Взаимодействие школы и семьи как фактор, способствующий повышению мотивации к обучению
статья по теме
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
Л. Выготский
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Непременным условием развития школы наших дней является сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для повышения мотивации к обучению у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи как фактор, способствующий повышению мотивации к обучению
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
Л. Выготский
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Непременным условием развития школы наших дней является сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для повышения мотивации к обучению у детей. В нашей школе систематически ведется работа по повышению мотивации у обучающихся. Самый яркий пример для ребенка - это пример родителей и учителей.
Мы используем формы совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся, которые условно можно разделить на три основных направления:
- формы познавательной деятельности:
- дни открытых уроков (проходят в рамках предметных недель);
- праздники знаний и творчества (особенно активно проходят в начальной школе);
- турниры знатоков (ежегодное участие команд обучающихся, учителей и родителей в открытом турнире городов ЗАТО Александровск по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг»);
- выпуск газет (День города, День подводника, 8 Марта, Новый год, День Победы, по технике безопасности и т.д.);
- совместные олимпиады (дистанционные предметные олимпиады, семейные олимпиады); родители участвуют во всех видах проектов, проводимых в классе: оформляют праздники, готовят призы, оценивают результаты, сами участвуют в проектах, создавая собственные или смешанные команды;
- форма трудовой деятельности:
- родители, дети, классные руководители, сотрудники школы вместе оформляют кабинеты, благоустраивают территорию школы, участвуют в акции «Чистый город», «Чистый класс», ежегодно совместными силами проходят субботники в зоне отдыха у родника.
- формы проведения досуга:
- подготовка концертов (Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, Фестиваль солдатской песни ко Дню Победы);
- соревнования («Папа, мама, я – спортивная семья», семейный баскетбол, пионербол);
- конкурсы, викторины, связанные с историческими датами нашей страны (освобождение Заполярья от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны, блокада Ленинграда, Бородинское сражение и т.д.);
- КВНы (День смеха, День защитников Отечества, 8 Марта);
- туристические походы в сопки (День здоровья);
- экскурсионные поездки (саамская деревня, музеи, кинотеатры г. Мурманска);
- семейные праздники (Масленица, День именинника, День матери);
- фестивали (фестиваль солдатской песни «На безымянной высоте»);
- Акции (Красная ленточка, «Поздравь солдата», День памяти, погибших в г. Беслан «Они очень хотели жить»).
Родители принимают участие во всех этих мероприятиях как:
- разработчики творческой идеи проекта; как консультанты подготовки проектов, написания сценариев, планирование творческих дел;
- художественные оформители и техники специалисты по изготовлению и наладке необходимой материальной части проекта;
- непосредственные участники различных культурно-образовательных акций и творческих дел;
- члены жюри и ведущие эксперты;
- специалисты-родители частые гости на родительских собраниях с темами по профориентации, по здоровому образу жизни, темами патриотической направленности.
Такие проекты позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны. Помимо экспертной деятельности участие в подобном проекте дает и психологический эффект – родители чувствуют себя активными субъектами образовательного процесса.
Школа сталкивается еще с одной проблемой, которую, не решив, невозможно достичь положительного результата по повышению мотивации к обучению у детей. Это нежелание самих родителей вникнуть в причину слабой мотивации детей к обучению, а порой и полное ее отсутствие. Как разбудить творческую энергию родителей? Как преодолеть нежелание, пассивность или робость? Практика показывает, что есть несколько верных способов:
- постоянная информация о готовящихся творческих делах;
- поощрение инициативы родителей;
- максимальное использование профессионального потенциала родителей в повышении мотивации детей.
В школе организовано психолого-педагогическое просвещения родителей, которое проводится в виде:
- лекции.
Лекцию проводит сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных ситуаций. Поэтому в лекции можно раскрыть причины сложившейся ситуации, условия ее протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций разнообразная, интересная и актуальная для родителей, например, «Как помочь ребенку учиться», «Как приучить ребенка трудиться», «Семейная мотивация».
- Практикум.
Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. Обычно такие ситуации рассматриваются в рамках проведения родительских собраний.
- Открытые уроки
обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Традиционно один-два раза в год в школе проводятся открытые уроки. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.
- Индивидуальные тематические консультации.
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
- Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.
Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
- Вечера вопросов и ответов
проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц).
- Диспут, дискуссия - обмен мнениями
по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Психолого-педагогическое просвещение родителей способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.
Ежегодно проводятся встречи с администрацией школы, педагогами, работающими в конкретном классе. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска составляется программа действий, перспективного плана совместной работы.
В школе организуется индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который выбирается на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при взаимодействии они совместно решают общие задачи.
Любая форма участия в делах школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество, родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это в свою очередь оказывает позитивное влияние на развитие детей, активизирует учебный процесс, у детей становится более адекватной их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использов...
Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...
Интернет-технологии как фактор повышения мотивации к обучению английского языка
Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Информационные технологии, в первую очередь, Интернет, дают возможность измени...
Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.
В данной статье представлен обзорный материал по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе....
«Духовно-нравственное развитие обучающихся как главный фактор педагогического взаимодействия школы и семьи»
Вопрос взаимоотношения семьи и школы во все времена был актуальным, но новизна современной ситуации в том, что значительная часть современных родителей пытается разобраться в сущности подходов к обуче...
Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей.
В статье рассматривается проблема современного образования и воспитания школьника с точки зрения взаимодействия участников этого процесса. Отмечаются острые моменты современного состояни...
Активные приёмы работы, способствующие повышению мотивации, при обучении русскому языку в средней школе.
В данной работе предложены приемы, способствующие повышению мотивации при обучении русскому языку в средней школе....