Рабочая программа подготовки к ОГЭ - 2022
рабочая программа (9 класс)

Ооржак Долума Алдын-Хереловна

Рабочая программа дополнительных занятий для подготовки к ОГЭ по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_konsultatsiy_oge.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская  средняя  общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании ШУМО

Протокол № ___ от ___________

Руководитель: _____   (Ондар Ч.С.)

Согласовано

ЗД по УВР:_______     (Сарыглар Н.Д.)

____________

Принято

Решением педагогического

Совета

Протокол № ___  от ___________

«Утверждаю»

Директор школы:

____ (Ондар Ч.Ы.)

Приказ № ___

от __________

Рабочая программа

подготовки обучающихся 9 класса

к ОГЭ по русскому языку

 

на 2021-2022 учебный год

Составитель программы:

Ооржак Долума Алдын-Хереловна -

учитель русского языка и литературы  

с.Ак-Даш-2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительных занятий для подготовки к ОГЭ по русскому языку разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 17 июля 2015 г);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями от 5.07.2017 г.)

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7.07.2015 г);

- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 07.06.2017 №506);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 4-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

-требований федерального государственного стандарта среднего общего образования; в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

-учебного плана МБОУ «Ак-Дашская СОШ» (Приказ №12 от 24.08.2021г.);

-годового учебного календарного графика МБОУ «Ак-Дашская СОШ» (Приказ №24 от 24.08.2021г.);

-санитарно-эпидемиологических требований к условиями организации обучения  в образовательном учреждении (утверждены постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189);

- положения о рабочих учебных программах по предметам МБОУ «Ак-Дашская СОШ» (Приказ №22 от 24.08.2021г.)

Программа подготовки к  ОГЭ по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. 

Цели и задачи изучения курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

      Задачи курса:

 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

 6. Дать обучающимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

 7. Опробовать разработанные КИМы  для сдачи ОГЭ.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) овладение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

         Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяется формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                                             Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-8. При подготовке к выполнению заданий с кратким ответом  формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; выполнять синтаксический, пунктуационный, орфографический и лексический анализы; выполнять анализ содержания текста; распознавать и характеризовать виды средств выразительности языка.

      Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста(9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:

- понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

- проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

- продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      

- способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

- умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство;

- аргументации;   умение композиционно оформлять текст;

- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Содержание

Введение(3 ч.)

Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков

 Подготовка к написанию изложения (19 ч)

Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования.

 Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

 Исключение как прием сжатия текста

Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия.

Упрощение как прием сжатия текста.

Сочетание упрощения  и исключения.

Сочетание исключения и обобщения.

Сочетание упрощения, исключения и обобщения.

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

 Написание изложения.     Работа над ошибками

   Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (24 ч)      

1. Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. (Задание 2.)

2. Пунктуационный анализ. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3. Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

4.Орфографический анализ слова. Поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами. (Задание 5.)

5. Анализ содержания текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

7.Лексический анализ слова . (Задание 8.)

 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – (15 ч)

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

Корректировка текста.

Контроль знаний(4 ч)

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

     Резервные часы(3 ч.)

        

        Учебно-тематический план

п\п

Наименование  разделов

Количество часов

1

Вводные занятия

3

2

Подготовка к написанию изложения

19

3

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом

Подготовка к устному экзамену.

24/10

4

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

15

5

Контроль знаний

4

6

Резервные часы

3

Всего

68

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

Вводные  занятия

3

1

Структура экзаменационной работы

1

2-3

Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков

2

Подготовка к написанию изложения

19

4-5

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

2

6

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

7-8

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

2

9

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста

1

10

Исключение как прием сжатия текста

1

11

Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия.

1

12

Упрощение как прием сжатия текста.

1

13-14

Сочетание упрощения  и исключения.

2

15-16

Сочетание исключения и обобщения.

2

17-18

Сочетание упрощения , исключения и обобщения.

2

19

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

1

20-21

Контрольно-зачетное изложение

2

22

Работа над ошибками

1

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом

24

23-25

 Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. (Задание 2.)

3

26-28

 Пунктуационный анализ. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3

29-31

Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

3

32-35

 Орфографический анализ слова. Поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами. (Задание 5.)

4

36-38

 Анализ содержания текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

3

39-41

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

3

42-44

 Лексический анализ слова: определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов. (Задание 8.)

3

45-46

 Контрольная работа в виде компьютерного тестирования.

2

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

15

47-48

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2

49-50

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

2

51-52

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

2

53-54

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание  9.1)

2

55

Работа над ошибками

1

56-57

 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 9.2)

2

58

Работа над ошибками

1

59-60

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 9.3)

2

61

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

Контроль знаний

62-65

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

4

66-68

Резервные часы

3

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сенина Н.А.: Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2022. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года.

3. Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.

7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2017.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2017

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Материально-техническое обеспечение: Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Spotlight 8 2021 - 2022 ФГОС

Рабочая программа разработана по ФГОС для 8 класса по умк Spotlight...

Рабочая программа 9 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа 9 класс 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по Кубановедению 2021-2022

Рабочая программа по Кубановедению 2021-2022...

Рабочие программы по информатике 2021-2022 уч год

Рабочие программы по информатике...

Рабочая программа 9 класс 2021-2022 уч. год

Рабочая программа 9 класс, 3 час - бадминтон....

Рабочие программы по математике 2021-2022 учебный год

Рабочие программы преднезначены для проведения уроков математики, алгебры, геометрии в основной школе....