Конспект занятия "Виды и свойства бумаги"
методическая разработка на тему

Денисенко Валентина Федоровна

 

Данное занятие относится к теме «Оригами». На занятии отрабатывались приемы складывания базовых форм.  Сложность данного занятия  состоит в освоении приемов складывания различных видов бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vidy_i_svoystva_bumagi.docx72.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей № 1

станицы Павловской муниципального образования Павловский район

Конспект

занятия в творческом объединении

«Мир оригами»

(1 год обучения)

Тема «Виды и свойства бумаги»

Автор – Денисенко Валентина Федоровна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДОД № 1ст. Павловской

 МО Павловский район

ст. Павловская

2012 г.

Конспект

занятия в творческом объединении «Мир оригами»

(1 год обучения)

Руководитель творческого объединения Валентина Федоровна Денисенко,

 педагог дополнительного образования

Тема -  Виды и свойства бумаги

Цель -   познакомить обучающихся с видами и свойствами  бумаги в процессе складывания в технике оригами

Задачи:

 - выяснить какие свойства имеет бумага;

 - развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;

- научить выполнять фигуру кота из разных видов бумаги ;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование 

  1. для педагога - образец поделки, схема выполнения мордочки кота, альбом «Виды и свойства бумаги», компьютерная презентация к беседе «Виды и свойства бумаги», магнитофон, диск с записями японской музыки;
  2. для обучающихся – бумага (офисная, газетная, фотобумага, салфетки, цветная бумага, картон, бумага для оригами, картон), ножницы.

Литература:

1. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.
2. http://www.origami.ru
3 Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.

План занятия

1. Организационный момент                                                           2 мин

2.Актуализация знаний обучающихся                                            3 мин

3. Основная часть. Беседа «Виды и свойства бумаги»                  20 мин

4. Динамическая пауза                                                                      5 мин  

5. Практическая работа                                                                     15 мин    

      Перемена

6.Продолжение работы                                                                      20 мин

7. Динамическая пауза                                                                       5 мин

8. Продолжение работы                                                                     10 мин

9. Итог занятия                                                                                   10 ми

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности рабочего места к занятию. Работа с журналом.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Сегодня мы с вами поговорим о бумаге.

- Что вы знаете об этом материале?

- Где используют бумагу?

Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)

- Из какого материала производят бумагу?

- Бесконечны ли природные запасы?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы?

3.Основная часть.

Беседа «Виды и свойства бумаги». Компьютерная презентация.

Бумага – это один из самых распространенных материалов. Происхождение бумаги было обусловлено появлением письменности – ведь помимо изобретения алфавита и грамматики, необходимо было на чем-то писать. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли, бумага появилась не сразу. Пожалуй, что можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. До V-го века папирус оставался основным материалом для письма, и лишь в X веке от него практически полностью отказались.

Параллельно с развитием папируса началось развитие другого материала, который оказал большое влияние на историю бумаги. Этим материалом стал придуманный во II-м веке до нашей эры в Малой Азии пергамент. Свое название он получил из-за места, где началось его производство – города Пергама Пергамского царства.

Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше.

Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Происхождение бумаги во многом было обусловлено тем, что для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. Дальнейшим шагом в истории развитии бумаги стало ее полное вытеснение из употребления деревянных дощечек в III веке, которые ранее использовались для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, цвета, толщины и пропитывали специальными веществами для более длительного хранения.

Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. В XV-XVI веках темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства.

Современные технологии сильно изменили мир. По мере распространения телевидения, компьютеров и интернета регулярно предрекается смерть книг, журналов и газет (а вместе с этим – еще и большой спад бумажного производства). Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и журналы, и газеты все еще живы, а это значит, что история бумаги продолжается! Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.

Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.

Виды бумаги.

Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)

Отделочный материал (обои)

Поделочный материал (оригами, папье-маше)

Декоративная  (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных  переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)

Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)

Для производства денег 

Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага,  наждачная бумага).

4.Динамическая пауза.

(для улучшения мозгового кровообращения)

 И. п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 – поворот головы налево, 4 – и. п. Повторить 6 раз в медленном темпе.

 И. п. – стоя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и. п., 3 – то же правой рукой, 4 – и. п. Повторить 4 раза в медленном темпе.

5. Практическая работа.

- На сегодняшнем занятии мы проведем исследование видов и свойств бумаги. Наше исследование будет проходить в два этапа.

1 этап - изучение свойств бумаги.

2 этап - практическая работа (выполнение поделки).

Рассмотрим  свойства бумаги.

 Гладкость.

        На примере   разных листов писчей, газетной, оберточной бумаги можно увидеть, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная.        Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

Прозрачность бумаги.

