Предметно-игровые действия детей с нарушением зрения раннего возраста
презентация к уроку
Материал будет интересен и полезен родителяи и специалистам, работающим с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети с нарушением зрения | 102.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметная деятельность - ( ведущий вид деятельности в раннем возрасте) Специфика предметной деятельности Содержание (усвоение функций предметов, закрепленных за ними в общественном опыте ) Особенность предметной деятельности ( совместная деятельность (сотрудничество) со взрослым: усвоение назначения и способа употребления предмета)
Этапы развития действий с предметами 1. неспецифические манипуляции с предметами (на 1 году жизни) ребенок одинаково обращается с любым предметом без учета его свойств (может внимательно его разглядывать, слушать звучание, перекладывать с места на место) 2.специфические манипуляции ребенок начинает замечать особенности предмета, простейшие свойства и соотношения 3.соотносящие действия (к концу 1 года жизни) ребенок начинает использовать предметы в соответствие с их назначением, которое демонстрирует взрослый, при этом они для него выступают не изолированно, а в определенных соотношениях 4. собственно предметные действия или орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения определенного результата. !!! Овладение орудийными действиями – важнейшее достижение раннего возраста.
Организация обучения предметным действиям , с учетом поэтапности их развития предполагает: - подбор предметов; - выполнение совместных действий (прием « рука в руке») ; - использование частично совместных действий; - применение речевого комментирования по ходу выполнения действия и словесных указаний в дальнейшем; - осуществление контроля хода выполнения действий ребенка; - проявление поощрения;
Специфика овладения предметными действиями в условиях нарушенного зрения - Развитие предметной деятельности протекает по тем же закономерностям, что и в норме (от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями). - Трудности в овладении действиями заключается в неразвитости двигательной сферы, обусловленной нарушением зрения. - Слепые дети длительное время неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук, что задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. - При отсутствии контроля зрения до 3-х летнего возраста тактильное восприятие значительно снижено (без зрительного восприятия многие детали предметов остаются незамеченными). - Не в состоянии воспринять размер и определить точную форму плохо координированными движениями пальцев рук. - Сначала выделяет величину объектов и лишь значительно позднее начинает обследовать форму рукой и ртом, а затем различать с помощью осязания качество материалов.
Специфика овладения предметными действиями в условиях нарушенного зрения - Развитие хватания осуществляется по мере дифференциации движений, их упрочения и закрепления держать предметы, начинающееся с простого троганья , приводящего к ощупыванию, постепенно ослабляется хватание и укрепляется выпускание, что является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. - Деятельность с предметами развивается в низком темпе, ее формирование затягивается до 3-4 лет из-за медленного развития двигательных компонентов, характерными являются неспецифические манипуляции, при которых ребенок еще не учитывает свойств предмета и действует со всеми предметами одинаково. - Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых детей после 2 лет (к концу 3 года жизни у большинства предметная деятельность не сформирована), но предпосылки для ее развития есть, так как дети начинают понимать функциональное значение предметов выполняют наиболее простые и часто используемые действия с предметами.
Рекомендации по овладению предметными действиями При обучении хватанию необходимо давать предметы (различные по форме, величине и весу) в руки. - Первоначально направлять руки ребенка и поддерживать предмет. - Предметы, предназначенные для занятий должны быть разнообразными по форме: мяч (брать нужно двумя руками), шарик для настольного тенниса(нужно брать одной рукой), маленькие и большие кубики . - Игрушки должны быть разными по фактуре: резиновые, пластмассовые, ворсовые(выполненные из различных видов ткани). - Занятия ребенка с игрушками и предметами, между которыми он пока не понимает разницы, будут заключаться первое время в непродолжительном простом манипулировании(перекладывание из одной руки в другую, бросание и т. д.). !!! Таких действий вполне достаточно. К концу 1-го года жизни! - Когда ребенку надоест игрушка или предмет, его надо убрать и предложить другой.
Рекомендации по овладению предметными действиями - Ребенок должен учиться «играть» взаимодействовать с предметами самостоятельно! - Необходимо помнить об опасности появления навязчивых движений ( качание из стороны в сторону, надавливание пальцами на глазные яблоки и т.д.), которые -возникают обычно при недостатке двигательной активности; -при остром недостатке информации, получаемой ребенком из внешнего мира, в условиях, когда он еще не умеет, и не может самостоятельно обследовать окружающие предметы и действовать с ними; - отучить ребенка от навязчивых движений очень трудно. -Необходимо учитывать, что ребенок может бояться новых предметов. Прикосновение к некоторым может вызвать у него отрицательные эмоции( к холодным металлическим предметам, мягким меховым игрушкам).
Рекомендации по овладению предметными действиями Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, чем активнее он познает окружающее, тем лучше и быстрее он будет развиваться и вырастет более приспособленным к дальнейшей жизни.
