Виды работы с бумагой
тест

Маклахова Елена Владимировна

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_raboty_s_bumagoy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды  работ с бумагой

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика

— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация

– сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание

– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает:

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения) ;

- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ;

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга) .

5. Папье-маше

(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:

1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;

2. раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

6. Оригами

(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами

- одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге) .

8. Киригами

(с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером простого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг

( «птичье перо») - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с

позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.

10. Айрис фолдинг

( «радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура

- это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из – за сложности не применяется.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Сорта бумаги для творчества

Бумага - самый доступный материал. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Газета рассчитана на кратковременное использование. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Бумага для печатания книг и журналов, обложек подразделяются на типографскую, нотную, литографную и так далее. Такая бумага в магазине не продается, но для оригами можно использовать старые журналы, иллюстрированные красочными рисунками. Для этой же цели применяют и особую синтетическую бумагу, на которой напечатаны географические карты. Эта бумага гладкая и прочная. Она не деформируется, если ее намочить, а затем высушить, поэтому из нее можно складывать игрушки, которые вступают в соприкосновение с водой: лодочки, парусники.

Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокса в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Бумага чертежно-рисовальная, эстампная - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать. Такую бумагу можно также использовать в объемной пластике, для вырезания и плетения.

Калька - это прозрачная или полупрозрачная бумага, пропитанная воском или маслом. Ее можно использовать для изготовления крыльев бабочек, стрекоз, жуков. Кроме того, из кальки прекрасно получаются игрушечные фонарики. Она хорошо сочетается с фольгой и другими типами бумаг.

Упаковочная и оберточная бумага бывает с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком. Она различается по плотности, текстуре и составу. Это разнообразие позволяет использовать ее для изготовления самых разных поделок и в оригами, и в объемной пластике, и в плетении, и в аппликации.

Цветная альбомная бумага. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, придающими ей сходство с бархатом. Бывает самых разных цветов, но без полутонов. Для оригами она годится весьма ограниченно, так как плохо держат сгиб. Кроме того, раз сделанный сгиб резко выделяется на листе, поэтому исправлять или переделывать игрушки из этого типа бумаги нельзя. Зато она прекрасно подходит для вырезания, аппликации и бумагопластики. Часто используется в качестве фона декоративных композиций.

Бумага самоклеющаяся может иметь как глянцевую, так и матовую лицевую поверхность. С другой стороны на эту бумагу нанесен особый клеящий состав, защищенный специальной бумагой. Для приклеивания к любой поверхности - бумаге, пластику, дереву, стеклу или металлу - необходимо аккуратно отсоединить закрывающий клеевую поверхность слой бумаги и прижать к основе. Выпускается всех цветов и полутонов.

Картон применяется в основном для художественного конструирования. Обычно выбирают тонкий разноцветный картон. При его сгибании надо быть особенно внимательным, так как согнуть картон можно только один раз. На картон можно наклеивать цветную бумагу, создавая различные композиции и плоскостные панно. Служит он и как основа, подставка для различных поделок.

Виды и свойства бумаги

Вид бумаги

Свойства

Применение

Цветная односторонняя

Тонкая, рыхлая, легко рвётся

Для объемных поделок

Цветная двухсторонняя

Тонкая, лёгкая на разрыв

Шарики, комочки для объёмной лепки, рельеф местности

Картон (цветной)

 

Плотный, сохраняет форму после высыхания клея

Служит ярким фоном для композиций

Креповая (гофрированная) разной толщины и плотности

Пластичная, легко сминается, растягивается, сохраняет форму, хорошо перекручивается

Жгутики, бантики, детали с элементами перекручивания, сборки, изготовление цветов

Бумага для ксерокса (белая и цветная)

Плотная, прочная на излом, хорошо сохраняет сгибы

Фон для композиций, оригами, крупные детали, четкие очертания рельефа

Картон (гофрированный) односторонний

Фактурность поверхности, декоративность

Фон, в коллажах детали с характерной фактурой (крыши, бревенчатые стены и т. п.), круглые башни, вазы…

Бумажные цветные салфетки (столовые)

Пластичная, мягкая, легко сминаются в маленькие шарики, жгутики

Создание полуобъёмных аппликаций на фон

Текстурная бумага (обойная)

Плотная, прочная, плохо сохраняет сгибы, имеет характерный рисунок

В качестве фона, передача рельефа в макетах

Газетная

Тонкая, пластичная. В мятом виде сохраняет форму

Для упражнений, как наполнитель

Журнальная

Плотная, гладкая, прочная на разрыв, на излом

Для упражнений, передача рельефа, объёмной лепки

Прозрачная, упаковочная

Не держит форму в смятом виде

В качестве стекла для ваз, окон, имитация льда.

Конфетные обертки (фантики)

Яркие, легко сминаются, не сохраняют форму, при перекрутке иногда требуется перевязать ниткой

Бабочки, объёмные цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Виды и свойства бумаги"

Данное занятие относится к теме «Оригами». На занятии отрабатывались приемы складывания базовых форм.  Сложность данного занятия  состоит в освоении приемов складывания различных видов...

Презентация "Работа с бумагой"

презентация к уроку "Работа с бумагой"...

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...

Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"

Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...