«Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения»
статья
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vpr_didakticheskie_podhody_i_metodicheskie_resheniya.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская СОШ №1»
«Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения»
Автор работы:
Учитель английского языка
Садовникова Лилия Анатольевна
Молчаново
Февраль 2022
Эпиграф
«Свободный разговор»:
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Вашему вниманию представляем работу педагогической мастерской по теме «Система подготовки учащихся к Всероссийской проверочной работе. Дидактические подходы и методические решения».
«Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
«Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы, научить ребёнка пользоваться знаниями.
Суть принципа открытости - сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым;
Так, и я хочу сегодня сделать работу нашей педагогической мастерской проблемной.
Проблемный вопрос:
-Учащиеся вашего класса готовы к проверке?
- Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?
Итак, на нашем семинаре мы обсуждаем проблему подготовки учащихся к ВПР.
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Игра «Расшифруем слово»
ВПР-Всё просто решается.
ВПР-Впереди прорва работы.
(Учителя предлагают свои версии)
Итак, всероссийские проверочные работы.
Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ваш ребенок к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года войдёт в 4-х классах в штатный режим.
Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Воспользуемся ещё одним приёмом развития критического мышления.
Приём “Хорошо-плохо”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
-Давайте порассуждаем, Хорошо или плохо, что учащиеся 4 класса пишут ВПР по предметам.
Что дают ВПР?
Всероссийские проверочные работы:
Что дают ВПР?
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
- Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.
- Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
- Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
- Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
- Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
- Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.
Всероссийские проверочные работы по английскому языку проводятся в 7-х классах.
Я считаю, что нужно начинать подготовку к ВПР уже со 2 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений. Это в корне меняет фон обучения. Необходимо не столько натаскивание и воспроизведение, сколько навык порождения собственных суждений и поиска способов действия.
На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демо- версии тестов по нашему предмету. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.
Неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.
Практика системы подготовки к проведению такой формы оценки качества образования отвечает требованиям ФГОС НОО и предполагает формирование диагностического ресурса, который позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, попробовать свои возможности в регулярном выполнении контрольных работ, оценить уровень реальных знаний и умений, отследить успехи и неудачи
В соответствии с письмом Рособрнадзора от 22.03.2022 № 01-28/08-01 «О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году» диагностика будет проходить осенью наступающего учебного года, и писать ее будут все обучающиеся 8 класса (по программе предыдущего года обучения). Важно отметить, что пишется ВПР по основному (первому) языку. Это актуально для школ, в которых изучается несколько языков.
Что лежит в основе ВПР? Какие задачи работа выполняет?
Согласно описанию КИМ данная диагностика проводится «в целях мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлена на выявление уровня подготовки школьников».
В условиях внедрения ФГОС 2021 года и единой Примерной рабочей программы, можно предположить, что ВПР также будет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как оценить уровень освоения обучающимися предметного содержания курса и выявить элементы содержания, которые вызывают затруднения («дефициты обучающихся» и «дефициты учителей»), будет крайне актуально в свете изменения нормативных документов и ФПУ.
Действующая модель ВПР по английскому языку остается неизменной с 2019 года (небольшое исключение составляют картинки, которые стали черно-белыми в 2020 году). Все задания направлены на диагностику не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения, заложенных во ФГОС и ПООП.
Среди этих результатов необходимо выделить следующие:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
Иными словами, вся работа нацелена именно на проверку уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и их опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения коммуникативной задачи в указанном контексте.
В нормативных документах также указано, на каком уровне должна быть развита иноязычная коммуникативная компетенция к окончанию 7 класса – все представленные в работе задания выше требований А1, но ниже уровня А2 по шкале уровней владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы. Помним, что полноценный А2 должен быть достигнут в 9 классе, к ОГЭ по иностранному языку.
Анализируя модель ВПР, можно прийти к выводу, что особый акцент делается именно на проверку уровня сформированности речевой (аудирование, чтение, говорение) и языковой компетенций. В то время как как социокультурные знания и компенсаторные умения проверяются опосредованно через всю работу.
Важно отметить и тот факт, что все задания сформулированы в ВПР привычным для обучающихся образом, так, как встречаются в учебниках, входящих в ФПУ: «Прочитайте текст вслух. У вас есть полторы минуты на подготовку и полторы минуты, чтобы прочитать текст вслух.» / «Установите соответствие между текстами A–E и их темами, выбрав тему 1–6 из списка. Используйте каждую тему только один раз. В задании одна тема лишняя».
Напомним, что ВПР являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования. Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»
Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...
Интегрированный урок "Урок одной задачи, не лишенной здравого смысла, с использованием двух подходов к ее решению" (геометрия и информатика, 8 класс)
Материал содержит разработку урока и презентацию.Два взгляда на одну проблему, два взгляда с разных сторон, но объединенные одной идеей. Великая мудрость и искусство. Решение задачи в компьютерном и г...
Дидактический прием "Сгибание" при решении задач по геометрии
Цель работ на сгибание: «Разбудить» интерес к геометрии, привлекая внимание к тому, что геометрию можно изучать не только приводя логически-стройные доказательства, а просто сгибая лист бумаги....
Дидактические материалы по теме:«Решение текстовых задач»
Методическая разработка представляет собой в виде дидактического материала по теме: «Решение текстовых задач». Все задачи представлены с решениями, и могут быть использованы в своей ...
Новые дидактические подходы к уроку иностранного языка при реализации ФГОС
В работе представлены новые подходы в преподавании иностранного языка: метапредметный и предметный; разъясняется новое понятие "учебная ситуация"; рассказывается об изменениях в деятел...
Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»
Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»...
Дидактический материал. Тема: "Практикум решения задач на уроках алгебры 8 класса".
Сильные стороны данного пособия:- удобство в работе, доступность изложения, обилие интересных заданий, а также различных дополнительных материалов, необходимьtх для усвоения предусмотренны...