Формирование предметно-игровой деятельности у детей с нарушениями развития
статья по теме
Статья содержит теоретический и практический материал по формированию предметно-игровых действий у детей с нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование предметно-игровой деятельности у детей с нарушениями развития | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предметно-игровой деятельности у детей с нарушениями развития.
Предметная деятельность - одна из первых и важнейших форм деятельности ребенка. В рамках предметной деятельности происходит интенсивное психическое развитие ребенка, формируется наглядно-действенное мышление, речь, игровая деятельность. В процессе формирования предметной деятельности ребенок знакомится с окружающим предметным миром, овладевает различными способами действий с предметами. Особую роль при этом играют соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия - такие действия с предметами, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствии с другим или одну часть предмета в соответствии с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства предметов. Принцип соотносящих действий заложен во многих дидактичесикх игрушках(башенки,матрешки,пирамидки). В игре «Соберем горку» взрослый совместно с ребенком снимает шарики со стержней.Обращает внимание ребенка , что у шарика есть отверстие.Затем совместно с ребенком одевает шарик на палочку, держась второй рукой за основание горки.
Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет - орудие (ложка, вилка, сачок, молоток и. т. д.) употребляется для воздействия на другие предметы. Способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Взрослый учит ребенка нанизывать бусы(катушки) на шнурок,доставать предметы и игрушки сачком,ложкой,ситечком из воды и перекладывать их в тарелочки,пересыпать ложкой сыпучие вещества из мешочка в коробочку и.т.д.
Продолжением и развитием предметной деятельности являются процессуальные действия - многократное повторение предметного действия, например, длительное повторение укачивания куклы, катание машины.В дальнейшем процессуальные действия заменяются цепочкой игровых действий, которые хорошо знакомы ребенку в быту(кормление,укладывание спать, причесывание и.т.д).
Игры с кубиками.
Сначала дети учатся строить из крупных пластмассовых кубиков башенки, затем дорожки, домики, ворота.
В игре «Башня» взрослый показывает, как надо ставить кубики друг на друга,так чтобы получилась башня. Подчеркивает,что кубики ставят аккуратно, иначе постройка разрушится.Если ребенок не может выполнить действие самостоятельно, взрослый действует его руками, в конце –постройка обыгрывается.
В игре «Дорожка» взрослый предлагает построить дорожку из кубиков, ставя кубики рядышком,привлекает ребенка к действию.Показывает, какая получилась длинная дорожка, , обыгрывая постройку, стимулирует взять игрушку- и провести ее по дорожке- «Топ-топ-топ- топ , наша куколка идет,ни за что не упадет!»
Игры с мячами.
Взрослый знакомит ребенка с мячом, рассказывает о его свойствах: «Это-мяч,он-круглый, большой. Возьми мяч, дай мяч!».Затем взрослый показывает, как играть с мячом, стимулирует прослеживать за его движением: «Мячик,мячик,прыг да скок ,укатился в уголок.Куда же покатился наш мяч, давай его найдем». Так же ребенка учат прокатывать мяч по полу, отталкивая его от себя двумя руками, ловить мяч. На начальных этапах действия выполняются совместно - рука ребенка в руке взрослого. Взрослый учит ребенка ловить мяч, брошенный на лету и бросать мяч в руки взрослого,в корзину, катать с горки, через ворота , сбивать мячом кегли. В играх используются мячи разных размеров и фактуры.
Игры с машинками.
Взрослый учит ребенка играть с разными машинами - возить по комнате,катать в машине кукол,перевозить кубики,загружать и выгружать их из машины.Показывая,как по-разному может ехать машина- вперед,назад,быстро,медленно,поворачивая,взрослый стимулирует ребенка повторить действия,а так же звукоподражание сигнала машины-«би-би». Можно предложить построить гараж из кубиков.Показать,как машина заезжает в гараж и как выезжает из него. Из строительных наборов,подсобных материалов соорудить тоннели и мосты,по которым поедут машины.
Игры с куклами.
Для введения ребенка в игровую ситуацию,формирование интереса к игрушке и действиям с ней используют сюрпризные моменты(игрушка в мешочке,кукла в яркой коробке),заводные,музыкальные игрушки. Так, в игре «Кукла»взрослый обращает внимание ребенка на красивую коробку,достает из нее игрушку: «Это кукла-Ляля.Поздоровайся с Лялей,скажи-привет! Попроси Лялю.Скажи: дай. На Лялю. Какая красивая кукла, давай погладим ее по головке». Взрослый показывает, как кукла ходит-«топ,топ», здоровается,подает руку,говорит-«привет!».Затем взрослый отдает куклу ребенку, побуждая его повторить действия или выполняет действия совместно.В процессе игры взрослый называет куклу по имени, воспитывая отношение к кукле- как партнеру по игре-дочке, девочке.
В игре «Уложим куклу спать»взрослый укачивает на руках куклу,напевая: «А-а-а». Затем взрослый обращается к ребенку: «Возьми Лялю,покачай ,спой песенку».Если ребенок не подражает взрослому, действия выполняются совместно.
В игре «Сварим кашу» взрослый сажает перед ребенком куклу и говорит: «Кукла хочет кушать.Давай сварим для нее кашу.»Взрослый достает кастрюльку с манной крупой,добавляет в нее воды,показывает ,как мешать кашу ложкой,озвучивая все свои действия. Затем- достает кастрюльку для ребенка и предлагает тоже сварить кашку и покормить куклу. Так же с куклой можно производить и другие действия-одевать и раздевать,мыть кукле руки,катать в коляске,сажать и высаживать из коляски.
Когда ребенок научится действовать с одной куклой,можно переносит эти действия на другие куклы,а потом на другие игрушки-например,мишку,зайку,собачку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.
В современном мире очень сложно найти свою социальную нишу обычному человеку, а тем более человеку с нарушениями в интеллектуальном развитии. Поэтому одной из главных задач, которую должен реш...
Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...
Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...
Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития
Сесомоторное плсобие "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей, речевых н...
Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи.
Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи....