МАСТЕР-КЛАСС «РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС»
статья

Тимеркаева Светлана Николаевна

Проблема обучения и развития детей с РАС в обществе становится всё более актуальной и из-за отсутствия во многих городах специальных реабилитационных центров, и из-за недостаточного количества   специальных обучающих программ, и из-за нехватки специалистов, занимающихся обучением данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ras.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Октябрьская коррекционная

школа №19 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ.

МАСТЕР-КЛАСС

«РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС»

                                                                        ПОДГОТОВИЛИ: С.Н. Тимеркаева

                                                                                                      Ю.С. Воронина

 

(СЛАЙД 1)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствуем Вас на методическом семинаре.  Тема которого звучит так-  Разработка рабочих программ по учебным предметам для обучающихся с РАС.

(СЛАЙД 2).

- Для начала необходимо разобраться, что такое категории ОВЗ применительно к детям.  Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем: 

(СЛАЙД 3).

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.  Дети с ОВЗ, согласно Рекомендованная образовательная программа "шифруется" ПМПК номером — где первая цифра-обозначенный код вида нарушения, а вторая цифра после точки -вариант. 

(СЛАЙД 4).

Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения, но сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников.

Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте, имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. В учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ предполагает выдачу свидетельства об обучении.

Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), которую разрабатывает образовательное учреждение с обязательным включением в программу коррекционных занятий. Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. Обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья в пролонгированные сроки. По окончании обучения выдается свидетельство об обучении.

Мы с вами остановимся на восьмой категории детей с ОВЗ-это обучающиеся с РАС

(СЛАЙД 5)

     В начале своего выступления, мне хотелось бы прочитать следующие строки:

Мы просто другие,

Мы живём на другой глубине.

Мы просто такие.

Неизвестно по чьей вине.

Нам себя уже не изменить

И такими, как вы, не стать.

Так попробуйте рядом быть,

Попытайтесь нас просто понять.  (СЛАЙД- ВИДЕО 6)

   Эти слова стали неофициальным гимном  всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

   В последние годы, среди детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  По данным Всемирной организации здравоохранения   1 из 160 детей, рождающихся на планете, страдает синдромом аутизма.   К сожалению, эту тенденцию мы можем наблюдать и в нашей коррекционной школе.

     Проблема обучения и развития детей с РАС в обществе становится всё более актуальной и из-за отсутствия во многих городах специальных реабилитационных центров, и из-за недостаточного количества   специальных обучающих программ, и из-за нехватки специалистов, занимающихся обучением данной категории детей.

      Зачастую, поступление таких детей в образовательную организацию связанно с массой трудностей, как для самих детей, так и для их семей и педагогов. Уже с первого дня в школе такой ребенок демонстрирует аутистические реакции, эмоциональные расстройства, проблемы в обучении, общении, а  нам, педагогам,  порой не хватает знаний, как наиболее эффективно построить работу с такими детьми.  Перед нами  стоит ряд вопросов, которые мы должны решить: как адаптировать «особого» ребенка, научить его учиться, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса (учителем, логопедом, психологом )  и многое другое. С чего же начать и как наиболее эффективно построить образовательный процесс?

    Во-первых, нужно понять, а что такое АУТИЗМ? (СЛАЙД 7)

   Аутизм- тяжёлое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражений эмоций, неадекватным реагированием и дефицитом социального взаимодействия.

    Не всегда даже специалисты могут правильно диагностировать у ребёнка  РАС, поэтому важно знать основные симптомы  детского аутизма: (СЛАЙД 8)

  • дефектная речь или отсутствие разговорной речи;
  • нарушение интеллектуального развития;
  • трудность коммуникации ( нарушение взаимодействия с окружающими людьми);
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • отклонения в поведении.

    С одной стороны, дети с РАС медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно

забраться на парту или  шкаф, «взлететь» на подоконник. 
В эмоциональном плане они, как правило, холодны и равнодушны,  но порой бывают жестоки, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Серьезной проблемой воспитания и обучения ребёнка с РАС является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых. 

    Все дети, имеющие расстройства аутистического спектра,  очень разные. РАС могут проявляться в 4 формах: (слайд 9)

  1. полная отрешённость от происходящего;
  2. активное отвержение всех и всего;
  3. захваченность аутистическими интересами, полная погружённость в то, что ребёнок делает;
  4. трудность в организации общения и взаимодействия с окружающими.

   Несмотря на такие серьёзные отклонения в развитии, важно помнить, что аутичные дети обучаемы и очень нуждаются в обучении.

       Чтобы правильно спланировать работу с ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра, и, самое главное, чтобы эта работа была результативной, важно придерживаться следующих принципов: (СЛАЙД 10)

  1. Принцип комплексного воздействия

     Коррекционная работа с ребёнком с РАС будет более успешной, если её проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, дефектологом и родителями.

Важно: работа специалистов и родителей должна проводиться по одной программе.

  1. Принцип систематичности.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием.
  4. Принцип дифференцированного подхода.
  5. Принцип «право на ошибку».
  6. Принцип «действия в зоне интересов ребёнка».
  7. Принцип игровой подачи материала.
  8. Принцип успешности.    

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

   Дети с РАС отличаются высокой психической пресыщаемостью, низкой концентрацией внимания, неусидчивостью, поэтому работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива, и должна осуществляться поэтапно.

1 этап:  установление контакта педагога с учеником. (СЛАЙД 11)

    Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с учителем, готов с ним взаимодействовать. На этом этапе  определяются средства, способные привлечь внимание ребенка, проводится комплексное обследование обучающегося (его интересы, предпочтения, увлечения и пр.). Длительность этапа: от 1 занятия до 3-4 занятий, в зависимости от психофизического состояния ребёнка.

2 этап: формирование общеучебных навыков.

     В классе у ребенка должно быть только его рабочее место. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.

    Часто аутичные дети не смотрят в глаза. Отводят глаза в сторону, опускают голову. Как замена взгляда «глаза в глаза» вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: « Возьми», « Положи», «Дай». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. Поэтому возможно пищевое подкрепление (печенье, долька яблока, конфета).

 3 этап: овладение навыками альтернативной коммуникации (жестовое общение).

    Этот этап очень важен для безречевых детей с РАС. На данном этапе проводится  работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ». Спонтанное применение жестов детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с  учителем и близкими людьми.

4 этап: обучение.

    На данном этапе учитель использует различные методы и приёмы для обучения, коррекции и развития ребёнка с РАС .

   Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без поддержки со стороны  родителей. Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.

   Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями. Потому необходимо вовлекать родителей  в совместные с детьми занятия, тренинги, праздники.

       В заключение, хочу отметить, что главное  в работе с детьми данной категории– это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

(СЛАЙД 12)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с РАС

                            СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (СЛАЙД 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана   в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся 8 класса 2019-2020 учебный год (учебник О.Б. Соболевой)

Рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету "Обществознание"  составлена еа основе:Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители...

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса на 2020-2021 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 8 классана 2020-2021 учебный год...

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 7класса на 2020-2021 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 7 классана 2020-2021 учебный год( по итогам ВПР)...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 0, 2 и 4 классов (I вариант) на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе:АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).Программы специальных коррекционных общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 кл., обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для  1-4 классов, обучающихся по АООП (вариант 1) построена с учетом специфики усвоения учебного материала  детьми, испытыв...