Требования к игрушкам Игрушки должны быть: - безопасными для органов осязания, остаточного зрения ребенка со зрительной патологией; -Побуждающими к активным действиям; -Привлекательными для него, актуальными для его слухового, осязательного восприятия; - Приятными для тактильных ощущений: способствовать развитию и обогащению остаточных зрительных функций; - Обладающими фактурной выраженностью материалов, из которых они изготовлены; выполнены из разных материалов (качество, прочность, соблюдение гигиенических характеристик); - По форме, структуре, организации легко опознаваемыми и осмысливаемыми на основе осязательного восприятия; -Без лишних деталей и элементов, не не с ущих для объекта логическую нагрузку; -Определенного размера, позволяющего активно действовать с ней.
Варианты игрового материала для детей раннего возраста Пирамидки Кубики и наборы строительного материала Матрешки Рамки-вставки Сортеры Музыкальные игрушки (бубен, колокольчик, маракасы) Тактильные плитки П ростые шнуровки Мячи(большие, маленькие, гладкие, рельефные) Наборы животных Посудка Овощи и фрукты
Детей 3-го года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла-один из основных игровых атрибутов, необходимых для развития процессуальной игры. -Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). - В соответствии с требованиями осязательного восприятия- изготовлена из мягкой пластмассы (но с достаточной толщиной материала, что позволит избежать деформации). !!! Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребенка правильного представления об игрушке в целом (негативный опыт взаимодействия) - У куклы должны быть выразительные глаза и рот(желательно, чтобы глаза куклы закрывались, были вставленными, с приклеенными ресницами, но не нарисованными). - Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели четкую, удобную для осязания форму. - Наличие волос на голове. - Голова, руки и ноги куклы должны быть обязательно подвижными. -Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах.
Алгоритм знакомства с куклой Внесение куклы должно быть эмоциональное (короткое по продолжительности представление). -Показ ребенку частей тела куклы (голова, тело, руки, ноги, глаза, рот, нос...), предварительно необходимо попросить малыша показать ту же часть тела у него самого, у взрослого. !!! Не стоит расстраиваться, если ребенок не сможет показать детали игрушек или предметов самостоятельно. Если ребенок умеет показывать части своего тела, необходимо, действуя его руками, а затем лишь направляя его руки, находить части тела куклы ( «Где у куклы голова? Покажи, где у Кати глазки?» и т.д.) Когда ребенок научится с помощью взрослого находить части тела куклы, можно начинать учить его выполнять простые действия с ней. - Обучение элементарным игровым действиям с куклой. !!! Прежде всего, нужно научить ребенка держать куклу головой вверх, а затем выполнять простейшие операции: -обучение укладыванию куклы спать (используя игрушечную кровать с набором постельных принадлежностей, но допускается при первичном выполнении: класть на диван, стул, накрывать и говорить при этом: « Спи, Катя. Спокойной ночи») и т.п., также можно не снимать одежду, но она должна быть минимально представлена).
-Обучение кормлению куклы -дать в руку ребенку чайную ложечку и маленькую мисочку, блюдце, вообще для начала показать все игровые предметы(куклу, ложку и блюдце) и обследовать их с ребенком, действуя его руками или направляя их. - затем левой рукой ребенка находят рот куклы, а правой рукой, держащей ложку, зачерпывают еду и подносят ко рту куклы. - при этом не забываем проговаривать каждое действие: « Кукла хочет кушать. Давай ее покормим….. !!! Следует помнить, что обучение кормлению куклы может иметь успех только в том случае, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать. - обучение выполнению другим доступным действиям с куклой : например, если ребенок знаком с расческой и его учили причесывать себя, то его можно научить причесывать куклу; раздевать и одевать, используя комплекты сезонной одежды; купать, лечить… Действия с игрушками , которым учат малыша взрослые, еще не являются настоящей игрой. Ребенок выполняет лишь те конкретные действия, которые ему знакомы из собственного опыта, и выполнять которые с определенной игрушкой его научил взрослый. Но их выполнение является необходимым этапом развития игровой деятельности, которая должна стать ведущей в дошкольном возрасте.
Становление игры ребенка с нарушением зрения Предполагает: п ервоначальное вовлечение ребенка в игровую ситуацию; !!! При этом одной из задач образовательной деятельности выступает развитие потребности у данной категории детей во взаимодействии со взрослым, который -организует игровое поле с учетом особенностей ребенка - знакомит с игрушками -обучает игровым действиям с ними - побуждает ребенка к подражательным действиям -обогащает игровой опыт ребенка Т о что сформировано на этапе раннего возраста, безусловно является базовой основой для дальнейшего развития игровой деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения
Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...
Формирование предметно-игровой деятельности у детей с нарушениями развития
Статья содержит теоретический и практический материал по формированию предметно-игровых действий у детей с нарушениями развития....
Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...
Программа для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста для детей с нарушением зрения.
Программа направлена на решение коррекционных задач в работе с детьми с нарушениями зрения....
Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)
Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...
Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.
Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...
Предметно-игровые действия детей с нарушением зрения раннего возраста
Консулльтация для родителей...