Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений: объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ.
Всего в ГИА три задания с развернутым ответом. Остановимся более подробно на третьем задании, так как опыт показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно это задание. Третье задание в материалах ГИА по химии предусматривает проверку умения учащихся определять состав вещества, записывать его формулу, давать название и составлять уравнения реакций по описанным в условии задания физическим свойствам и/или признакам протекания химических реакций. Выполняя предложенные ниже упражнения, учащиеся приобретут определенный навык при решении как качественных олимпиадных задач, так и при подготовке к ГИА.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»
Целесообразность выбора темы:
Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений: объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ.
Всего в ГИА три задания с развернутым ответом. Остановимся более подробно на третьем задании, так как опыт показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно это задание. Третье задание в материалах ГИА по химии предусматривает проверку умения учащихся определять состав вещества, записывать его формулу, давать название и составлять уравнения реакций по описанным в условии задания физическим свойствам и/или признакам протекания химических реакций. Выполняя предложенные ниже упражнения, учащиеся приобретут определенный навык при решении как качественных олимпиадных задач, так и при подготовке к ГИА.
Соответствие образовательным программам: Данная тема входит в предмет «Химия» основного общего образования.
Цели урока: (Слайд 2)
- Закрепление знаний, полученных на уроках химии;
- Ознакомиться с заданием С3 экзаменационной работы по химии.
- Проверить свою подготовленность к экзамену.
- Расширить опыт выполнения качественных заданий по химии.
Методы и технологии: 1. Метод лекционного изложения; 2. Метод наглядности; 3. Информационно-коммуникативные технологии; 4. Частично-поисковый метод; 5. Технология работы в группах; 6. Технология развития критического мышления.
Из них к СОТ относятся: информационно-коммуникативные технологии; технология работы в группах; технология развития критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация на тему урока, периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, раздаточный материал для учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Напоминание, как делать задания формата С3 ГИА по химии и критериев их оценки.
- Отработка заданий формата С3 ГИА по химии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Напоминание, как делать задания формата С3 ГИА по химии и критериев их оценки.
Учитель: «Сегодня на уроке мы будем учиться решать задания С3. Спецификация заданий ГИА 2013 года определяет задание С3, как «задание на химические свойства простых веществ, химические свойства сложных веществ, качественные реакции на ионы в растворе (хлорид -, сульфат -, карбонат - ионы, ион аммония), получение газообразных веществ, качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). На уроках химии мы изучили химические свойства неорганических веществ и качественные реакции на неорганические вещества.». Начинает показ презентации. Показывает четыре первых слайда. На третьем слайде учитель озвучивает задание, а на четвертом напоминает критерии оценивания задания С3.
3.Отработка заданий формата С3 ГИА по химии.
Учитель возвращает третий слайд.
- Задание С3. Для определения качественного состава кристаллического вещества белого цвета к его раствору добавили раствор гидроксида калия. Образовался осадок. К другой части раствора исследуемого вещества добавили раствор нитрата бария. Наблюдали образование нерастворимого в кислотах белого осадка. Известно, что катион металла, который содержится в данном соединении, входит в состав хлорофилла, а сам металл ранее применялся в фотографии для получения вспышки. Определите состав и запишите название исходного вещества. Запишите два уравнения реакций, которые были проведены в процессе определения качественного состава неизвестного вещества.
Учитель говорит:
«А) Судя по тому, что катион металла, который содержится в данном соединении, входит в состав хлорофилла, а сам металл ранее применялся в фотографии для получения вспышки - можно сделать вывод, что речь идет о магнии. Поэтому при добавлении к исследуемому раствору гидроксида калия, гидроксид магния выпадет в осадок.
Б) При добавлении к другой части раствора исследуемого вещества раствор нитрата бария, наблюдали образование нерастворимого в кислотах белого осадка. Из чего следует вывод, что этот осадок сульфат бария
В) Делаем вывод:
1) Данное вещество – сульфат магния- MgSO4.
Составляем два уравнения реакции:
2) MgSO4 + 2KOH = Mg(OH) 2 + K2SO4
3) MgSO4 + Ba(NO3)2 = Mg(NO3) 2 + BaSO4».
Слайд 5.
