«Профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением ) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
Современные требования к эффективности обучения грамоте в ДОУ становятся выше из года в год. Это обусловлено возрастающей в современных условиях ролью чтения как особого вида деятельности, который необходим для общеобразовательной подготовки человека и стимулирует развитие его интеллектуальных способностей, совершенствует личность. На сегодняшний день требования к поступающим в первый класс детям очень высоки.
Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен с помощью чтения. Ребёнок, который идет в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики дислексии у детей дошкольного возраста.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением ) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Долгое время исследователи спорили об истинных причинах дислексии, но сошлись во мнении, что трудности чтения вызывает совокупность определённых факторов, среди которых:
1. Наследственная предрасположенность
Если мама или папа страдают различными нарушениями чтения или письма из-за незрелости определённых зон головного мозга, то с вероятностью 50–60% они передадутся и ребёнку.
2. Физическое и психическое здоровье ребёнка
Как правило, расстройства чтения чаще встречаются у соматически ослабленных детей, с хроническими заболеваниями, перенесёнными в раннем возрасте инфекциями или травмами головного мозга.
3. Патологии матери во время беременности и родов
4. Внешние факторы
Двуязычие в семье, дефицит речевых контактов, невнимание родителей к речи ребёнка.
Среди логопедов общепринятой является классификация дислексии, разработанная доктором педагогических наук Лалаевой Р. И.
Она выделяет 6 видов дислексии:
1. Фонематическая (акустическая) дислексия
Фонематическая дислексия наиболее часто проявляется у дошкольников и младших школьников.
Ребёнок при чтении пропускает согласные в словах, заменяет их на другие или переставляет слоги местами.
2. Семантическая дислексия или механическое чтение
При этом виде нарушений ребёнок не понимает смысла прочитанного текста, хотя знает все слова по отдельности.
3. Аграмматическая дислексия
Школьник с трудом овладевает грамматическим строем речи, не может правильно согласовать существительное и прилагательное и ошибается в падежных конструкциях.
4. Мнестическая дислексия
Ребёнок никак не может запомнить буквы, постоянно их путает, не может соотнести звук с буквой.
5. Оптическая дислексия
Проявляется в трудностях запоминания графического образа букв, их постоянном смешении. Может быть зеркальное чтение. У таких детей, как правило, нарушена ориентировка в пространстве, а в тяжелых случаях — и в собственном теле.
6. Тактильная дислексия
Этот вид дислексии характерен для слепых детей, использующих для обучения азбуку Брайля. Они путают тактильно похожие буквы, пропускают их, не держат строку.
Признаки дислексии у ребёнка можно заметить ещё в дошкольном возрасте, но вот окончательный диагноз ему поставят только с началом школьного обучения.
Ошибки, которые совершает ребёнок-дислексик, ничем не отличаются от ошибок ребёнка, который учится читать. Разница состоит в том, что трудности у дислексика сохраняются намного дольше и имеют стойкий характер.
Итак, к симптомам дислексии у ребёнка школьного возраста относятся:
- чтение по буквам или по слогам в медленном темпе;
- постоянная «путаница» букв и слогов, большое количество ошибок при чтении;
- отсутствие каких-либо звуков в речи, замена их на другие;
- непонимание ребёнком смысла прочитанного текста;
- невозможность пересказать даже короткий текст;
- трудности с ориентировкой в пространстве;
- использование в речи коротких предложений и простых фраз;
- проблемы с вниманием и памятью;
- быстрая утомляемость;
- написание слов задом наперед;
- плохой почерк, несоблюдение строчки;
- большое количество ошибок при списывании текста;
- ошибки при согласовании слов (красный кофта, пять мячов);
- нежелание читать, особенно вслух;
- нарушения координации движений, неуклюжесть;
- жалобы на головную боль после чтения.
Для коррекции дислексии существуют специальные методики, помогающие ребёнку справиться с трудностями процесса чтения. В своей работе их используют логопеды и нейропсихологи.
Родители также могут заниматься с ребёнком дома как по заданию специалистов, так и самостоятельно.
комплекс логопедических игр и упражнений для преодоления дислексии для детей дошкольного и школьного возраста.
1. Упражнения со звуками
- узнать на слух гласный или согласный звук среди других звуков и хлопнуть в ладоши;
- назвать последний звук в слове;
- игра «Доскажи словечко»: добавить недостающий звук в конце слова (футбо…, телефо…, самолё…);
- игра «Цепочка слов»: подобрать второе слово, начинающееся на последний звук первого (мост — топор — ракета — автобус и т. д.);
- указать место звука в слове;
- игра «Один-много»: мама называет слово в единственном числе, ребёнок должен назвать то же самое слово во множественном (тетрадь — тетради).
2. Упражнения с буквами
- выложить букву из счётных палочек;
- узнать букву, вырезанную из картона, наощупь с закрытыми глазами;
- игра «На что похожа буква?»: придумать, на какой предмет может быть похожа та или иная буква (например, буква «П» похожа на ворота, «Г» — на вешалку и т. д.);
- узнать букву, «написанную» пальцем на спине, на ладони или в воздухе;
- придумать слово на заданную букву;
- дописать букву;
- найти и обвести нужную букву среди других.
3. Упражнение со слогами
- придумать слово, которое содержит заданный слог в начале, середине, а затем в конце слова (например, слог МА есть в словах «Маша», «панама», «Тамара»);
- составить заданный слог из букв разрезной азбуки;
- поделить слово на слоги и прохлопать ритм.
4. Упражнения со словами
- составить цепочку, где все слова отличаются только одной буквой (зайка — майка — гайка и т. д.);
- прочитать слово наоборот;
- подобрать синоним и антоним к слову;
- найти слова среди буквенного текста;
- найти короткие слова в длинном;
- игра «Четвёртый лишний»: найти лишнее по смыслу слово среди остальных (печальный, грустный, звонкий, унылый).
5. Упражнения со словосочетаниями
- подобрать прилагательное к заданному существительному (белка — рыжая, пушистая, озорная);
- подобрать глагол к заданному существительному (Что можно сделать с морковкой? Съесть, посадить, выкопать, приделать снеговику вместо носа и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....