетического левшества Меньшая дифференциация и избирательность внутри- и межполушарных связей, несовпадение фактора и локализации в отличие от правшей Высокий потенциал опосредованного и многоканального формирования функции Диссоциация разработанности структурно-топологического фактор при несформированности координатных и квазипространстенных представлений Нарушение моторных компонентов и динамики психических функций Задержка становление межполушарных связей – задержка речевого развития Несформированность уровня психических операций и автоматизмов – повышение функции самоконтроля, гиперфункция префронтальных отделов Ненадежность адаптивных механизмов и склонность к «изнашиванию» нервной системы – аффективные колебания, психосоматические симптомы Конкретный психологический фактор у левшей может быть совмещен с абсолютно неадекватной ему зоной мозга: например, оптико-гностический – с левой височной долей, а фонематический слух – с теменными структурами. К тому же у левшей менее предсказуема определенная последовательность факторо - и функциогенеза . Поэтому такие дети вынуждены выискивать внешние и внутренние средства, без опоры на традиционный первичный фактор, решать проблемы по его актуализации. Кинетический фактор остается у левшей постоянно дифицитарным . Для них типичен поздний дебют моторных компонентов любой функции, и в течении всей жизни обнаруживаются чисто динамические трудности в речи, памяти, движениях и т.д. При атипии проблематично становление межполушарных взаимодействий. В следствии этого часты задержки речевого развития, овладения чтением, письмом, так как эти функции требуют организованной парной работы полушарий. Обнаруживаются трудности в упрочивании пространственно-временных отношений. В мире истинного левши читать, писать, рисовать считать, вспоминать, описывать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. При сканировании большого перцептивного поля типичны явления фрагментарности и хаотичности восприятия.

Слайд 9

Алгоритм обеспечения успешного психического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра в помощь учителю начальных классов "Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков"

В брошюре приведены феноменология школьных трудностей при формировании учебных навыков и возможные психологические причины этих трудностей....

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"

Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...

разработка учебных занятий по теме "Банки и причины их появления. Виды банков"

Данная методическая разработка учебных занятий по теме "Банки и причины их появления. Виды банков." включает в себя разработку 3-х занятий, в том числе разбираются Центральный банк и коммерческие банк...

Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно-воспитательном процессе

Презентация подготовлена для слушателей "Школы педагогического мастерства"....

Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...

Статья "Причины учебных конфликтов в средней и старшей школе "

Конфликты "ученик-учитель" значительно ухудшают мотивацию, а следовательно, и результат обучения.  В учебниках по психологии и педагогике причины обобщены, оторваны от реальности. В дан...