После этого учитель листает презентацию (Слайды 6 – 11) и также проделываются следующие задания:
1. С3. При растворении в серной кислоте вещества «А» образуется раствор синего цвета, если к этому раствору добавить раствор вещества «Б» при комнатной температуре ,то образуется нерастворимое вещество «В» светло – синего цвета . Если же добавить больше раствора «Б» и проводить опыт при температуре 95-100 0С ,то выпадет черный осадок вещества «А» . О каких веществах идет речь в задаче? Напишите уравнения описанных реакций.
2. С3. Простое вещество А активно реагирует с водой, образуя вещество Б и газ В. Реагируя с соляной кислотой, вещество А также выделяет газ В; вещество Б с кислотой образует соль , окрашивающую пламя в кирпично-красный цвет (эта соль используется в медицине). Назовите вещества А, Б, В и запишите уравнения соответствующих реакций (Ответ: Соли кальция окрашивают пламя в кирпично-красный цвет . Поэтому вещество А – это кальций.
Ca + 2H2О = Ca(OH)2 +H2
Ca + 2HCl = CaCl2 + H2
Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + H2O)
3. С3. На занятиях учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета.
В результате добавления к нему соляной кислоты, выделился газ. При опускании горящей лучинки в сосуд с данным газом, она затухает. При растворении этого газа в воде, с добавлением лакмуса, раствор окрашивается в красный цвет. При пропуская газа через раствор гидроксида кальция, наблюдается образование осадок белого цвета.
Определите состав неизвестного вещества и запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. (Ответ: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
2.CO2 + H2O ⇆ H2CO3
3.CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O )
4. С3. На практической работе учащиеся исследовали вещество белого цвета. При нагревании его с кристаллической щелочью выделился газ с резким характерным запахом нашатырного спирта. При добавлении к раствору изучаемого вещества раствора нитрата серебра выпал белый творожистый осадок. Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакции, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. (Ответ: NH4Cl-хлорид аммония
2NH4Cl+ Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 ↑+ 2Н2 O
NH4Cl+ AgNO3 = AgCl ↓+ NH4NO3 )
5. С3. Соль образована серебристо-белым, ковким металлом, обладающим высокой тепло и электропроводностью. При добавлении к соли раствора нитрата серебра выпадает осадок белого цвета. При добавлении к соли раствора гидроксида натрия в мольном отношении 1:3 образуется белый термически неустойчивый осадок. Запишите химическую формулу и название соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе ее распознавания. (Ответ: 1) AlCl3 — хлорид алюминия
Составлены 2 уравнения реакций.
2) AlCl3 + 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgCl↓
3) AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl)
6. С3. Ученику был выдано неизвестное простое вещество – порошок желтого цвета. При сжигании этого порошка образуется газ с резким запахом, который в 32 раза тяжелее водорода. При взаимодействии этого газа с другим газом с запахом тухлых яиц образуется то же вещество, что и было дано для исследования. Запишите химическую формулу и название вещества. Составьте 2 уравнения химических реакций.
(Ответ: S – простое вещество
S + O₂ = SO₂
SO₂ + 2H₂S = 3S + 2H₂O)
В конце урока учитель оценивает работу каждого учащегося.
Домашнее задание: еще раз повторить разделы химические свойства и качественные реакции неорганических веществ.
Список использованной литературы
- О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Дрофа. М. 2009
- О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа. М. 2009
- Олимпиадные задачи 1991 года.
- 3.Н.П.Гаврусейко. Проверочные работы по неорганической химии. Просвещение. М.1990
- А.С.Корощенко, А.В.Яшукова. ЕГЭ: шаг за шагом.8-9 классы. Тематические тестовые задания. М: Дрофа, 2011.
- И.А.Соколова. Сборник заданий по химии. -М.: ЭКСМО, 2010.
- ГИА -2012: Экзамен в новой форме: Химия :9-й классы: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме. Д.Ю. Добротин и А. А. Каверина
- 2) Химия. ГИА. Диагностика готовности. – Саратов: Лицей, 2011. Автор Е. П. Ким
- 3) Химия, 9 класс, Подготовка к ГИА – 2012, Издательство «Легион»: Авторы В.И. Доронькин, А.Г. Бережная
- Кодификатор ГИА-2013 по химии.
- Спецификация ГИА-2013 по химии.
- Демонстрационный вариант ГИА-2013 по химии.
Приложение 1.
Качественные реакции неорганических веществ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"
Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"
УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....
Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""
Цели урока:1. Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2. Формирование компетенции...
методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ (задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном кон...
методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ"...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...