        Прозрачность  бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, наложила на картинку и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине.

 Пористость

        Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась.          Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

Растяжимость

        Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует

способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

Мягкость

        Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и

пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

Влагопрочность

        Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет.  Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

Горение

        Как вы знаете  бумага хорошо горит. От сгораемой бумагиостается пепел, зола. Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения

комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.

Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и  предназначение.

Перемена.

6. Продолжение работы.

Как вы знаете, мы изучаем японское искусство оригами. Наша задача выполнить поделку в технике оригами из разных видов бумаги и сделать вывод, какая бумага лучше всего складывается в данной технике. По результатам исследования вы заполняете таблицу (приложение 2), где отмечаете, какой вид бумаги лучше хорошо складывается

Перед вами лежит схема выполнения мордочки кота (Приложение 1). Внимательно изучите, вспомните все условные обозначения. Не забывайте о правилах безопасной работы с ножницами, бумагой

Во время практической работы по необходимости оказываю индивидуальную помощь обучающимся, поясняю способы сборки цветка, делаю поправки.  

7.Динамическая пауза. (Упражнения, корректирующие осанку).

Мы проверили осанку

И свели лопатки

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках. 

8.Продолжение работы

Выполнение поделки из следующих видов бумаги:

- газетная бумага;

- офисная бумага;

-  фотобумага;

 - цветная бумага;

-  гофрированный картон;

- бумага для оригами;

- китайская рисовая бумага;

- чертежно – рисовальная бумага;

- обои;

- цветной картон;

- упаковочный картон.

Заполнение таблицы.

9.Итог занятия

По окончании работы делаем выводы по этапам работы.

1 этап – изучение свойств бумаги. В зависимости от толщины материала можно сказать, что бумага -  тонкий непрозрачный материал,  легко режется и мнется,  сгибается и сохраняет линию сгиба, впитывает влагу, можно на ней печатать, легко воспламеняется и быстро горит.  Берегите  бумажные предметы от воды и огня!

2 этап - практическая работа с разными видами бумаги. Исследовали 11 видов бумаги. В результате у нас получились следующие данные.

Хорошо складывается:

-офисная бумага, цветная  бумага, газетная бумага, бумага из набора для оригами, китайская рисовая бумага.

Плохо складывается: чертежно – рисовальная бумага, обои, цветной картон, фотобумага.

Не складывается: гофрированный картон, упаковочный картон.

Вывод. Практически из любого вида бумаги можно сложить поделку в технике оригами.

Из исследования свойств бумаги, из истории происхождения бумаги можно сказать, что бумага – ценный материал  для человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту.

    Можно ли заменить бумагу? Сейчас огромные библиотеки помещаются на нескольких дисках компьютера. Но компьютеры есть ещё не везде, и работают только от  электрической сети.  Но чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить ее, ведь для производства одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Экономия бумаги напрямую связана с сохранением наших лесов, красивых деревьев. Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!

  На этом наша работа не закончится. В будущем мы изучим технику мокрого складывания оригами, где основным  материалом будет картон.

 

                                                                                                                                                 

Приложение 1

Схема выполнения мордочки котенка


1. Сделайте перегиб и сложите листок по диагонали.

2. Согните уголки вниз.

3. Отогните оба нижних уголка вперёд, как показано на рисунке.

4. Переверните.

5.Котёнок готов.

Приложение 2

Свойства бумаги на предмет складывания в технике оригами

Вид бумаги

Хорошо

складывается

Плохо

складывается

Не складывается

газетная бумага

*

 офисная бумага

*

 фотобумага

*

цветная бумага;

*

гофрированный картон

*

бумага из набора для оригами;

*

 китайская рисовая бумага

*

чертежно – рисовальная бумага

*

обои

*

цветной картон

*

*

 упаковочный картон

*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

Материал содержит конспект урока по геометрии в 7 классе...

свойство бумаги

конструирование из  бумаги....

Конспект занятия «Аппликация из бумаги. Венок»

Занятие разработано для детей младшего школьного возраста. Несложное украшение для дома, хороший подарок родным....

План – конспект занятия «Аппликация из бумаги и атласных лент»

Данный материал знакомит с аппликацией из бумаги и атласных лент. Файл содержит информацию о технологии изготовления декоративной рыбки и используемых материалах....

Конспект открытого занятия "ЧУДО-БУМАГА" (кружковая работа)

Цель. Познакомить со способами изготовления бумаги,  особенностями производства бумаги и видами бумаги;  учить соотносить вид бумаги со способом её применения; учить производить исследование...

Конспект занятия «Машинка из бумаги оригами»

Конспект занятия «Машинка из бумаги оригами»...